Главная
Новости
О нас
Карта сайта
Поиск
Кто где был
Горные и пешие походы
Водные походы
Горнолыжные поездки
Отдых на море
В выходные дни
Советы
Безопасность
Обучение
Уборка мусора
Снаряжение
Питание
Слёты туристят
36 Осенний слет туристят 2016
Когда
Как
Прошедшие слёты
Материалы к проведению
Первый раз на слет
Что
Где
Форум
Слёт Туристят 20-21 мая 2000

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru

Женя Кац


    Мне хочется подвести итоги третьего слета Туристят. На мой взгляд, этот слет прошел очень хорошо, удачнее двух предыдущих, и хотелось бы запомнить и записать все удачные и неудачные моменты этого слета.
    Больше всего мне понравилось, какие интересные и яркие люди собрались на этот раз на слете. У нашего костра было такое количество счастливых семей и просто замечательных людей, что такого я уже давно не видела. И дети у всех такие замечательные, и родители такие яркие!
    С другой стороны, программа слета была весьма насыщенной и разнообразной, и, что самое удивительное, большую часть намеченного мы успели осуществить. Я очень благодарна тем многочисленным добрым людям, которые занимались на слете нашими двумя детьми, пока мы с Мишкой организовывали и проводили мероприятия для всех.
Весь слет Гришка ходил с топором в руках
    В субботу приехали школьники – 16 человек из 5-ого класса, и многие родители с детьми самого разного возраста, от 3 месяцев до 13 лет. До обеда мы успели провести Большую Командную игру, которая состояла из 10 этапов, причем часть этапов была силовая, но были и интеллектуальные этапы.
    Мне показалось, что это разумно – чередовать бегательные и умственные этапы, потому что одни команды отличились на тех этапах, где нужна была ловкость и сила: при метании мешочка, при прохождении по бревну и преодолении реки, при проползании и при разжигании костра, и при переносе орехов в ложках через завал… В то же время другие команды или отдельные участники имели возможность проявить себя в показывании фраз пантомимой, придумывании слов и рисовании плана.
    В следующий раз надо постараться более точно уравновешивать команды. В интеллектуальные этапы можно добавить коллективное складывание паззла – там есть место и толковой организации, и всем дело найдется. Можно попробовать добавить какие-нибудь игры на подстройку: вся команда должна пройти куда-нибудь, удерживая 4 ложки или палочки между ладонями. Можно попробовать какие-нибудь игры, где одному завязывают глаза, а другие ему командуют, что делать. И наливание воды в бутылку в такую теплую погоду вполне можно было провести…
    Было много беспорядка в организации команд и некоторая неразбериха, потому что не на все этапы были взрослые наблюдатели. Вероятно, было бы полезно, чтобы один наблюдатель шел с командой по всем этапам, но это не обязательно – столько взрослых трудно набрать. Мне кажется, что это была правильная идея – что на каждом этапе есть свой наблюдатель, который может сравнить, как его этап проходят разные команды. Надо составить более ясные и четкие инструкции для наблюдателей этапов. Важно напоминать детям на каждом этапе, что они – команда, и вместе могут сделать больше и лучше, чем сделали бы поодиночке.
    В задачу наблюдателей входит: объяснить правила и следить за их выполнением, поощрять командную работу, выделить в каждой команде как минимум одного, а лучше нескольких участников и записать, за что конкретно их хочется отметить – за оригинальные идеи, за взаимопомощь, за ловкость, за стойкость и упорство в преодолении препятствий, за волю к победе, остроумное решение, дружную работу в команде, проявленную находчивость, целеустремленность, организаторские способности и др.
    Мне бы очень хотелось, чтобы все или почти все получили призы и грамоты – но не просто за участие, а за что-то особенное. Командная игра помогла выявить самых ловких, самых изобретательных, самых ползучих, самых упорных, самых толковых командиров.

    Вечером была проведена Полоса Препятствий. Детям она понравилась, и препятствия были вполне интересными, но надо было более четко записывать возраст участников, чтобы наградить и малышей тоже.
    В Полосе препятствий был проход по натянутой веревке через реку, который оказался сложным для многих, и был подъем на веревочную лестницу, - малышам слишком трудно, а большим – слишком легко. Надо будет в следующий раз объединить эти препятствия – натянуть веревочные лестницы параллельно земле, чтобы по ним переходить реку.

    Для самых маленьких я и в субботу, и в воскресенье показывала сказки, но в целом малышами занимались мало. С другой стороны, им в лесу и без того очень интересно, так что для них более насыщенная программа и не нужна.
    Я привозила с собой кучу развивающих игр, но не доставала их, поскольку мне некого было назначить ответственным за эту игротеку. В плохую погоду эти игры бы очень пригодились, а так могли быть, но и без них было неплохо.

    В воскресенье была игра "Поиски клада". Придумали мы эту игру осенью, и кладами были арбузы. Теперь у нас была проблема – придумать, что положить в клады, и как обставить поиски.
    В качестве клада выступили монетки, ракушки и белемниты – древнейшие окаменелости, которые Мишка недавно нашел в районе Воскресенска.
    Оказалось, что у нас набирается две команды, причем в одной малыши лет 4-6, а в другой – трое детей 11-13лет и взрослые.
    Младшая команда кладоискателей вышла из лагеря и отправилась на поиски по легенде. Они обнаружили в указанном месте над ручьем бутылку с запиской – с трудом добыли бутылку и с еще большим трудом извлекли записку. Потом им надо было развести костер, чтобы согреть старого пирата. Тот согрелся и сказал им заклинание для победы над чудищем. Кладоискатели добрались до места, где был спрятан клад, победили чудище при помощи заклинания, и нашли сокровища.

    Все было бы совсем хорошо, но электричка на пути домой была такая набитая, что дети очень устали от жары, духоты и тесноты.

    Что мы не сделали из намеченного? Забыли провести прыжки в высоту, игры в угадай на вкус и на ощупь. Впрочем, и без того программа получилась изрядно насыщенной, к тому же очень хорошо попели вечером у нашего костра.
    В целом слет прошел очень удачно и ярко, хотя было много накладок и неразберихи. Буду очень благодарна всем, кто пришлет свои отзывы и критические замечания по поводу этого слета, а также пожелания и предложения по поводу следующего слета. Мы планируем во вторые или третьи выходные сентября проводить Слет Туристической учебы для школьников. Частично программа будет совпадать, но хотелось бы сделать мероприятие более учебным.
    С другой стороны, мне лично кажется, что слушать лекцию о том, как правильно пилить дрова, почти бесполезно. Надо каждому дать попилить с тем, кто умеет, и поучить лично каждого. Точно так же можно учить и общению с веревками, страховке, использованию обвязки, жумаров и спусковухи. Вероятно, стоит поговорить про компас и карту, про условные обозначения на них, показать карты для спортивного ориентирования, схемы, планы, расхребтовки и др.
    О безопасности в походах поговорить очень хочется, но на мой вкус, даже этот серьезный разговор не стоит превращать в лекцию. Мне кажется, лучше устроить общее обсуждение смешных расссказиков о том, как не надо ходить. Рассказ про поход по типу – найдите и объясните 10 ошибок. ("А Катя натерла ноги и отстала от группы. Я решил ее подождать, и мы вместе заблудились. Мы положили рюкзаки в кустах возле тропинки и побежали в разные стороны, чтобы найти группу, но потом не смогли найти рюкзаки, да и друг друга чуть не потеряли." И так далее.)
    Мне кажется, важно подсказать детям идею о том, какими способами можно организовать страховку – к примеру, при переходе речки по бревну. Совсем не все знают и пробовали на своем опыте, как помогает для поддержания равновесия такая помощь, как поддерживание за палочку с берега. Это очень наглядно можно показать. Берем бревно, по которому легко пройти с открытыми глазами. Закрываем глаза – и начинаем падать. После этого с закрытыми глазами придерживаемся за прутик, качающуюся ветку, травинку – и идем очень уверенно, как с открытыми глазами.
    О чем еще было бы полезно поговорить? Быть может, об особенностях готовки еды на костре?

    Буду благодарна всем, кто придумает, покажет и расскажет, чему и как учить детей в походе. А еще – зовите на наш слет своих друзей и знакомых с детьми! И сообщите мне телефоны и адреса тех, кого бы следовало пригласить на следующий слет.

Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  10:03 25/01 2005

Версия для печати