Главная
Новости
О нас
Карта сайта
Поиск
Кто где был
Горные и пешие походы
Водные походы
Горнолыжные поездки
Отдых на море
В выходные дни
Советы
Безопасность
Обучение
Уборка мусора
Снаряжение
Питание
Слёты туристят
36 Осенний слет туристят 2016
Когда
Как
Прошедшие слёты
Материалы к проведению
Первый раз на слет
Что
Где
Форум
Рассказ о сплаве по р. Кереть с детьми, август 2004

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru

Рита Красносельская


Предупреждение. Кереть - байдарочная тройка. Если у вас не было опыта походов без детей на реки Карелии такой категории - начните с более простых рек.

 

 

Нас было 11 душ - Володя и Надя Куцаевы с сыном Максимом (2 года и три месяца),

Лёня Фишкис и Рита с Яковом (2,5 года), Борисом (почти 6 лет) и Валей Тужилиной (8 лет),

Боря Кац и Ира с Мишей (почти четыре года).

Боря, Ира и Миша шли на катамаране- двойке. А мы - 4 взрослых и столько же детей - на четвёрке.

 

Заезд

Долго искали в Москве такси, в которое уместились бы наши три стотридцатилитровых рюкзака, двухметровые трубы для катамарана, гитара, коробка с пирожками, вода и еда в поезд и мы со всеми детьми. В результате нашли совершенно замечательный Ситроен-Купе. Туда ещё пара рюкзаков и детей бы влезла. Стоило это столько же, сколько обычная легковушка (400 рублей в ночное время; тел - 9568956). (Я вообще буду упоминать встретившиеся нам цены). Поезд отходил в полпервого ночи, но дети были настолько возбуждены предстоящим походом, что уснули только в вагоне. Взрослый плацкартный билет стоил 650 рублей, детский - 200. В Лоухах были в три часа утра. Борис Маркович (бедный, его в походе, как на работе - по имени-отчеству. "Боря" звучало в основном во фразах вида: "Боря, ты что, сам штаны застегнуть не можешь!" и относилось к моему сыну.) нашел газель, которая за 20 минут и 500 рублей отвезла нас к истокам Керети. Водитель настойчиво предлагал забрать нас в Полунге, но мы отказались. Шофёр с надеждой смотрел на вышку сотовой связи, которую уже поставили, но ещё не подключили оборудование. "Как будет удобно! закончили поход - звоните водителю и, пока разбираете лодки, машина подъезжает". Слов нет, будет удобно.

Пока Лёня, Володя и Боря собирались, Надя, Ира и я уложили детей и сами поспали. Ещё до полудня к нам подплыли Мила и Марк Кац - они приехали на следующем поезде и быстро собрались. Место сбора было единственным, где мы пользовались антикомарином. Остальное время комаров было немного, даже по подмосковным меркам. Было немного мошки. Пообедав, мы вышли. На часах было 15.04.

 

Как мы шли

О катамаране-четвёрке я думала с ужасом. Я дважды ходила на К-4, и оба раза катамаран рыскал, гребцы ругались, все смотрели, хорошо ли работает сосед, сидеть и стоять в упорах было неудобно. Но в этот раз всё было иначе. Володя управлял нами спокойно и грамотно. Мы просто шли, куда нужно. Несмотря на ветры, течения, надутость и нагруженность баллонов. Дети сидели на палубе, сшитой в Москве из таслана. С боков, спереди и сзади лежали рюкзаки, ещё один рюкзак лежал в середине. Для посадки 4 детей было приблизительно 1.3 квадратных метров. Этого вполне хватало, чтобы спать, бузиться, ходить на горшок, играть в пиратов. У нас было весело и шумно. Периодически читались стихи и пелись песни. Мишка сидел за мамой на катамаране-двойке, но, похоже, не скучал.

Мы выходили в 10.30 - 11.00 (за исключением последнего дня, когда мы ужасно торопились и вышли в ... 10.03). Шли часов до двух. Обедали часа два, потом плыли ещё два-три часа. Через день дневали. На удивление, обгоняли не только катамаранщиков, но и байдарочников. Постоянно пересекались с группой из Воронежа (6 человек на к-4) - ребята выходили сильно после обеда и гребли сколько-то. Впервые мы их встретили возле порога Мураш, где услышали крик "ой, камень", а потом развесёлые гребцы подплыли к нам и спросили, где, собственно, будет порог. Ещё были довольно разумные ребята из Москвы. На пяти байдарках. В Мураше 2 из низ кильнулись, а остальные три - порвались. Но ребята не унывали. Мы ещё несколлько раз с ними пересекались и наблюдали их киль на Красно-быстром.

За один из дней мы прошли то, что в 96-м - за два на байдарках. Но мы не ломились - погода не позволяла.

 

Погода

Первый день было 25-30, вода 25. Потом сразу кончилось. Лило. Из каждых пяти дней был один почти без дождей, два с постоянным дождиком, один с непрерывным дождём и один с непрекращающимся ливнем. Но мы были упорны. У нас было с собой два тента 3*4, непромокаемые куртки и штаны и комплекты личных вещей по 5 кило на ребёнка. Дети чаще мокли от паданья в воду с берега или детских неприятностей, чем от дождя. Но всё равно была сушка вещей в крупных размерах. Кстати, у популярных стоянок дров немного, но Фишкис везде дров найдёт.

 

Где мы шли

В первый день мы прошли не так уж много и заночевали на озере Петри-Ярви на высоком скалистом берегу справа. На следующий день была днёвка, мы тренировались в управлении катамараном. Со стоянки хорошо слышен порог Кривой. Третий день - с утра сильный дождь - днёвка по погоде. На противоположном берегу в камышах очень хорошо клевал окунь на удочку - я выловила две дюжины. Боря ставил крючки, и небезуспешно - мы могли сравнивать вкус щуки копчёной и щуки жареной. После следующего дня встали в небольшой бухточке, где Боря вытащил здоровую щуку, килограма на три. Ещё мы наловили окуней и даже почистили их. Посолили, положили в кан. А утром только грязные следы хорьковых лап напоминали нам о рыбе. На следующий день прошли Мураш. Встали на хорошей стоянке справа после порога. Стоянка украшена символами городов. Особенно поражает Питер, вывесивший как знамя шкуру загубленного в пороге Тайменя. Там, на болотах - черника и голубика, много. Дневали. Седьмой день - дошли до начала порога Долгий. В начале этого порога - аккуратный метровый слив. Вечером смотрели, как проходят байдарки. Вокруг бесконечно много подосиновиков, крепеньких, красивых. Дневали. Ночью видели черного хорька - смелый зверёк подходил совсем близко. Девятый день - прошли Варакский порог. На байдарке он куда солидней! А потом выпендривались на Красно-Быстром: прошли полпорога, зачалились на струе. Высадили старших детей, мол, младшие спят. Только отчалили, и Макс, и Яша проснулись. Боря и Валя завидовали малышам и на нас дулись. Прошли порог - стоим в заводи. Тут Максу потребовался горшок. И вот, он, извините, какает, а мы смотрим "шпектаклю". В порог входит байдарка - передний гребец держит весло на хорошо выпрямленных, высокоподнятых руках. Их киляет ровно через три метра. Лёня предлагает проходить шиверу с Максом на горшке. Встали на высоком левом берегу плёса недалеко от порога Масляный. Дневали. Прошли порог Масляный и вскоре оказались под автомобильным мостом. Дальше был довольно интересный порог Кривой2. Сразу после порога - обеденная стоянка. После обеда прошли немного, но услышали порог Морской. Остановились на правом берегу. И, как выяснилось, вовремя.На плёсе до Морского стоянок нет, а после него - и вовсе. На следующий день с утра подошли к сетям рыбнадзора. Перетащились, хотя рыбоводы предлагали нас пропустить, подняв сеть. видели, как плещутся огромные сёмги. Вышли в море, а там встречный ветер - ох и угреблись же мы! Пообедали, закремнились и дошли до острова Олений. На Оленьем старые и очень красивые карьеры, в которых добывали мрамор (на западе острова), с пресной водой. Мы встали на самом западном мысе, рядом с нами было много сухого леса и черники. До ближайшего карьера - метров триста. Но в отлив рядом с нами обнажается родничок, обложенный камнем и обозначенный туром. В прилив найти родник невозможно. Дети впервые увидели прилив-отлив, им было очень интересно. Собирали мидии и бруснику. Соседние группы ловили зубатку, треску и камбалу. Рядом с нами стояла группа из Москвы с шикарным пиратским катамараном - 2 мачты, палуба для рулевого. Ребята везли 50 килограмм картошки, собирали по 20 литров ягод, а на рыбу смотреть уже не могли. На сладкое они ели торты. Дневали под ливнем.

 

Выезд

На следующий день за 2.5 часа дошли до Нижней Полунги. Из Полунги ходит два автобуса - в час и шесть дня. Кроме того, ходит рабочий автобус в пять вечеря, который нас и довёз до станции (300 рублей). Кассир отказалась оформлять нам билеты в Москву - у неёкончался рабочий день, и даже денежный посул тётечку не разжалобил. Езжайте, мол, в Лоухи - у них там компьютер. Электричка - в восемь вечера. Но мы вломились в общий вагон на Кандалакшу в 19.06 (110 р - взрослый и 55 - детский билет) Аз ох эн вей! Там было человек 140. Проводница с ужасом выяснила, что билетов-то у нас нет. Но мы купили билеты у начальника поезда и наручках, на жёрдочках за три часа доехали до Кандалакши. Там туристов - два зала ожидания и ещё на улице. Но билеты тоже были. Плацкартных, правда, мало, зато - с лёгкостью - два полных купе на ближайший поезд. И в час ночи мы уехали. (взрослий 1370, детский 500 рублей). В вагоне было адски холодно, один туалет не работал. В Медвежьегорске мне удалось добыть дрова ("сами мы люди не местные. Нас 5 детей в вагоне - мерзнем, подарите полешко"). Проводница протопила - стало теплей. А к Москве - жарко, здесь было лето.

 

Итого

Хорошо нам было. Правда, мы объедались, и у нас болели животы, но всё равно хорошо. Я благодарна Володе за невозмутимость и уверенность. Валюше - за самостоятельность и ответственность, всем-всем за то, что они такие замечательные.



Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  10:09 28/10 2005

Версия для печати