Женя Кац


Вот мы и провели четвертый слет Туристят. Слет получился ярким и разнообразным, совсем не похожим на три предыдущих. Дело в том, что на этот слет, к сожалению, по разным причинам пришло очень мало наших знакомых с малышами, зато было очень много школьников - 70 детей 10-12 лет. В основном это были дети из Вальдорфской школы, которые пришли со своими учителями и родителями - очень приятные и интеллигентные взрослые, очень славные дети. Мы разбили их на 6 команд, и устроили Большую Игру, а потом Путешествие - в субботу, а в воскресенье - поиск кладов-арбузов и транспортировку пострадавшего, работу с веревками и полосу препятствий. А для малышей наконец провели давно обещанную игру - угадай на вкус.

 

Мы сами приехали на слет в пятницу вечером: мы с Мишкой и с детьми, и еще две девушки, Настя и Ира. Андрей привез нас на машине, а сам уехал по своим делам, и вернулся только к вечеру субботы. Многие вызывались помочь нам в организации и проведении мероприятия, и все по разным причинам не смогли пойти, так что этот слет мы проводили фактически вдвоем с Мишкой. К сожалению, мы в этот раз довольно поздно вывесили информацию о слете, почти никому не успели позвонить, и разослали слишком мало приглашений. К тому же, в это же время в Туристе наши знакомые Леня и Рита проводили другое подобное мероприятие, и часть людей, которые хотели попасть и туда, и сюда, не пришли.

 

Мы заранее продумали и видоизменили программу нашего слета. Нам хотелось сделать программу для школьников не столько развлекательной, сколько учебной. . Как обычно выглядят подобные походы, если в лес идет 15 школьников, учительница и чей-то папа? Дети приходят на место, взрослые делают для них лагерь, натягивают тент, разводят костер, варят еду. А что делают дети в это время? Носятся с воплями по лесу, играют в бадминтон и поедают принесенные бутерброды. Если есть Полоса Препятствий или Арбузирование - бегают, соревнуются и едят арбузы. Безусловно, даже на таких мероприятиях некоторые из детей приобретают новый опыт, но далеко не все. Нам бы хотелось сделать процесс обучения несколько более конкретным и управляемым.

Мы хотели, чтобы дети попробовали сами организовать переправу через реальный ручей, сами выбрали место для лагеря, сами сделали бы там костер и приготовили чай и еду. Именно для этого каждая из команд отправилась в Путешествие - взрослые по двое сопровождали каждую из команд, но не делали ничего сами и старались не подсказывать. Дети могли использовать взрослых как Кладезь мудрости: взрослых разрешалось спрашивать, с ними можно было обсуждать и советоваться.

Мы не делали на этот раз прохождение разных этапов на время. Для нас было важнее, чтобы дети научились вести себя в группе, заботиться о каждом члене команды, помогать маленьким и слабым.

Мы придумали довольно много различных этапов, реально провели примерно половину из них - и то еле-еле уложились в отведенное время, ведь половина детей приехала только на один день. Вероятно, правильнее было бы делить детей на такие команды, в которых или все на один день, или все на два дня. Нам, к сожалению, пришлось сократить этап приготовления еды в своем лагере, и дети приготовили себе только чай. Если мы будем проводить подобную игру в следующий раз, то постараемся для тех, кто на два дня, устроить самостоятельную готовку пищи на костре - это реальный опыт, который им может пригодиться потом.

Для начала мы отправили одну команду на создание Полосы Препятствий, и они сами делали трубу из коврика, коридор для проползания, бревна, кочки и все прочее.

Другая команда в это же время вышла на этап пилки дров. Мы привезли специально для этого этапа две двуручных пилы, лучковую пилу, ножовку, пилу-цепь и пилу-струну. Дети попробовали и на своем опыте убедились, что колючая струна вообще не пилит, и потому вещь бесполезная. В то же время складная пила, похожая на велосипедную цепь, по два зуба на каждом звене, с пластиковыми ручками весит всего 150 гр, занимает совсем мало места, а пилит не хуже двуручки, а иногда и лучше.

Еще был игровой этап "Кот в сапогах". Вся команда должна была "переправиться" через поляну, имея две пары сапог на всю группу. В роли сапог выступали 4 больших пакета. Дети в разных командах решали эту задачу по-разному: одни переносили друг друга на закорках, другие носили сапоги туда-сюда, третьи прыгали на одной ножке.

Весьма любопытные результаты дал этап "Рисуем карту-схему". Мы натянули из веревочек квадрат, внутри него воткнули три палочки разной высоты, и на них повесили ленточку, пустую банку и бутылку. Дети стояли вдоль сторон квадрата. . В их задачу входило: нарисовать план квадрата, то есть вид сверху, вид спереди и вид справа, с другой стороны квадрата. Кто-то из детей спросил: "А зачем три одинаковых картинки рисовать?" Другие спрашивали: "А переходить на другую сторону можно? Нельзя?! А как же я догадаюсь, что с его стороны видно?!"

Еще был интересный этап - Ногоход. Детям была выдана основная веревка - около 40 метров, и им надо было натянуть ее между деревьями так, чтобы вся группа смогла перейти, не касаясь земли ногами. Они обычно тянули две параллельные веревки, и по ним переходили.

На следующий день мы натянули как следует одну веревку, и научили их переходить не с перилами, а с оттяжкой - со страховкой за одну веревку с берега. Очень любопытный и полезный способ, многие в этом смогли сами убедиться. Так можно переходить по скользкому бревну со страховкой с этого берега, а это бывает весьма актуально.

Кроме того, был этап "Крокодил" - один показывает фразу жестами, а вся команда угадывает.

И еще был этап Подстройка. Вся команда встает в две шеренги, лицом друг к другу. Для начала - парные движения рук: двое, стоящие друг против друга, соединяют ладони, и синхронно ими двигают. Сначала - одной рукой, потом - двумя руками. Один задает движение, другой подстраивается под него. Потом - то же самое, но между ладонями зажата палочка. С двумя палочками мы тоже пробовали, хотя эта задачка посложнее предыдущих.

Вечером у костра пели песни под гитару. Я была приятно удивлена, увидев, что дети знают наизусть авторскую песню и с удовольствием поют Визбора и Окуджаву.


Наш Арбузник

Во второй день мы устроили поиски кладов, а точнее, арбузов. Тут надо сделать небольшое лирическое отступление и рассказать о том, что такое Арбузник - для тех, кто там ни разу не был.

В 91-ой школе, что на улице Воровского, уже много лет подряд набирают математические классы, и за эти годы у школы возникли большие традиции, в том числе и туристические. Эту школу кончали в разные годы и мы с Мишкой, и мой брат, и многие наши друзья. Состав учителей за эти годы неоднократно менялся, школу разгоняли, менялись директора, но одно сохранялось: выпускники 91-ой школы приходили и набирали в школе следующий математический класс, учили своих школьников мат. анализу, водили в походы.

В традиции нашей школы входили традиционный осенний слет под названием Арбузник, и поход в Крым на весенние каникулы. А летом - походы самые разные, горные или байдарочные, а в некоторые годы - замечательный трудовой лагерь в Прибалтике.

На Арбузнике, как и 1-ого сентября, встречались выпускники самых разных лет, а вновь набранный класс знакомился с традициями школы. Вечером устраивали большой гитарный концерт и иногда Полосу препятствий, а утром - Арбузирование.

Арбузирование - это спортивное ориентирование по подробной карте с масштабом 150 или 200 метров в 1 см, где рядом с КП (контрольными пунктами) спрятаны 2-3 арбуза. Для этого веселого соревнования школьники и студенты разбивались на несколько команд. Каждая команда получала карту местности, где указаны все КП, и сказано, сколько арбузов лежит возле каждого из КП. Команды по своему усмотрению выбирают, в каком порядке искать КП, потом ищут спрятанный арбуз, и съедают его на месте, а корки от него складывают аккуратной кучкой возле КП, чтобы следующие группы сразу знали, искать ли им еще арбузы возле этого КП. Команда должна съесть весь арбуз на месте, и только после этого бежать дальше. Съесть можно один и только один арбуз, с собой уносить нельзя.

Эта игра заметно отличается от спортивного ориентирования: КП найти не очень сложно, зато на поиски арбуза уходит от 5 до 30 минут. Иногда арбузы прячут в стволе упавшего дерева или под корнями, иногда под густыми ветками елей или в густой траве, иногда - в развилке дерева. Все до сих пор вспоминают арбуз, который плавал в середине большой болотистой лужи радиусом около 10 метров. Арбуз не тонет, его было прекрасно видно, но лезть в воду за ним очень не хотелось.

Во время Арбузирования команда должна выбрать тактику - придумать такой маршрут, чтобы съесть побольше арбузов, но не опоздать к контрольному сроку. В итоге команда, в которой мало народу, бегает быстро и ориентируется хорошо, но уже после четвертого съеденного арбуза бежать они могут заметно медленнее, а после шестого еле идут. А те команды, в которых слишком много народу, идут на следующее КП долго, но зато им легче искать арбуз и есть его.

 

Вернемся на наш слет Туристят. Нам очень хотелось провести что-то по типу Арбузирования, поучить детей ориентироваться по карте и компасу, брать азимут и т.д, но загвоздка в том, что мы не смогли найти ориентировочную карту на район станции Подосинки. Мы подумали и решили проблему следующим образом: от места старта было написано 8 легенд, и спрятано, соответственно, 8 арбузов. Оставшихся школьников мы . разделили на три команды, и им выдали по 2 легенды. Легенды выглядели примерно так: "От места старта 100 метров на юг по дороге до полянки. К северо-западу от полянки есть сосна, помеченная синей лентой. От этой сосны по азимуту 125 пройти 70 метров до канавки. Вдоль канавки направо до развилки канав. От развилки на севере сухая раздвоенная сосна, помеченная красной лентой. В радиусе 15 метров от этой сосны спрятан арбуз."

Перед выходом на маршрут мы проверили, что в каждой команде есть люди, которые умеют брать азимут по компасу. К концу игры азимут научились брать все.

Попутно мы рассказали детям о том, что самая серьезная и частая травма в походах любой сложности - опрокинутый на ноги кипяток. В результате может понадобиться сооружать носилки из подручных материалов. Мы подкинули детям идею о том, как можно сделать носилки из двух штормовок, надетых на палки. После этого мы рассказали им задание: на втором арбузе у них случается ЧП, и одного назначают пострадавшим, его надо принести в лагерь.

Обычно транспортировку пострадавшего на слетах делают короткой - буквально 100-200 метров, и проблем не возникает. 100 метров можно хоть на закорках тащить, а вот километр так уже не пойдешь. С носилками тоже есть нетривиальный опыт, заключающийся в том, что их удобнее нести вдвоем, а не вчетвером. Двое несут, двое других отдыхают - это удобнее, чем все четверо устают. Двое могут отдать двум другим носилки на ходу, не опуская их, а четверым, чтобы отдохнуть, каждый раз приходиться носилки класть на землю. Двое идут по тропе, а четверым приходится идти мимо тропы. У четверых носилки скатываются с плеча наружу, сжимая пострадавшего палками. Именно это мы хотели детям показать - пусть попробуют на собственном опыте.

Мы сказали, что та команда, которая первой найдет оба арбуза и принесет пострадавшего, получит в награду еще одну легенду. Так получилось, что одна команда, где были более опытные школьники, нашла оба арбуза куда быстрее других. Более того, они быстро сделали носилки и принесли своего пострадавшего, и нашли еще один арбуз, а двух других команд все еще не было. В результате мы выдали этой команде и четвертую легенду, и они торжественно притащили арбуз в лагерь (мы разрешили им последний арбуз не съедать на месте, а угостить тех, кто оставался у костра.)

 

Когда все три команды вернулись в лагерь, мы устроили для них полосу Препятствий и игру-телеску под названием "Мойка машин".

Около 15 школьники свернули лагерь и ушли на станцию, очень довольные слетом. Впечатлений у всех было множество, как у школьников, так и у организаторов. Мы впервые проводили такую большую игру для такого большого числа участников, и были весьма довольны результатом.

Что мне хотелось бы добавить и улучшить? Лучше оповещать знакомых, чтобы на слете были не только школьники, но и наши друзья с детьми. На этом слете я даже сказку не показывала, хотя и привозила ее с собой!

Что еще изменить? Наверное, правильнее было бы не перемешивать в командах ребят из разных школ. У нас так вышло, что 4 класса из Вальдорфской школы знают друг друга хотя бы в лицо, а 12 человек из другой школы знают только друг друга. Мы всех перетасовали, и дети из обычной школы робели и смущались, оторванные от своих. Вероятно, их следовало бы пустить отдельной командой.

Если у нас возникнут другие идеи по поводу слета, мы постараемся их записать. А пока - все.

Ждем вас на следующем слете Туристят!

 

Буду благодарна всем, кто придумает, покажет и расскажет, чему и как учить детей в походе. А еще – зовите на наш слет своих друзей и знакомых с детьми! И сообщите мне телефоны и адреса тех, кого бы следовало пригласить на следующий слет.