Главная
Новости
О нас
Карта сайта
Поиск
Кто где был
Горные и пешие походы
Водные походы
Горнолыжные поездки
Отдых на море
В выходные дни
Советы
Безопасность
Обучение
Уборка мусора
Снаряжение
Питание
Слёты туристят
36 Осенний слет туристят 2016
Когда
Как
Прошедшие слёты
Материалы к проведению
Первый раз на слет
Что
Где
Форум
Велопоход по Финляндии, август 2008

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru
Михаил Архипов

 

Введение

Отчет посвящен велопутешествию, совершенному со 2 по 16 августа по южной Финляндии, островам архипелага Турку и Аландским островам. Общий пробег составил 500 км по Финляндии и 250-300 км по островам. Цель отчета – зафиксировать наиболее яркие воспоминания об этой поездки, а также сохранить некоторую путевую информацию, которая может оказаться полезной для тех, кто захочет проехаться в этих же местах.

Идеологом и организатором поездки выступила Рита Красносельская. Она уже два раза была в Скандинавии, причем один раз – на велосипеде. Она собиралась ехать с 1.5-годовалым сыном Марком, и исходя из этого были сформулированы основные параметры поездки: минимум грунтов, ежедневный пробег около 60 км, посещение национальных парков, и в целом, приоритет природе а не городам. На основе этих параметров был спланирован маршрут поездки.

 

Участники

Рита Красносельская – руководитель и идеолог поездки.

Марк Фишкис – сын руководителя, 1.5 года, ехал в детском кресле.

Архипов Михаил

Архипова Мария

Стас Афанасьев

Олег Михлин

Андрей Дубровский

 

Подготовка.

Практически все участники отогнали свои велосипеды в веломастерские для сервиса – замена тросиков, рубашек, регулировка переключателей и т.д. Архиповы заменили грязевую резину на полуслики. Также для более эффективного размещения велосипедов в купе были сшиты отдельные чехлы на каждую пару колес. В итоге оказалось, что велосипед только с одним снятым колесом вполне помещается в купе. Правда, билеты брались специально в разные купе.

 

Фотоальбом похода


1-й день

Lahti – Asikkala -Myllykselä – Myystola - Padasjoki.

Около 11 утра сошли с поезда Москва-Хельсинки (уходит с Ленинградского вокзала в 22.50) в городе Lahti. Погода хорошая. Собрали велосипеды, стартовали. На этот день (суббота) к нам присоединился Дмитрий Щигель, живущий в Хельсинки. Он же подвез нам запас газа, который мы не хотели везти в поезде. Пообедали в парке на берегу озера на выезде из Lahti (по дороге купив еду в супермаркете). По пути много малины, земляники. Встали в кемпинге на берегу оз. Padasjoki. Кухни нет, но в ресторане при кемпинге нам разрешили кипятить воду. Стоимость – 12 евро/палатка. Душ бесплатно. Шумновато.

Дневной пробег 75 км.

 


2-й день

Padasjoki – Kallosalmi – Harmonien – Kuhmoinen – Karklampi - дорога 3284 –Lankipohja – Tilvaimen - Raidisto.

В течении дня погода хорошая, но к вечеру начался дождь. Посетили парк Isojarven Kansallipuisto. Парк создан вокруг озера Isojarvi. Также типично южно-карельская природа. В парке разделились на вело и пешеходную группы. На вершине каменистой гряды, поросшей лесом, нашли огромный камень (грубая оценка – около 100 тонн), стоящий на четырех камнях поменьше. С одной стороны, в этой композиции из пяти камней была какая-то осмысленность, с другой стороны – непонятно как это технически можно было реализовать.

Начались рельеф, грунты. Вдоль трассы №38 в районе Längelmäki идет грунтовка-велодублер. На ночь встали в маленьком деревенском кемпинге Eurola. Кроме нас там никого из постояльцев больше не было. По причине усталости и начавшегося дождя встали в домике: комната на 6-х, с кухней. Стоимость – 70 евро на всех. Душ бесплатно, баня в 300 метрах на берегу озера также бесплатно.

Дневной пробег 74 км.

 


3-й день

Raidisto – Talvainen - Maunus – Ristijarvi – Pedtte – трасса 58 – дорога 3422 – Nenonen – Yla Vaari – Vaarinmaja – Ruhala – Ruovesi

С утра пасмурно и холодно, но дождя нет. К середине дня погода улучшилась. Грунты, рельеф. На дороге 3422 в лесу расположена база финских вооруженных сил (справа по ходу), а чуть дальше, слева – музей военной связи (оказался закрыт). Обед на берегу озера. В воде оказалось масса каких-то организмов размером меньше миллиметра, они роились в котелке как пчелы. Что бы набрать воды для обеда пришлось отплыть на лодке на несколько метров от берега (благо у берега нашлась лодка). Встали на ночь в большом кемпинге в Руовеси. Стоимость – 21 евро/палатка. Душ бесплатно.

Дневной пробег 65 км.

 


4-й день

Ruovesi – Haukka - дорога 3351 – Torttila – Vehmaanpera - дорога 332 – Luode –Lansi Aure

Солнечно, боковой ветер. Рельеф, много грунтов, причем тяжелых: гравий, микрорельеф, накатанный колесами тракторов: «стиральная доска». К вечеру начался асфальт. Посетили нацпарк Helvetinjärven. На берегу озера оборудованные мета для костра (Faire Place), и навес с печкой, камином и столом - Cooking Place. Солнечно, хотя и не жарко. Осматриваем парк, затем обедаем. Вокруг много грибов, в основном моховики.

На ночь встали в кемпинге Lansi-Aure. Весьма интересное место – большая ферма, заставленная автотехникой, начиная от автобуса-гриля-кафе и заканчивая жигулями-«копейкой». Хозяин занимается организацией внедорожных гонок (в ряд было выставлено пара десятков подготовленных старых джипов), и, похоже, гостиничный бизнес ему не очень интересен. В итоге, за 5 евро с палатки (!) мы получили тишину сельской глубинки, чудесную кухню с печкой и камином и великолепную баню. Это была лучшая баня за всю поездку и одна из лучших ночевок.

Дневной пробег 60 км.


5-й день

Lansi Aure – Seitsemisen – Sisättö – Luhalahti – Haveri – кемпинг Kulta Casino

Полудневка. Посещение нацпарка Seitsemisen. Стас, Олег, Андрей осматривали парк на велосипедах, Архиповы и Рита с Марком – пешком. Парк запомнился туристическим центром – в нем сочетается удобство современной архитектуры и тепло дома, построенного из дерева. В центре небольшая экспозиция, посвященная природе парка, истории лесозаготовок, магазин с отличными сувенирами природной тематики и кафе. Во дворе уморительные деревянные скульптуры медведей и примитивный музыкальный инструмент, который по способу извлечения звука можно назвать «ксилофоном».

Здесь же случилась практически единственная поломка велосипеда: при прыжке на лесной тропинке Стас сделал мощную «восьмерку» на заднем колесе.

Рядом с парком в Kovero находится музей финского быта: усадьба фермера (большой дом, обстановка конца 19 - начала 20 века), жилой дом поменьше, сараи с хозяйственным инвентарем. Можно было понаблюдать за работой пряхи. Музей бесплатный.

После осмотра парка группа разделилась: Стас с Олегом решили сделать упор на осмотр урбанистической части Финляндии и отправиться в Tampere. Кроме этого, велосипед Стаса требовал серьезного ремонта. Дальнейшее описание посвящено маршруту, по которому ехала группа Красносельская-Фишкис-Архиповы-Дубровский.

На ночь встали в Kulta Casino. В указанном на карте месте оказался летний отель, в котором ставить палатки не разрешалось. Нам предложили коттедж за 65 евро на всех (с кухней, санузлом и сауной).

Погода хорошая.

Дневной пробег 36 км.


6-й день

Кемпинг Kulta Casino – Viljakkala – Hameekyrö – Vammala – Äetsä – Pehula - Puurijarven

В Vammola начался сильный дождь. Кемпинг в Pehola, указанный на карте, в действительности не существует. Едем в нацпарк Puurijarvi Isonsuon в расчете на ночлег на Fair Place. Скромные ворота парка, информационный щит, парковка. Парк создан для сохранения в первую очередь болотного ландшафта. Сразу от ворот начинается гать из досок. Слезли с велосипедов и ведя велики по гати начали движение вглубь парка в поисках места для стоянки. Вокруг верховое болото, заросшее мхом, голубикой, карликовыми кустарниками. Там и сям группки невысоких корявых сосенок. Пейзаж соответствует северной Карелии. Вдалеке минеральные останцы, покрытые лесом. Гать сужается до одной доски, приходится идти по болоту, толкая велосипед по гати. Очень сильные ощущения от ходьбы с велосипедом по лесотундре. Проскочив мимо отворота на оборудованные ночевки, совершаем круг по парку длиной около 3 км и выходим опять к воротам парка. Еще раз сориентировались по схеме у входа в парк. Проехав около двух километров по грунтовке, огибающей парк, встаем на ночлег на Fair Place на берегу реки … Из оборудования – только очаг, стол с лавками и дровяной ящик. Под дождем ставим лагерь, готовим еду. Вода – из реки. Первая бесплатная ночевка.

Дневной пробег 85 км.

 


7-й день

Puurijarven – Huittinen – Säkÿla – Uläne – Savojarvi

С утра дождь. Наш путь лежит назад, к дороге, мимо ворот парка. Решаем еще раз осмотреть парк, оставив велосипеды у входа. На тропе находится смотровая вышка, откуда открывается великолепный вид на парк.

Выезжаем на хороший асфальт. В Huittinen заходим в супермаркет закупить еды, и, в первый раз, остаемся в кафе выпить кофе с плюшками. Все мокрые, за дверями супермаркета льет дождь. Едем дальше по хорошему асфальту, рельеф слабо выражен. Это позволяет держать хорошую среднюю скорость. Дождь не вызывает желание останавливаться для отдыха. Встречные города объезжаем окраинами, без заезда в них. К вечеру дождь прекращается, даже удается немного подсохнуть на ходу. Встаем на поздний обед, из-за отсутствия питьевой воды (в ближайшей речке течет мутная коричневая вода) обходимся без чая. Кемпинга в Uläne, указанного на карте, не находим. Принимаем решение ехать дальше, в нацпарк Kurentahkan Kansiouisto, расположенный около Savojarvi, и ночевать там на Fair Place. Трассу на Turku стараемся объезжать грунтовками. Около 6-ти вечера приезжаем в парк. Парк также посвящен болотным ландшафтам, а также журавлям, гнездящимся на этих болотах. Посетителей уже нет, но музей журавлей еще открыт (закрывает в 20.00 автоматически). Прекрасно оборудованный крытый Fair Place на берегу озера, рядом с музеем источник питьевой воды, чистые туалеты. К озеру ведет специальная дорожка-помост для инвалидов. Решили не ставить палаток и заночевать прямо под крышей Fair Place. Разводим огонь, пьем чай и после коротко отдыха отправляемся осматривать парк. Осмотр начинаем с музея журавлей. Музеем в прямом смысле назвать его нельзя, скорее это «Дом журавля». Описывать его бессмысленно, скажем только, что он вызывает позитивные эмоции и чувство глубокого умиления. Оставляем запись в книге почетных посетителей.

Парк Kurentahkan Kansiouisto по площади, охваченной туристическими тропами, превышает парк предыдущий парк Ruurijarvi Isonsuon. Тропа то идет по лесу, по гравийной дорожке, то выходит на открытые пространства болот, превращаясь в дощатую гать. Прекрасные пейзажи северной природы, туман и ощущение полной оторванности от мира. Тишина, прерываемая время от времени протяжными и немного тревожными криками журавлей. На маршруте также есть смотровая вышка. Одно из самых сильных впечатлений от общения с природой Финляндии.

Возвращаемся на Fair Place, ужинаем, подтаскиваем лавки, и, сделав из них импровизированные кровати, ложимся спать. Вторая бесплатная ночевка.

Дневной пробег 83 км, средняя скорость движения 18 км/ч.


8-й день

Savojarvi – Turku (Åbo)

Пасмурно, иногда моросит. Без остановок двигаемся в Turku. В Финляндии два государственных языка: финский и шведский. Последний используется только в западной части страны, и по мере приближения к побережью, начинают попадаться названия городов, дублированные на шведском. К примеру, шведское название г. Турку – Åbo. Еще западнее, на островах и на архипелаге Турку, шведский язык становится основным.

За 22 км до въезда в город начинается велодублер трассы. Все больше и больше поселков, отдельных домов, предприятий. Около 13.00 въезжаем в город, а в 13.30 приезжаем в забронированный хостел. Чистота, 2 кухни, туалеты, душевые. Большая комната на 4-х 50 евро/сутки, за Марка попросили еще 10 евро/сутки. Также здесь есть информация о других хостелах.

Оставляем вещи в хостеле и отправляемся в центр за продуктами (10 минут на велосипеде). Затем, заехав в хостел, едем в порт, покупать билеты на паром из Mariehamn в Таллин. Паром пароходной компании Silvija Line / Tallink, идущий из Стокгольма в Таллин, обходится в 39 евро на человека в каюте класса «В». Это 4-х местная каюта, без иллюминатора (находится во внутренней части парома, внешняя часть состоит из кают класса «А» с окном и стоит дороже), с туалетом и душем. Она напоминает купе, только немного просторней. Велосипед можно оставить на палубе для автомобилей, при поездке из Mariehamn в Таллин это стоит 5 евро (10 евро при поездке из Стокгольма). При этом заезд на паром через автомобильные ворота. Архиповы разобрали велосипеды, и в таком виде они прекрасно разместились (под диваном) вместе с остальными вещами в каюте.

Дневной пробег 43 км.


9-й день

Дневка. Осматриваем Turku. Описание достопримечательностей этого города можно, вероятно, найти на туристических сайтах. Мы посетили старый замок, Forum Marinum (морской музей) квартал старого города («деревня ремесел»), кафедральный собор, музей музыкальных инструментов им. Сибелиуса, музей старого Turku (археологический). Это хватает с лихвой на один – полтора дня. Мы остались довольны этой программой. Билеты в музеи стоят 5-8 евро (посещение кораблей в морском музее 3-5, оплачивается отдельно). Оказалось эффективно купить TurkuCard, которая стоит 21 евро или 40 евро на семью 2 взрослых + 3 детей (на 24 часа). В эту стоимость также входит общественный транспорт, но мы его не использовали.

 


10-й день

Turku – Pargas (Parainen) – Nagu (Nauvo) – остров Starlandet

Выехали из Turku. Морось, перешедшая в сильный дождь. Когда подъехали к Pargas, дождь прекратился. Выехали на острова архипелага Turku. Сильный встречный ветер. Остановились в небольшом кемпинге Lomanouvo у парома (западная оконечность о. Starlandet). 5 евро с человека.

Дневной пробег 75 км.


11-й день

Кемпинг на о. Starlandet – Houtskär (Houtskari) – Iniö – Kustavi – Osnäs – Lango (острова Аландского архипелага) – Brando.

Дождя нет, сильный встречный ветер. Проливы между островами пересекаем на паромах. Два типа: маленький, предназначенный для сообщения на расстояния до километра, приблизительно. Платформа с бортами и рубкой капитана. Циркулируют без расписания, с интервалом около 30 минут, в зависимости от расстояния. Второй тип парома – крупное судно, с 2 палубами для автомобилей, палубой и салоном для пассажиров и буфетом. Ходят по расписанию, время в пути – от 30 минут до 1.5 часов. Из всех паромов, которые мы использовали в поездке (больше 10-ти) только на пароме Galtby-Kittuis с нас взяли деньги (28 евро со всех).

Кемпинг в Kustavi, на который мы расчитывали, оказался закрытым. Едем дальше – паром на о.Pohjametsa, дорога 182 и снова паром из Osnäs в Lango. Мы покидаем острова архипелага Турку и попадаем на острова острова Аландского архипелага. Едем фактически по единственной дороге, проходящей по узкой полоске суши, которая или прерывается проливами, над которыми переброшены мосты, или искусственно создана (насыпные дамбы). Отель и кемпинг в Brando дорог, едем дальше, и, примерно через 5 км, находим маленький кемпинг. Он находится на берегу залива (как, впрочем, и все на островах -кругом вода). Стоимость – 10 евро/палатка. Душ оплачивается отдельно, 1 евро/4 мин. При этом оплата производится через автомат с таймером, который принимает только монеты по 1 евро. На стоянке на нас набросились тучи комаров. Они были мельче, чем на материке и значительно злее. Вообще, больше с комарами у нас проблем не было, если они и попадались, то единично и были неторопливы, как финские крестьяне.

Дневной пробег 82 км.


12-й день

Torsholma –- Kumlinge (кольцевой маршрут ок. 20 км) – Vardö - Prästö

Погода хорошая. Из Torsholma в Kumlinge переправились на большом пароме. Ожидая паром в Vardö (в течени 3-х часов), сделали небольшую радиалку по острову и пообедали. Основное время ушло на паромные переправы. Ночевали в кемпинге перед Prästö 7 евро/палатка. Небольшой кемпинг, народу - никого. Заказали баню (8.5 евро, температура 60°). Через 500 м – еще один кемпинг.

Дневной пробег 40 км.


13-й день

Prästö – Godby - Mariehamn

Полудневка. Фактически завершение активной части маршрута. Андрей решил посетить высшую точку Аландов – высоту 126 метров, поэтому выехал из кемпинга почти сразу после завтрака. Остальные выдвинулись в направлении Mariehamn около 2-х часов, после обеда.

Этот день отмечен сильнейшим ветром с моря. Он был как встречным, так и боковым. Последнее было хуже. Велокресло Марка парусило так, что Рите несколько раз пришлось слезть с велосипеда, чтобы избежать заваливания в кювет или на ограждения моста. Причем, судя по волнению моря, это был не самый сильный ветер, который может быть здесь.

Встали в большом кемпинге в Mariehamn. Стоимость 6 евро с человека + 6 евро за палатку.

Mariehamn – средних размеров финский город. Особых достопримечательностей в нем нет, особенно после 700 км, пройденных по Финляндии. Однако, его столичность и курортность накладывают свой отпечаток: магазины закрываются рано (супермаркет – в 19.00), народу много.

К 18.00 в кемпинг подъехал Андрей после своего индивидуального путешествия. По его словам, восхождение на высшую точку – высоту 126 метров – было восхитительно, а вид, открывшийся с вершины – непередаваемым.

Около полуночи выехали из кемпинга в порт, сажать Андрея и Риту с Марком на паром в Таллин.

Дневной пробег 37 км.


14-й день

Рита, Марк, Андрей осматривают Таллин.

Архиповы в первой половине дня совершили кольцевой выезд на остров Lemland. Красивый, заросший лесом остров, рельеф слабовыражен. На острове установлены 4 мощных ветряка для выработки электричества. Пробег около 35 км.

К 17.00 сняли лагерь, время до парома коротали осмотром Mariehamn и на пляже. В 1 час ночи Архиповы сели на паром Стокгольм-Таллин.


15-й день

Осмотр Таллина.

Группа в первоначальном составе воссоединилась на перроне вокзала Таллина. Поезд Таллин-Москва отошел в 17.00 по местному времени, чтобы прибыть на Ленинградский вокзал в 9.20 утра следующего дня.


Заключение

Поездка всем понравилась. По природно-климатическим условиям регион соответствует Ленинградской области и южной Карелии. Поэтому, не стоит ожидать каких-то природных диковинок, которых нельзя встретить в Европейской части России.

Природа островов как Аландских, так и архипелага Турку не существенно отличается от материковой части, разве что добавляется некоторая морская специфика (паромы, многочисленные суда, значительно больше водных просторов). На островах могут быть проблемы с питьевой водой, поэтому при планировании обедов и ночевок учитывать эту проблему (мы купили 5-литровую канистру с питьевой водой).

Дороги хорошие. Качество даже самых тяжелых грунтов лучше, чем качество грейдеров, с которыми мы столкнулись, например, в нашей весенней поездке по Смоленской области. Почти всегда удавалось для скоростной трассы найти дублер. В городах и пригородах много велодублеров. Водители вежливые, пропускают на перекрестках и «зебрах», обгоняют по встречной полосе.

Уровень цен на продукты питания в целом выше в 1.5 –2 раза, чем в Москве. Промышленные товары, наоборот, стоят сопоставимо или даже немного дешевле (это касается, в частности, туристского и велосипедного снаряжения). Небольшое количество еды мы везли из Москвы: кофе, чай, сублимированное мясо, гречку (ее в Финляндии нет), а также немного еды на первый день. Далее, мы закупались в местных магазинах каждые два дня. По рабочим дням супермаркеты обычно работают до 21.00.

Разводить костры вне специально оборудованных площадок запрещается, это карается большими штрафами. Мы использовали или кухни кемпингов, или газовые горелки. В Финляндии распространены баллоны системы “Primus”, большой баллон стоит около 7 евро. Всего нами было потрачено около 1500 грамм газа (на 62 человека/дня).

Рыбалка в Финляндии и на Аландах платная, подробности можно уточнить на многочисленных рыболовных сайтах.

Языковых проблем при общении с местным населением практически не было: большинство финнов говорит по-английски.

 



Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  22:32 13/09 2009

Версия для печати