Главная
Что
Где
Форум
ММБ-лайт для самых маленьких.

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru
Аня Чехлова, Миша Агеев

Сомнений и колебаний не было: на ММБ-lite идем втроем! До рождения Коля уже успел дважды побывать на ММБ (второй раз – год назад на осеннем ММБ-lite). Мы сейчас каждые выходные стараемся выбраться в лес, поэтому уже знали, что главное – правильно собраться и экипировать ребенка, чтобы он не замерз и не промок. Опыт показывал, что даже слегка замерзший или слегка промокший, Коля неизменно пребывал на природе в хорошем расположении духа. И лишь проголодавшись, давал родителям понять, что никаких задержек тут быть не может: "Жрать хочу, и баста!" Но для грудного ребенка еда у мамы всегда с собой, поэтому я лишь заботилась, чтобы было на что плюхнуться, не особенно выбирая для этого место.

Все лето Коля "проходил" в кенгурушке, но если ребенок весит больше 10 кг, да плюс еще теплая одежда, далеко от дома не уйдешь! Сначала Колю переселили в маленький очень удобный рюкзачок "Evenflo" (специальный рюкзак для переноски ребенка). В нем он успешно путешествовал и на Соловках, и по Подмосковью. Но долго носить этот рюкзак оказалось трудно – уставали плечи. И место для вещей ограничено. Поэтому на все выходы с ночевкой ребенка несла я, а Миша тащил о-очень большой рюкзак со всеми вещами на троих.

Потом друзья отдали нам видавший виды рюкзачок фирмы "Vaude" для более взрослого ребенка, с хорошей подвеской и большим карманом для вещей. В комплекте к нему когда-то был тентик, но он сломался. Поэтому последние две ночи Миша с увлечением мастерил новую конструкцию: сгибал трубки для каркаса и шил тент, закрывающий ребенка сверху. Для защиты с боков на тенте закрепили старую накидку. Я тем временем шила чуни из нескольких слоев синтепона и каландра сверху: у неподвижно сидящего ребенка ноги мерзнут и в меховой обувке с любым количеством шерстяных носок.

Сначала мы собирались идти втроем. Но в самый последний вечер с нами пожелали идти Мишины друзья: Юлька с подружкой и Вовка, тоже с подружкой. Миша для приличия попугал их дождем, холодом и прочими трудностями, но они своего решения не поменяли. Мы были довольны свалившейся на нас хорошей теплой компании – все равно спешить и соревноваться особенно не собирались.

Вещей взяли минимум (рюкзак с ребенком и все ребенкины вещи – это дополнительно около 17 кг), по дороге прикидывали, что бы еще подкинуть друзьям. Надежды не оправдались – наши рюкзаки оказались легче. Зато Вовка взял топор, и костер у нас и перед стартом, и на ночевке был что надо.

Стартовать вовремя не удалось: пока Миша получал карту, Коля решил покушать. Зато потом до самой темноты спокойно ехал на папе, то спал, то смотрел по сторонам, то пел и радовался жизни.

Количество народа впечатляло. У первого КП пришлось даже постоять в очереди к компостеру. Мы двигались неспеша, на просеках то и дело слышали сзади громкий треск, пыхтенье и топот – нас обгоняли другие группы. Скоро мы стали замечать, что некоторые из них делают это уже не по первому разу.

Невольно обратил на себя внимание человек, легко и бесшумно пробежавший мимо нас вверх по склону оврага перед третьим КП. Это оказалась Марина Галкина, стартовавшая предпоследней.

Как только стемнело, Коля вспомнил, что давно не ел, и громко сообщил об этом окружающим. Попытки уговорить его немножко подождать до финиша к успеху не привели. Миша почти бегом добежал до нужного поворота с шоссе, там мы и устроились на привал. Нас догнали двигавшиеся вдоль дороги фонарики других групп и почему-то прошли мимо.

Впечатляющее зрелище – лагерь в пойме реки. Ночной этап еще не стартовал, и все пространство было заполнено светлячками-фонариками. Потом, после старта, фонарики стали подниматься на противоположный берег, и оттуда послышались восхищенные возгласы. Самый громкий и выразительный, судя по использовавшимся выражениям, видимо, принадлежал Леше Савватееву.

Мы на ночной этап и не собирались – спуск в темноте к поляне еще раз показал, что ночью с ребенком за спиной можно идти только по дороге. Ночевали под тентом – комаров нет, зачем таскать лишние килограммы? И удобно – утром сняли его уже перед самым выходом.

Друзья наши посмотрели утром на дождик и дальше с нами идти отказались. Зато вечером у костра было весело. Чуть позже подошли Антон и Саша с пятилетним сыном Егором. Егор меня очень порадовал – все прошел сам, половину маршрута – уже в темноте и через лес. Он был очень довольный, говорил, что совсем не устал. Утром радостно общался со мной и с Колей.

На третий этап опять не получилось вовремя стартовать, зато, пока Коля ел, дождь постепенно стих. Увы, ненадолго. По дороге к пятнадцатому КП он прихватил нас с новой силой. Мы готовы были не обращать на него внимания и наслаждаться осенним лесом, прекрасным в любую погоду, но оказалось, что накидка, свисающая с Колиного рюкзака, изнутри мокрая. И рукава Колиного комбинезона тоже мокрые. А я, понадеявшись на непромокаемость накидки, не надела ему поверх комбинезона непромокаемую курточку. Пришлось остановиться и срочно «герметизировать» ребенка. Заодно покормить и переодеть. На руки под комбинезон надели большие шерстяные носки, на них поэлителеновые пакеты. (Интересно, что когда в другом походе нам нужно было утеплить ребенку ноги, мы надевали на них варежки.)

Прикинув, за какое время под полупромокаемой накидкой Колин комбинезон промокнет полностью, мы поняли, что надо сваливать.

Пока возились с Колей, сильно промокли и замерзли сами. Сырая и теплая одежда стала сырой и холодной. Посмотрели на карту, решили пройти через 15 и 16 КП, до которых оставалось совсем чуть-чуть, а затем выходить на дорогу. От 15 КП по оврагу шла натоптанная тропа – видно было, что глину здесь месило множество ног. После 16 КП мы собирались свернуть с маршрута, но натоптанная тропа продолжалась и по лесу, как раз в самом подходящем направлении. Мы дошли по ней до 17 КП, и, поскольку дождь не стихал, все-таки решили сваливать. Оптимальный путь свала все равно проходил через финиш. "Народная" тропа манила и бежала туда самым прямым путем через оставшиеся КП. Но я представила себе, что в ближайшем овраге под непрекращающимся дождем надо будет остановиться и покормить Колю (минут 20, и не из бутылочки!), и согласилась идти через деревню.

Коля и вправду вскоре начал слегка похныкивать, и, чтобы поднять его боевой дух, а заодно и свой, мы шли и громко пели бодрые согревающие песни. Помогло.

Сзади нас нагоняла мокрая толпа сваливших с дистанции перед 17 КП.

Перед самой деревней ветер бросал дождь в лицо, и Коля опять расстроился. В деревне Хочёмы мы попросились в дом покормить ребенка. На крыльце одного из домов стоял мужик и рассматривал проходящих мимо туристов.

- Добрый день. Можно у вас в тепле ребёнка покормить?

- Проходите. Сейчас только собак загоню, чтоб не мешали.

Мы проходим в самую дальнюю и тёплую комнату дома.

- Вам дать ложечку, чтобы ребёнка кормить?

- Спасибо, не надо. Он у нас грудной.

Удивлению мужика не было предела.

Мы посидели минут сорок. Покормили и переодели Колю. Комбинензон слегка набух от воды, но насквозь еще не промок. Немного дождя залилось за шиворот. Ребёнку дали возможность подвигаться и отдохнуть от рюкзака. Рассказали хозяину дома про ориентирование, показали на карте маршрут. Из разговора запомнилась фраза "Такая погода любит москвичей" :-) Напоследок нас угостили сладкой антоновкой и потрясающе вкусными солёными огурцами.

Когда мы пришли на финиш, дождь почти кончился. По дороге Коля почти сразу сладко заснул, убаюканный свежим воздухом и плавным покачиванием рюкзака у папы за спиной. Проснулся уже в автобусе, на котором мы доехали до Белопесоцкой, и вскоре сели в тёплую, просторную электричку.

Ехали вместе с другими участниками ориентирования. Все были довольные, уставшие. Выспавшийся и нагулявшийся Коля был довольнее всех. Он просто кипел нерастраченной энергией, ни минуты не сидел спокойно, всем улыбался, "гулил" на весь вагон, хватался за все, до чего удавалось дотянуться, с аппетитом грыз подаренную антоновку, был бодр и весел как никогда.

Общее впечатление: очень праздничная обстановка, везде встречаешь друзей и хороших знакомых. Ориентироваться на дневных этапах, правда, было совсем (может быть даже слишком) просто. Говорят, ночной этап был совсем не детский, ну, это в следующий раз. И лес очень красивый!

Аня, Миша, Коля.

Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  14:39 10/03 2005