Рита Красносельская, Леня Фишкис

rtkratmaildotru, lfatnewmaildotru


Участники

 

Лёня, Рита, Борис (9.6), Яков (6.3), Марк (1.2); Володя, Надя, Максим (6); Миша, Маша




Нитка маршрута

 

Смоленск — Печорск — Жуковка — Плаи - * - Самолюбово — Сыр-Липки — Аполье — Донец — Нов. Пересуды (Водилки) - * - Мыльнище - Борок — Шапы — Савино — Корево — Воробьи — Никитенка - *- дневка - * - Аносинки — Подосинки — Евсеевка — Коззевщина (нежил) — Абрамовщина (нежил) - * - Рясное (нежил) — Ореховщина — Королевщина — Ильино — * - Первомайский — Поляки - *- Бенцы — Старая Торопа

 

* - место ночевки

 

Геоданные: трек и точки

 

Трек начал писать после Жуковки, и закончил около Бенц. Точки обычно обозначают места наших обеденных и ночных стоянок.


Дневник

 

1 день (26.04)

Приехали в Смоленск и довольно долго собирали велолсипеды. Поехали в центр посмотреть город и поесть. На удивление, не удалось найти нормального кафе, работающего в 9 утра. Посмотрели город, вернулись почти назад в район вокзала. Значительный рельеф, т.к. Смоленск стоит на высоком берегу Днепра. После пересечения с М1 машин стало совсем мало. В Жуковке можно закупиться продуктами. После Жуковки кончается крупная населенка — только деревни — можно вставать на обед и ночевку. Мы не смотрели места, но с дороги очень симпатично выглядят окрестности озера Пениснарь. В силу разных причин встали на обед сразу за Жуковкой (воду брали из магазина в бутылках). Ночевали на притоке р. Сосенка.

38 км. Ясно, жарко. Асфальт, значительный рельеф.

 

2 день (27.04)

Как было известно заранее, асфальт закончился в Аполье — начался ухабистый грейдер, который продолжается до дер. Донец. Обедали не доезжая деревни Дубровка — воду брали из торфяного болота справа от дороги. Можно, по идее, обедать на р. Опаленка В Донце более ровный грейдер, а с границы районов до середины лер. Холм — асфальт. Потом снова песок. После дер. Диво — асфальт. Местные подтвердили, что у нас есть шансы пройти от Шап до Корево, а также дали ценную наводку: на Мыльнище и далее в Борки нужно пробираться не через дер. Диво (как я планировал), а по асфальту, который начинается где-то после Водилок (видимо, это местное название деревни Новые Пересуды). На карте там пунктирная дорога, а на местности — шикарный асфальт без машин в окружении красивого леса. Ночевали на каком-то ручье, пересекающим дорогу.

43 км. Ясно, жарко. Асфальт, грейдер, рельеф

 

3 день (28.04)

Доезжаем по шикарному асфальту до Борков — начинается грейдер, причем часто с неутрамбованным песком. Появляются сосны (хотели сосновых боров — пожалуйста!) В Шапах уточняем дорогу: «Есть более короткая, но она заросла, и Вы её не найдете. Идите лучше на Корево.» Так и сделали. Отошли немного от Шап и встали на обед в шикарном лесу с видом на долину р. Гобза. Как только вышли за последний живой дом в Савино пришлось слезть с велосипедов. На пути до Корева садились на них редко. Обедали на стрелке Гобзы и правого (ор.) притока. Не доходя Корево было несколько ручьев, где можно встать. За полкилометра до Корево начинается грунтовка, в Корево встаем на грейдер. Времени 18, все устали, но решаем доехать до Прежевальского, и ночевать там цивилизованно, чтобы не тратить время на сбор/постановку лагеря и устроить завтра дневку.

50 км. Ясно, жарко. Немного асфальта, много грейдера, грунты.

 

4 день (29.04)

Дневка в заповеднике. Катаемся без груза по озерам: Чистик, Дго, Петровское, Баклановское, Рытое. Есть оборудованные места для стоянок с палатками в красивых местах, в частности на оз. Рытое. Платить нужно либо заранее в Прежевальском, либо на месте.

После обеда едем в Прежевальский закупаться, заодно смотрим на оз. Сашпо. Вечером баня. Видно, что приходит фронт и завтра, скорее всего, погода испортиться.

33 км. Ясно, жарко. Асфальт, немного грунта, рельеф.

 

5 день (30.04)

Фронт пришёл, но дождей пока нет. Едем по асфальту до дер. Мякуры — дальше «большак» до Евсееввки. В Подосинках работает магазин, где от продавщицы узнаю, что дороги в Тверскую область всё-таки есть. После Евсеевки начинаются тяжелые грунты. Цибульки — последняя полуживая деревня. Обедаем сразу после нежлой Козеевщины. После обеда пересекаем границу и выходим к нежилой Агеевщине. На радостях теряю бдительность и дорогу: идём, едем по какой-то "рыбацкой" колее вдоль Ельши, в то время как дорога обходит болотистую низменность слева. До дороги недалеко, но нужно перейти приток и большой овраг. Все устали, но стоять хочется в боле приятном месте, поэтому «прорубаемся» к дороге и первому удобному месту. Быстро ставим лагерь. Перед ужином сбегал на разведку - ещё через 200 метров более тихое и удобное место, но переставляться уже не будем. Впрочем, ветер нам не помешал, да и к ночи стих.

41 км. Переменная облачность. Асфальт, грейдер, грунт.

 

6 день (01.05)

Доходим до Ореховщины — первой жилой деревни Тверской области. По дороге к ней симпатичный лес и красивые виды Ельши. От Ореховщины проезжий грунт и мы радостно садимся на велосипеды. После Ореховщины на Ельше есть несколько симпатичных мест для стоянки или обеда. Доезжаем до Королевщины, где переходим большую реку Межа по пешеходному мосту. Обедаем, не доезжая Ковалей. Дорога — грейдер. После Ковалей асфальт, но он, к сожалению, только кусками. Заезжаем в Ильино закупиться, На ночь встаем на оз. Колодно.

31 км. Пасмурно, иногда дождь. Грунт, грейдер

 

7 день (02.05)

Переезжаем Западную Двину. Асфальт по-прежнему только местами. Наконец, примерно в районе Ганощенок идёт асфальтовое покрытие. Меняется лес, появляются сосны. Не доезжая оз. Бенцы тихое и красивое озеро Нерето. Встаем на обед и дневку (точнее две полудневки). Погода наладилась. Закупаемся в Бенцах, а потом едем кататься вокруг озера Савинское. Стоянки есть и на оз. Бенцы, и на Свинском, но народу на этих озерах гораздо больше, чем на нашем.

24 км. (без учета радиалки) Переменная облачность, тепло. Асфальт, грейдер.

 

8 день (03.05)

Встаем не торопясь, завтракаем. Решаем продолжить дневку. Отсыпаемся, треплемся, Володя ловит рыбу. Из пойманных им щук делаем шашлык — даже дети, которые кричат, что не едят рыбу — с удовольствием пробуют. За полчаса перед выходом пошёл ливень, но быстро кончился. По дороге до Старой Торопы несколько раз накрапывало.

19 км. Переменная облачность, тепло. Асфальт.

 

 


Фотоальбомы путешествия

 

Лёни и Риты

 

Маши и Миши

 

Володи и Нади

 


Впечатления и рассказы

 

Риты

 


Замечания

 

Фауна. Штук 10 клещей сняли ползающими, два успели впиться в Янкеля, причём второго нашли только в ванне в Москве.

Много муравьёв, кое-где сложно выбрать место под палатку. Змей видели штуки 3, на полях занудствовала мошка, хорошо хоть комаров не было. Из домашних животных преобладали собаки, обычно смирные. Единственным исключением была такса в Пржевальском. Казалось, она всю жизнь ждала момента, чтоб броситься на велосипедиста, и, завидев нас, ринулась поперёк дороги прямо под колёса жигулей. Водитель жигулей отделался испугом.

 

Местное население. Старики в вымирающих деревнях охали и были бы рады с нами пообщаться подольше. 1 мая стало страшновато, когда мы поняли, насколько пьяны водители встречных машин.

 

Связь. Периодически работала. Точно есть в деревнях Холм, Диво, Прежевальском, Старой Торопе.

 

Снаряжение. Тент (3 на 4), каны 5 и 7, тросик, топор, пила-цепочка, половник. Горелку с баллоном брали на всякий случай (стоянка в заповеднике и т.п), но не пригодилась - готовили всё время на дровах, а в заповеднике жили цивильно. Брали рации (Спасибо Боре Ашкинадзе и Второму каналу) - оказалось очень удобно: включали при любом разделении (кто-то отстал, уехал вперёд, любая разведка и т.п.). Эффективная дальность в лесу и на рельефе около 1 км. На открытом пространстве - больше. Каждая семья брала вело-рем-набор и аптечку. Естественно, палатки, спальники, пенки, фонари и т.п.

 

Питание. Часть еды докупали по дороге. Магазины: Жуковка, Холм, Шапы, Прежевальское, Подосинки, Ильино, Бенцы. Для облегчения веса использовали сублиматы "Гала-гала".

 

Навигация. Использовались 2-х километровые атласы Смоленской и Тверской области, километровка "Арбалет" Тверской. Использовался спутниковый навигатор GPS Garmin eTreck HCX и векторные карты к нему. Векторные карты давали детализацию на уровне 2-х километровки, но всё равно использование GPS ускоряло и упрощало ориентирование.

 

Планирование маршрута. Нашел на удивление мало отчетов. Полезным оказался сайт смоленских велосипедистов - удалось узнать более актуальную информацию о состоянии дорог. Google Earth даёт хорошое разрешение на начальную часть маршрута, но после Аполья пока помогает мало. Также удалось установить наличие пешеходного моста в Королевщине по фотографии из Panoramio