Лёня Фишкис

Маршрут: пд. Санино – Старово – Ильинское – р. Молодынь - Никифорово – Финеево – пл. 157 км.

Участники: Лёня Фишкис, Рита Красносельская, Боря (7), Яша (4); Володя и Надя Куцаевы, Максим (4); Наташа Зотова, Женя (4); Коля и Маша Тужилины, Валя (10), Боря (7), Палаша (0.5); Саша Красносельский. Марфа (11).

Все дети, кроме Палаши, шли самостоятельно.

Маршрут получился небольшим (всего 27 км.), но нам очень понравились красивые, тихие и безлюдные окрестности р. Молодынь. Нам очень повезло с погодой – обещанных дождей почти не было. Комаров в лесу не было, ночью достаточно холодно. Есть клещи, на солнышке могут греться гадюки.

Карты: атлас Владимирской области издательства «Арбалет», масштаб 1:100000;

топокарта, масштаб 1:100000 (O-138)

7.05

Выезжаем с Курского вокзала на электричке в 8.52 до Петушков. Пришли заранее, поэтому смогли комфортно сесть. Народу много, но не смертельно – на первые майские было гораздо хуже. Выходим в Орехово-Зуеве и пересаживаемся на электричку окружной ветки – она уже стоит на соседнем пути. Для пересадки нужно подняться на мост (и перейти на соседний путь направо, спустившись по дальнему от Москвы спуску). Можно просто пройти по платформе от Москвы и спрыгнуть. Где-то через пол-часа выходим на пл. Санино. Время 11.25. Рядом с платформой довольно большой посёлок - идём по грунтовке на С, ССВ, оставляя посёлок справа. Слева от дороги – бетонный забор. Наконец, дома кончаются, и мы выходим на поле. Тут начинается дождик, но быстро заканчивается, едва мы надели куртки. Проходим поле и дорога заканчивается Т образным перекрёстком – нам налево. Старово уже видно, поэтому мне не хочется идти до «официального» поворота, и мы сворачиваем направо при первой же возможности. Пройдя по задворкам метров 100 – 150 поворачиваем налево и выходим на главную улицу деревни. Судя по карте и указаниями местных жителей нам по этой дороге, никуда не сворачивая, идти через старицу до Киржача. Деревня симпатичная, греет солнышко, и сразу после моста через старицу устраиваем привал. Идём мы небыстро, поэтому планируем дойти до Киржача и устроить около него обед. От старицы до самого Уиржача дорога идёт через шикарный сосновый лес, подпорченный, к сожалению, палом. Через Киржач мы переходи по подвесному мостику. Метрах в 100 справа находим симпатичное место и устраиваем обед, вспугнув по дороге пару ящериц и ужа. Воду мы брали из дома, но на чай и суп её не хватит, поэтому решаем сварить суп на воде из Киржача. Эксперимент прошёл успешно - никто не отравился. Мимо нас каждые 5 минут проплывают байдарки. Дети носятся около реки – им хорошо. Взрослые радуются жизни около костра. Надо отметить, что мы со всей аккуратностью относились к разведению костра и его тушению, т.к. на всём маршруте трава и лес могут легко загореться. Пообедав, возвращаемся на дорогу и идём к селу Ильинское. Дорога загибается в Никифорово, поэтому мы сворачиваем направо, как только открывается вид на красивую церковь в Ильинском. Потом ещё не раз мы будем видеть её с разных сторон в нашем походе. Подходим к кладбищу около церкви – здесь есть дорога, которая идёт к церкви (налево), а есть - огибающая посёлок (прямо). Мы пошли налево. Посмотрели вблизи на церковь, вернулись немного назад и пошли по улице, надеясь, что она продолжится дорогой. На карте показана лесная дорога на ЮВ, которая должна приводить к впадению реки Молодынь в Киржач. На местности, видимо, она начинается как раз на перекрёсте (там, где мы пошли налево). У конца улицы читалась заросшая старая дорога в нужном нам направлении, кроме того, местный житель сказал нам, что дорога приведёт нас к «устью», если мы будем «забирать вправо» (слева болота). От конца улицы отходит ещё одна лесная дорога. Я оставил всех немного отдохнуть, а сам немного пробежался по этой дороге – вначале она идёт вдоль домов, а потом уходи в СВ направлении. Вероятно, это ещё одна дорога в Никифорово. Мы не стали возвращаться к перекрёстку и пошли по старой лесной дороге – по ней давно никто не ездил, но идти можно. В какой-то момент вспугнули очередного ужа. Забирая, как нам велел местный житель и компас вправо, мы вышли на проезжую лесную дорогу и устроили привал. Дорога в этом месте выходит на вырубку – я немного прошёлся вперёд и… вспугнул на этот раз гадюку. Дети, тем временем, упражнялись в стрельбе из луков, которые им сделали взрослые. Пройдя совсем немного по вырубке, мы увидели слева сооружения «ролевиков» - ограды, ворота и даже смотровые вышки из дерева, рвы … Пройти мимо и не дать детям там полазить было бы негуманно, поэтому останавливаемся на внеочередной привал. Судя по карте, мы совсем недалеко от изгиба Молодыни, и пройдя 100 метров по лесной дороге (она приходит слева к дороге, по которой мы шли), я увидел речку – она оказалось очень живописной и гораздо шире, чем я ожидал. Мы никак не могли решить, идти ли нам дальше к Киржачу или остановиться здесь. В результате, после проведённых разведок, было решено остаться на месте привала – до Киржача около полукилометра, но вдоль него наезженные дороги и велика вероятность, что стоять мы будем не одни. Здесь же чудесный светлый сосновый лес, рядом чистая речка, развлечения для детей и … тихо. Дров полно, мы даже ничего валить не стали. Опять аккуратно окапываем костёр. В этот день прошли не больше 8 км.

08.05 Дежурные встают в 7.40, мы неторопливо собираемся, и в 10.50, тщательно залив костёр, выходим. Идём по лесной дороге вдоль левого для нас (правого орографически) берега Молодыни. Дорога быстро заканчивается, упираясь в еловые посадки – идём вдоль берега, выбирая более-менее удобный путь. Начинаются пойменные луга, на берегах видны следы бобров – остро заточенные ветки и деревья. Иногда читается тропика или след от колеи – здесь, наверное, хорошие охотничьи угодья. На лугу появляется вода и дети кричат: «болото»! Если аккуратно идти, то можно пройти и в кедах, не замочив ног. Начинается дождик – наш брег здесь чуть-чуть приподнимается, и мы натягиваем тент в сухом месте между сосенками. Здесь в лес уходит дорога. На карте она не обозначена, но скорее всего она идёт в Ильинское или Никифорово. Нам туда не надо, поэтому бегу на разведку вдоль реки. С нашего берега вдоль самой воды идёт тропка, но видно, что наш берег дальше опускается и там начинаются действительно большие болота. Другой берег высокий и хочется туда. Через речку лежит бревно, по которому я перехожу и нахожу тропинку на другом берегу. Остаётся вопрос, как переправлять детей. Возвращаюсь к месту отдыха. После обсуждения решаем продолжить развлечения – идти вдоль речки, и переправляться на другой берег. Подходим все вместе к бревну. На другом берегу Саша находит валяющееся бревно, и, немного повозившись, удаётся положить его рядом с первым. Дети чувствуют всю серьёзность момента, взрослые щёлкают фотоаппаратами – в результате все успешно перебрались. Тропинка по этому берегу идёт по достаточно густому еловому лесу – зато сухо. Сверху тоже капать перестало. Через какое-то время тропика уходит в еловые заросли и выходит к болотине – здесь в Молодынь впадает ручей. Я вначале ошибочно решил, что это приток, обозначенный на карте, но выяснилось, что нет. Для детей новое развлечение – взрослые стелят гать. Форсируем топь и снова идём по тропинке по лесу. Нам, вроде, совсем недалеко до моста, обозначенного на карте, но вместо моста мы выходим к очередному топкому месту – это точно приток, обозначенный на карте. Пока готовился обед я сбегал на другой берег притока и обнаружил там дорогу по берегу Молодыни – дальше будет идти проще. Топь оказалась не такой уж и топью, поэтому, пообедав, мы быстро пересекаем её. Разведка пошла на пользу, т.к. не знай я, где с другой стороны дорога – выводил бы всех на мокрые луга около Молодыни. По дороге быстро доходим до .. нет, не моста, а того места, где он, возможно, раньше был. Очень хорошо читается дорога Петряево – Никифорово, видна также дорога на север по нашему берегу Молодыни, а моста – нет. Есть накиданные брёвна через реку, по которым вполне можно перебраться. Скорее всего, переходить здесь речку мы будем завтра, а сегодня мы хотим продолжить движения к истоку Молодыни. Дорога идёт сначала берегом, но потом всё больше и больше начинает заваливаться вправо (на восток), но, когда я остановил группу чтобы поориентироваться, выяснилось, что рядом перекрёсток, и есть дорога, уходящая в правильном направлении. По ней мы и пошли с Володей, оставив остальных немного отдохнуть. Вскоре дорога перешла по мостику дренажную канаву – это место хорошо видно на карте. Ещё 100 метров, и дорога поднялась на живописную вырубку. Конечно, вставать было рановато, и прошли мы недалеко, но не было понятно, где дальше будут удобные места для ночлега. Пройдясь ещё немного вдоль Молодыни, мы увидели бобровую плотину, и перешли по ней на другой берег, чтобы посмотреть, нет ли там тропы (назад, к устью). Нас поразило, какое прямое русло здесь у реки. Тропа на другом берегу быстро привела к Молодыни – могли бы сразу догадаться, что «прямое» русло – это очередная канава, которая изображена на карте. Через настоящую Молодынь мостика или бревна не оказалось, поэтому, подумав, мы всё-таки решили остановиться на вырубке, а завтра вернуться к мосту. Вернувшись к группе, мы, с некоторым облегчением, получили поддержку своей идеи. Быстро все вместе дошли до вырубки и встали там. Очередное тихое и красивое место. На это раз до воды идти оказалось чуть дольше, т.к. для этого приходится проходить старицу. Если идти по дороге дальше, то скоро (метров через 400) она выходит на поле рядом с дер. Акулово. В Подмосковье все такие поля обычно застроены дачами, а тут наблюдаешь прямо идиллическую картинку: большое поле, окаймлённое лесом, а слева, на пригорке, деревенька. Времени было много, поэтом я сбегал на разведку назад к мосту, чтобы быть уверенным. Что дорога на другом берегу идёт в правильном направлении, и мы не будем завтра плутать подороге в Никифорово. Вернулся я к разгару войны между «мальчиками» и «девочками». Детям были выданы лопаты и сказано: «Копать!» – и они быстро вырыли себе окоп, который потом завалили вениками. Веники эти лежали кучей на краю вырубки. В результате, вместо окопа получилась землянка. Солнце садилось, запели птицы, мы немного попели у костра и пошли спать.

В это день было пройдено около 7 км.

09.05

Утром я встал около 7 и ещё раз порадовался красоте места, где мы стояли. Уже вовсю пели птицы, достаточно неожиданно, с громкими криками над вырубкой пролетел гусиный клин. Быстро позавтракали и стали собираться – вышли всё равно только в 9.30. Быстро дошли до «моста» и переправились по брёвнам. По уже разведанной дороге пошли в сторону Никифорово и через какое-то время вышли на опушку леса. Здесь дорога идёт по берёзовой аллее, а слева и справа видны молодые берёзовые посадки. Немного прошли от леса и устроили привал. Ещё минут 10 по дороге, и показалось Никифорово. В трёх метрах от нас зашуршала, уползая, гадюка. Заходим в Никифорово и идём по главной улице. В центре деревни около обелиска стоит народ – отмечает День Победы, но наше внимание привлечено другим – двое гусар времён 1812 года едут навстречу на лошадях. Гусары охотно дали посмотреть на себя и немножко рассказали про обмундирование. Из Никифорово выходим по одной из дорог на ЮЗ – к дороге на Финеево. Через переход доходим до моста через Киржач, и уходим здесь направо в красивый сосновый бор на высоком берегу реки. Здесь многочисленные следы пикников, а главное, следы недавнего пожара. Обедаем. Небо затягивает тучами, нам словно намекают, что пора поторопиться. Смотрим расписание электричек, и понимаем, что достаточно спокойно успеваем на электричку в 16.14 на Орехово Зуево (запасной вариант 16.45 в Александров). Возвращаемся на мост, переходим Киржач и доходим до Финеево, здесь поворачиваем налево по дороге и минут через 5 доходим до магазинчика, где закупаемся соком. Здесь нам нужно повернуть направо к станции. Проходим по дачам на поле, за которым уже видна платформа. У нас в запасе почти час, поэтому мы сначала отдыхаем на поле рядом с дачами, а потом перебираемся к станции, рядом с которой находим не очень грязную полянку, и снова приваливаемся. Электричка приходит вовремя, народу достаточно много. Начинается дождь, но мы уже в электричке. Через пол-часа пересадка в Орехово-Зуеве. Успеваем купить билеты и мороженое. Электричка в Москву набита, поэтому ставим рюкзаки в тамбур и сажаем на них детей и Машу с Палашей. Дождь нас достал только в Москве. Выброска получилась тяжёлой, но она не испортила впечатления от похода.