Главная
Новости
О нас
Карта сайта
Поиск
Кто где был
Горные и пешие походы
Водные походы
Горнолыжные поездки
Отдых на море
В выходные дни
Советы
Безопасность
Обучение
Уборка мусора
Снаряжение
Питание
Слёты туристят
36 Осенний слет туристят 2016
Когда
Как
Прошедшие слёты
Материалы к проведению
Первый раз на слет
Что
Где
Форум
Велопоход по Прибалтике (июль-август 2010)

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru
Леонид Фишкис

Отчет о велосипедном путешествии по Прибалтике, совершённом группой московских туристов в июле -августе 2010 года

 

Состав группы: Котов Станислав (Felt Q800), Котов Тимур (5 лет, в велокресле), Красносельская Маргарита (Rapid Titan), Фишкис Борис (12лет, Fuji custom), Фишкис Леонид (руководитель, Merida Matts 300), Фишкис Марк (3.6, в трейлере), Фишкис Яков (8 лет, GT Avalanche 2.0)

 

Сроки: 17.07 — 11.08 (02.08 - семья Котовых участвовала в маршруте до Риги.)

 

Маршрут: Зеленоградск - Нида - Клайпеда - Паланга - Плателяй - Швентой - Лиепая - Вентспилс - Колка - Рига, Сигулда - Цесис - Смилтне - Валга - Отепля - Тарту (Таллинн на поезде) - Полва - Вярска - Псков, 1250 км, схема

 

Планируемый маршрут (подавался в посольство)

Пройденный маршрут (дневной пробег, места ночевок)

Точки

Фотоальбом Прибалтика 2010 (Леонид)

Фотоальбомы Прибалтика 2010 (Маргарита)

Впечатления (Маргарита)

Дневник похода (Леонид) см. ниже

 

 

 

Планировался относительно бюджетный поход по побережью Балтийского моря. В отсутствии рельефа и преимущественно асфальтовом покрытии планировалось проезжать 45 — 50 км. в день с осмотром местных достопримечательностей и, естественно, купанием в Балтике.

 

 

Погода: в основном, очень комфортная для велопутешествия. Море теплое.

 

Визы и страховка:

В Литовское посольство был подан план похода, выписки с банковских счетов и страховки. Никаких предварительных бронирований не делали. У Станислава поинтересовались, как поедет ребёнок, узнав, что в велокресле — других вопросов не имели. Виза стоила 35 евро со взрослого, дети — бесплатно. Все дети имели собственные паспорта. Котовы делали страховку в Максе, Фишкисы — в РОСНО (20 евро с человека, «все другие опасные виды занятий», т.к. велопоход — это вам не просто отдых. Интересно, что на английском тип страховки именуется all other kinds of dangerous occupations (excluding deep sea fishing)).

Удивительно, но ни на одной из границ не спросили свидетельства о рождении детей — только паспорта.

 

Транспорт:

Билеты в Калининград нельзя купить через интернет — приходится ехать на вокзал два раза (второй — получать подтверждение). При транзитном пересечении Литвы используется упрощенная схема — визы выдаются прям в поезд (для их получения как раз требуется справка, что Литовская сторона дала согласие на проезд) Велосипеды везли запакованными в пищевую пленку. Были некоторые проблемы с соседями на пути в Калининград (у нас не было «своего» купе в плацкарте), но когда пришёл начальник поезда (я сам предложил недовольным его вызвать, потратив до этого некоторое время на переговоры), то он только посмотрел на аккуратную упаковку и инцидент был исчерпан. Латвийские электрички имеют по два веломеста в первом и последнем вагоне, но их может не хватить, а в стандартном вагоне велосипед практически нельзя приткнуть. В эстонских электричках веловагонов больше и там сразу предусмотрены «правильные» крепления, для вертикальной перевозки велосипедов. Электрички в Эстонии немного дороже российских, а Латвийские - заметно дешевле, зато в Риге безумно дорогой общественный транспорт (если покупать разовый билет у водителя).

 

 

Состояние дорог: в Литве и Эстонии асфальт заметно лучше (и асфальтовых дорог больше), чем в Латвии. Грейдера отвратительны везде, велодорожки (когда они есть) — везде замечательны.

 

 

Веломагазины/мастерские: заходили/видели в Лиепае, Вентспилсе и Риге.

 

 

 

Снаряжение:

Кроме Марка и Тимура все ехали на «взрослых» велосипедах MTB (26'').

Поскольку планировалось ехать преимущественно по малонагруженным асфальтовым дорогам был куплен и протестирован трейлер для Марка — это позволило решить проблему с размещением багажа.

Палатка Bercut Штурм 5 Pro (одна на всех), тонкие коврики, лёгкие спальники. Кастрюли под горелку. Две горелки (Primus шланговый 3кВт и компактный MSR Pocket Rocket). Газ планировали докупать, поэтому изначально взяли 1 большой (470) и два маленьких (230) баллона. Этого оказалось мало, т.к. до Риги нигде не удалось купить резьбовых баллонов! Изредка попадался camping gas или протыкающиеся баллоны (годятся, если брать спец. переходник)

 

 

Питание:

Брали с собой небольшое кол-во сублиматов. Постоянно закупались в магазинах по пути следования. Это, конечно, заметно удорожает питание, зато сокращает объем и вес рюкзаков. Пару раз ели в кафе (в крупных городах).

 

 

Проживание (ссылки на хостелы и кемпинги в таблице «Пройденный маршрут»):

Ночевали, в основном, в кемпингах или оборудованных для стоняки местах. В городах — в хостелах (бронировали по пути следования)

 

Связь: Роумингом лучше не пользоваться, т.к. везде можно купить гостевые карточки (даже паспорт не нужен) по очень приемлемым тарифам.

 

Картография и информация по маршруту:

Покупали карты по ходу следования. 4-х километровки Литвы и Латвии, 2.5 километровку Южной Эстонии. Также брали бесплатные карты и информационные материалы в tourist information (в частности, карта велотрассы Lat-Est), ну и стенды на местности. Брали GPS c ингитовкими карты Евразии (примерно 2-х километровка), но практически не пользовались на маршруте.

 

Деньги: Во всех странах своя валюта. С 2011 года Эстония переходит на евро. В основном, старались расплачиваться карточками. За исключение нескольких музеев, гостевых домов и магазинов в глуши — это удавалось. Брали немного наличных евро и рублей, но обменные пункты только в крупных городах, и работают не круглые сутки, а вот банкоматы стоят много где - иногда в них снимали наличные с дебетовых карт.

 

Общие затраты семьи Фишкисов (примерно 80 000 р.)

Визы - 70 евро , фотографии - 1000р., страховка - 3900р, связь — 1100р, карты — 700р. (9500)

Билеты: Москва — Калининград 7200р., Псков- Москва 3400р., Калининград — Зеленоградск 300 р., Рига — Сигулда 600 р., Тарту — Таллинн — Тарту 1700 р., Трамвай в Риге до зоопарка и обратно 800 р. (14000)

 

Проживание: хостелы — 10000 р., остальные ночевки - 7500 (17500)

Средняя стоимость проживания семьи в хостеле за ночь 50 евро, в кемпинге/гостевом доме 600 р.

 

Питание (примерно 26000) Средняя стоимость еды в день 1000р.

Музеи, кафе, сувениры - 13000 р.

 

При подготовке к походу использовалась информация:

velopiter.spb.ru/forum/ (ВелоПитер) , novel.lt (форум литовских велосипедистов), (Калиниградские велосипедисты), park-kosa.ru (нац. Парка «Куршская коса»), различные сайты с кемпингами (например, europe-camping-guide.com), сайты ж/д (ldz.lv — Латвия и edel.ee — Эстония), и общеинформационные сайты по туризму в Литве, Латвии и Эстонии

 

 

Дневник похода (километраж указан в таблице «Пройденный маршрут»)

 


17.07 В Москве жарко (что бы я сказал, узнав про 40 в августе?), приезжаем за час до отправления и практически впритык успеваем упаковаться в вагон. Поезд с кондиционером и биотулетом, но на стоянках кондиционер не работает. Дело осложняется отсутствием «своего» плацкартного купе Пассажиры жалуются, что наши велосипеды «воняют резиной». Некоторое время терпеливо пытаюсь угодить, потом надоедает — предлагаю вызвать начальника поезда. Велосипеды аккуратно упакованы в пищевую плёнку и пакеты (для экономии на весе чехлов) Приходит начальник, придирчиво смотрит на велосипеды, потом спрашивает, чем они мешают. Выясняется, что уже ничем.

 

Все границы проходим без проблем. У всех детей свои паспорта, св-в о рождении не спрашивают. Всё проходит быстро и вежливо.




18.07 В Калиниграде дождь. Долго собираемся под вокзальной крышей. По плану у нас есть часа 3-4 до электрички с другого вокзала (Калининград — северный, поезд приходит на южный), которые хотели потратить на осмотр города. Погода не очень располагает к экскурсии, а после известия, что скоро (12.48 по местному) будет электричка в Зеленоградск с южного вокзала, быстро покупаем билеты и уезжаем из Калининграда.

 

Делаем отчетное фото, и идём закупаться. Дождь стихает. Достаточно быстро добираемся до КПП на Куршской косе и без проблем минуем его (сборы только с автотранспорта). По информации Станислава тут выдают бесплатные карты косы — не проверяя это проезжаем мимо — на сайте нац. парка есть карты косы, кроме того, все достопримечательности хорошо отмечены информационными щитами прямо на дороге.

 

Вот и первая экскурсия - «Королевский Бор» Тропа уходит к заливу, где стоит небольшая смотровая вышка. Комары не дают задержаться надолго, поэтому пересекаем косу и радостно здороваемся с Балтийским морем. Дождь практически кончился, на пляже никого , на море шикарные волны — мы с радостью бросаемся купаться. Пытаюсь втолковать детям, что при таком волнении нельзя далеко уходить от берега и вообще от родителей. Боря не придаёт моим советам значения, и его сносит к остаткам деревянного волнолома — приходится быстро вытаскивать. Погода налаживается, и на пляже потихоньку подтягивается народ (человек пять). Неспешно обедаем, снова купаемся, любуемся морем и почти пустынным пляжем, и всё-таки выдвигаемся. Быстро докручиваем до поселка «Лесное». По информации в интернете, где-то в конце есть кемпинг, но на схеме поселка — только базы и дома отдыха. Формально стоять на косе в палатках нельзя. Я связывался с дирекцией парка, пытаясь выяснить, нет ли оборудованных площадок, и мне ответили, что к сожалению парк не в состоянии заниматься организацией таких стоянок, а где можно встать с палаткой в частном секторе — не знают. Связаться по e-mail (не говорю уже о работающих сайтах) мне удалось лишь с парой мест, где ответили, что предоставлять место под палатку они не будут. Проехали поселок, заехали на городской пляж, но никаких указателей про «кемпинг» нет, и никто про него не знает. В общем, нарисовалась проблема с ночлегом: с одной стороны, в Лесном магазин, и можно без проблем закупиться водой, отъехать немного и отойти в лес, с другой — не хочется нарушать правила. Туся и Стас едут в information center, где терпят фиаско: никаких кемпингов здесь нет, вашу горелку мы заметим супер радаром, так уж и быть можем пустит в комнатку за 500 р. с человека (включая детей), или стойте у значка P в конце поселка (мы видели это место — там действительно стояла пара импровизированных автодомов. Поверить, в «радар» мне сложно, но всё-таки решаем не связываться и стать у значка P. Поставив палатку идём к морю, и обнаруживаем тот самый «кемпинг»: пара вагончиков, мангал, непитьевая вода в шланге, туалет отсутствует. Место отличное, поэтому платим «главному» 200 р. (теперь есть на кого спихнуть ответственность за постановку палатки) и переносим бивак ближе к морю.

 



19.07 Отличное утро. Солнце, голубое небо с облачками, ветер, песок и сосны. Потихоньку собираемся и выезжаем. Посещаем полевой орнитологический стационар с ловушками, пару раз сворачиваем с трассы к морю купаться, удачно не нарушая при этом особо охраняемые территории. Закупаемся в Рыбачем, осматриваем «Танцующий лес» и «Дюну Эффа». Часов в 6 вечера подъезжаем к пос. Морское и радостно видим указатель «Гостевой дом «Досуг» со значком кемпинга. Оказалось отличное место для нашей компании: за 500 р. со всех мы имели возможность поставить платку и пользоваться нормальным сан/узлом (душ — за отдельные деньги). Кроме нас была ещё одна платка, остальные посетители снимают в «Досуге» комнаты/коттеджи. Рядом — магазин, где мы закупились.

 

Удачно поставились перед небольшой грозой, а вечером пошли на замечательный пляж в Морском — мы его помнили ещё с прошлого посещения косы.






20.07 Пообсуждали не зависнуть ли в Морском, но потом всё-таки решили ехать в Литву. Погода отличная. Перед границей посещаем «Озеро Лебедь», потом купаемся на противоположной морской стороне.

 

Дети воодушевлены предстоящим пересечением границы. Всё проходит достаточно быстро и ненапряжно: проезжаем без остановки въезд в погранзону, непосредственно перед границей небольшая очередь из машин, но мы подруливаем прям к шлагбауму. Из будки выходит девушка-пограничник, вежливо интересуется что и как, связывается по рации и как только освобождается место пропускает сначала нашу семью, а потом Станислава с Тимуром. Декларировать ничего нам не надо (велосипеды сказали не декларировать), и минут через 15-20 минут выезжаем за периметр и встаем перед литовским шлагбаумом — здесь без очереди не проехать не получилось, поэтому пропускаем пару машин и въезжаем на литовский КПП. Ещё минут 20, и мы уже едем в сторону Ниды.

 

Без труда по указателям находим кемпинг. Как и обещано: кемпинг дорогой и густонаселённый, но ничего другого на литовской стороне косы для стоянки с палатками нет.

На ресепшен к нам обращаются на немецком — мы начинаем отвечать на английском, но администратор быстро предлагают перейти на русский (дети крутятся тут же). В путешествии нас чаще всего принимают за немцев, иногда за финнов (на трейлере именной финский номер Marcus). Началось это ещё в России, в Зеленоградске какой-то мужик пытался поговорить с нами по-немецки, пока я рассматривал информационный стенд с картой.

 

Быстро ставимся, разгружаем велосипеды и едем в город: погулять, собрать информацию и закупиться. По пути на набережную обнаруживаем начало велодорожки. Information center в Ниде мне показался довольно бестолковым. Стас купил там карту велодорожки, но в результате я не понял, было ли от неё больше пользы или вреда: Велодорожка (номер 10) пересекает основную автомобильную дорогу, по которой въезжают в город, перед выездом на набережную (это метров 200-300 после information center), велодорожка идёт прям по набережной, а в конце застройки выходит на автодорогу, и потом ныряет в лес (автодорога уходит влево). Полезная покупка — 4х километровка Литвы (в т.ч. обозначены кемпинги).

 

Возвращаемся в кемпинг, и сразу едем купаться. Пляж заметно многолюднее, чем на российской стороне, и заметно лучше оборудован: душ, туалет. Пляж разделён на зоны: обшая, ladies only, family nude. На вышке дежурят спасатели. С ними вышла следующая история: у Тимура обнаружили клеща. Поймали его, скорее всего, ещё на российской стороне, но заметили только на пляже. Клещедёр у нас в аптечке, но аптечка в кемпинге. Станислав пошёл к спасателям попросить пинцет, но у тех пинцета не была, зато была рация, по которой вызвали врача — через 3 минуты мимо нас проехал квадроцикл (хорошо не вертолёт), и мы поняли, что «спасатели спешат на помощь». Какого же было наше удивление, когда вернувшийся с Тимуром Стас продемонстрировал сидящего на своём месте клеща на фоне большого засоса. Парамедик пытался отодрать клеща специальной вакумной штукой, но не преуспел, и предложил ехать в больницу (уже самостоятельно). Теперь делом чести было показать, что литовские парамедики пусть и на квадрациклах, но русские туристы тоже не лыком шиты: минут 10 ушло у меня, чтобы смотаться на велике в кемпинг и обратно, и ещё через две минуты Туся мастерски вынула клещедёром зарвавшееся паукообразное. Победно продемонстрировать местным спасателям клеща не удалось — ровно в 19.00 у них закончился рабочий день, и когда мы проходили мимо, их будочка уже была закрыта.






21.07 Выезжаем знакомым уже путём и наслаждаемся видами с набережной Ниды. Велодорожка отличная и маркирована, но на некоторых поворотах указатели не кажутся мне очевидными: перед Pervalka велодорога поворачивает налево, а затем нудно повернуть по указателю на Joudkrante. Где-то пропустили выход на открытые дюны (серая дюна): я заметил только в одном месте (где велодорожка идёт параллельно автодороге) стоянку с туалетом и маркированное начало маршрута, причём на стенде не было фотографий дюн — только цветочки и травка (и в описании ничего про дюны не говорилось). Возможно, все описанные в отчетах (и видные на снимках) ответвления лучше промаркированы от автодороги. Можно ли по ней ехать — не знаю — со стороны Joudkrante стоит знак, запрещающий движение велосипедистов (по автодороге). Погода отличная, но жарче, чем хочется. Как только кончается запрещённая для посещения зона заповедника останавливаемся у первого перехода через дюны и купаемся. Посмотрев на карту понимаем, что хотим въехать в Joudkrante с юга и посмотреть обозначенные на карте viewpoint и place of interest для этого едем практически в обратном направлении по грунтовке (она приходит под острым углом в точке перехода на пляж) и вскоре выезжаем на асфальтовую автодорогу из Nida (велодорожка её несколько раз пересекала) В сторону Ниды висит знак запрета движения на велосипедах, но нам в другую сторону, поэтому спокойно выезжаю на виду стоящей полицейской машины. Крутая горка на пути к заливу представляет первый заметный рельеф на маршруте. Сверху обещанный viewpoint, но после видов с дюн в районе Морского — не впечатляет. Несёмся с горки вниз, местные достопримечательности уже скомпрометированы, но уже проехав, мы всё-таки возвращаемся посмотреть, и сразу понимаем, что остановились не зря. Точка 90 (BIRDSPLACE) в чём-то уникальнее известной «Горы ведьм». Здесь островок мёртвого леса, кишащий бакланами. Долго фотографируем и просто смотрим. Детям созерцание быстро надоело, и они переключились на придорожную малины.

 

Доезжаем к парковке у «Горы ведьм», закупаем плюшки, воду и идём смотреть идолов. Нагулявшись, едем дальше по городу в поисках магазина. Самостоятельно найти не получается — пользуемся помощью местных жителей (по указателю ambulance свернуть налево, потом направо по улочке слева неприметная вывеска. Если проехали — упираемся в Т образный перекрёсток с хостелом на другой стороне). Закупаемся, едем в сторону морю, где обедаем и купаемся. Ещё раз вылезаем через дюны купаться перед выездом в Smiltyne.

 

Проезжаем пересечение с дорогой и указателем на паром (первая паромная переправа), едем в прежнем направлении с целью посмотреть расписание дельфинария (он на самом кончике косы), хотя понимаем, что сегодня уже поздно, а завтра вряд ли захотим возвращаться... На очередной развилке уходим по бетонке в сторону залива и подкатываем ко второй паромной переправе — здесь собралось уже изрядно народу, т.к. вместо обещанных 15 минут парома нет уже полчаса. В дельфинарий уже не успеваем, на представление — тем более (первое 11.30 последнее 17.30) В изрядной толкучке садимся на паром и через 15 минут мы в Клайпеде (паром бесплатный). Едем в сторону Гируляя, ориентируясь по указателям всё той же 10 велодорожки. В месте пересечения 168 трассы (на Кретингу) и дороги на Гируляй потерял велодорожку: нужно забыть интуитивное желание смотреть её на правом тротуаре — очень часто велодорожка (в обе стороны) идёт с левой стороны. В результате имеем 5 километров нагруженной автодороги на Гируляй. Правильно было либо поискать в северном углу перекрёстка продолжение велотрассы (оно идёт через лес к станции Гируляй), либо перейти 168 дорогу до перекрёстка и ехать по другой велодорожке (слева от трассы на Гируляй, а потом между морем и трассой). При съезде с моста через ж/д Яша прокалывает колесо. Потом мы уже привыкнем к постоянным проколам, но первый воспринимается достаточно нервно (день был длинный, а до кемпинга мы пока не добрались). На указателях появился кемпинг Zemshouda, но это не то — нам нужен кемпинг в Гируляе. А вот и его указатели. Финишный подъем и мы въезжаем в 4х звёздный кемпинг Pajūris.



22.07 По-прежнему отличная погода. Кемпинг Pajūris очень понравился — в нём вполне можно провести не один день, но мы едем дальше.. Велодорожка, как я уже писал, проходит мимо станции Гируляй, поэтому от кемпинга едем к ж/д. В районе Каркле едем по велодороге — здесь очень много кемпингов (гораздо больше, чем обозначено на карте) — рядом море и отличные песчаные пляжи. Проехав региональный парк, делаем остановку на купание. Становится всё жарче и жарче. Проезжаем Палангу, где выясняем дальнейший путь в сторону озера Плателяй. Есть велодорожка вдоль трассы на Кретингу, но только до Vidmantai, поэтому решаем ехать через Uzpelkjai на Darbenai, потом через Salantai в Plateliai. Information center в Паланге понравился — толково рассказали про велодорожки, есть бесплатные карты Паланги и Швентоя. Правда нас пугали грунтовыми дорогами, которых в результате не оказалось (эти участки уже заасфальтированы). До Uzpelkjai идёт велодорожка. При выезде из Паланги замечаем кемпинг, потом ещё один на пути, и ещё один в самом Uzpelkjai (от моря далеко, но для ночевки м.б. и годится, особенно автомобилистам). Начинается рельеф, и жара не спадает. Купаемся в речке у моста в Salantai Перед Плателяем особенно крутые горки — дети с трудом заезжают. Information center в Плателяе уже закрыт, но какой-то молодой человек вежливо интересуется на английском чем может помочь и кроме устной информации даёт карту окрестностей. Возможно, это был сотрудник из Information center. Не сразу понял следующую тонкость: на карте значком кемпинга обозначены были campsite – места разрешённые для стоянок с палаткой, а не привычные кемпинги. Кемпинг вроде есть в самом Плателяе, но нам хотелось встать на озере, причём сделать это как можно быстрее — день был тяжёлым и жарким. Быстро доезжаем к северной оконечности озера и, не обнаружив кемпинга (тонкость в обозначениях я понял чуть позже), решаем встать на этом, явно оборудованном, месте: туалет, мусорные мешки, столик, место под костёр. С удовольствием купаемся в озере.

 


23.07 Ночью дождь, погода меняется, небо в облаках. Сегодня планируем объехать озеро с восточной стороны и посетить бывшую ракетную базу времён СССР. Отличная асфальтовая дорожка приводит к гостевому дому Paežerė, затем ещё несколько симпатичных гостевых домов — здесь должно быть ещё тише... Грунтовка выводит к палаточному лагерю и уходит от озера. Преодолев несколько горок выезжаем на бетонку и подкатываем к воротам бывшей в/ч. Увы! Музей закрыт на реконструкцию до 2011 года. Несколько расстроенные, едем по грейдеру в сторону дороги на Плателяй - грейдер ужасный. Вообще почему-то большинство прибалтийских грейдеров имеют вид «стиральная доска» и разительно отличаются от финских аналогов. Привычные «хорошие» грунтовки нам тоже попадались, но заметно реже.

Наконец асфальт. Небо затянуто тучами, гром, вот-вот польёт дождь. Ехать той же дорогой назад не хочется, поэтому предлагаю прорваться грунтами в Vayidekai, а потом по асфальту в Salantai - по карте, при этом, вроде удается избежать так вымотавшего нас рельефа около Плателяя. Грунтовка отличная, но имеет много ответвлений к хуторам — заехав в поля, теряем дорогу, как раз под начинающимся дождём. По азимуту два километра, но тащить трейлер и груженые велосипеды как-то не хочется, поэтому возвращаемся на «основную» грунтовку, и не делая попыток найти правильную ветку на Vayidekai, приезжаем обратно в Плателяй, замкнув кольцо около озера. Пережидаем интенсивный дождь и решаем-таки ехать в Швентой. Рельеф с набором высоты и рельеф с потерей (пусть небольшой) воспринимаются совершенно по-разному. Дети несутся 22-24 км/ч, несмотря на горки. Около Darbenai попадаем под мощный ливень, пару раз приходится бортоваться. Все мокрые. Часов в 7 вечера приезжаем в Швентой — город непривычно «курортный», напоминает скорее черноморское побережье, чем Прибалтику. Первые кемпинги производят ужасное впечатление, но потом нахожу вполне приемлемый на южной стороне города (на дорогах висят указатели к нему). Параллельно Туся со Стасом смотрят вариант с квартирой (мы хотим хорошенько просушится). Начиная с отворота от трассы на Швентой, везде стоят машины с надписями на литовском «сдаю комнаты». Останавливаемся на варианте с квартирой. Дети увидели телевизор, и больше их было не слышно.


 

24.07 Погода по-прежнему пасмурная, но дождя нет. Выезжаем на трассу и берём курс на Лиепаю. Машин совсем немного. При планировании маршрута меня очень беспокоил участок Паланга — Лиепая, т.к. я не смог найти информации по кемпингам. На практике, есть кемпинги в Швентое и за ним (перед границей), и есть кемпинг на латвийской стороне не очень далеко от границы. Граница помечена, и стоят КПП, но есть ли кто-то внутри — непонятно: ни машины, ни нас никто не тормозил.

 

Первый относительно крупный город в Латвии имеет замечательное имя — Nica. В местном банкомате снимаем немного наличных — это оказалось очень кстати - в кемпинге, где мы остановимся вечером, карточки не принимают... Попытка зайти в местный information center закончилась неудачей: ещё на подходе к зданию нас со Стасом удивило какое-то общее напряжение и люди с собакой. На входе стояли нарядные бабушки в национальной одежде и микрофон. Чувствуя себя несколько неловко, но не понимая, почему бы благородным донам не зайти в здание местной администрации по указателю «information center – room 102», решительно шагаем внутрь. Навстречу выходит представительный мужчина в костюме и немного нервничая интересуется, что мы ищем. Объясняем. «Извините, но центр закрыт — понимаете, мы ждём президента — он должен подъехать с минуты на минуту!». Теперь всё становится понятно — возвращаемся к велосипедам и идём в местный парк обедать, а заодно наблюдаем за визитом президента. На заправке при выезде из Nica покупаем 4х километровку Латвии (также, как и в литовской, обозначены кемпинги).

 

Погода всё лучше и лучше. В районе Bernati на дороге появляются указатели на кемпинги. Сворачиваем по одному из указателей (пляж и кемпинг) в местечке Perkone и идём купаться. Место очень понравилось, и мы решили дальше не ехать. В кемпинге нет кухни — только дорогое кафе - для нас это неожиданность, хотя никто не мешает готовить на горелке. Вечером ливень, но мы успешно укрываемся от него в палатке.

 



25.07 Погода наладилась и утром мы долго тормозим. Медленно едем в Лиепаю, где тратим изрядное время на закупки (в т.ч. велокамер) и велопрогулку по городу. Заехали в местный парк, где дети радостно унеслись на шикарные площадки (например, огромная горка — корабль), заодно посмотрели отличное воскресное представление. Желая избежать магистрали, прокладываю маршрут по прибрежной дороге через Shkede и Sariki — лучше так не делать: отвратительный асфальт с торчащим булыжником выглядит, конечно, очень забавно, но ехать по такому малоприятно. Кроме того, северная часть Лиепая и пригороды удивительно напоминают военные городки времён СССР и подмосковные дачи. Выхода к морю нет, т. к. там полигон, За Shkede неприятный грейдер. С удовольствием возвращаемся на асфальт и резво едем в Павилосту. С Тусиной подачи дети сочиняют перевёртыши (вместо бесконечной "ролевухи"). Запомнился Борин: "Из окон вылетали пешеходы-старички"

 

Почему-то нет указателя на кемпинг в самом городе (он обозначен), зато вскоре начинаются указатели на необозначенные кемпинги/гостевые дома (например, в Ulmale). Заезжаем в кемпинг в местечке Labrags – нам всё нравится, и мы хотим встать. Девушка на ресепшен почему-то отсылает нас к мужику на входе — тут выясняется, что с палатками предлагают стоять не в самом кемпинге, а рядышком. Место романтическое, но мы хотим удобств и детской площадки. Почти уезжаем, но после непродолжительной беседы на русском «контролер палаточников» (в отличие от ресепшен для него родной - русский) нам всё устраивают в лучшем виде — стоим прям в центре кемпинга рядом с кухней и площадкой. Вечером гуляем на море — прохладно и ветрено — купаться не тянет.




26.07 Вскоре после выезда из кемпинга обращаю внимание на симпатичный гостевой дом справа от дороги (только до моря здесь дальше, и у трассы стоит). Пасмурно, быстро едем в Вентспилс, где чиним велосипеды и «гуляем» в кафе-ресторане «Дон Базилио» - рекомендую. В Вентспилсе отличный information center – расположен в здании паромного терминала. Бесплатный туалет, пустое кафе со столиками (я думаю, можно пристроится со своей едой), ну и бесплатная карта с консультациями, как и положено. Если въезжать с юга, то нужно ехать по главной улице, пока справа не покажется автостанция, и перед ней свернуть налево на набережную — тут и прячется это замечательное место. После ресторана делаем неторопливый крюк по городу на велосипедах, достаточно поздно покидаем город. Туся справедливо замечает, что детям очень сложно перестраиваться с походного режима на городской и обратно.

 

Из-за ремонта мостов и некоторых развязок трачу лишние 15-20 минут на ориентирование, но всё-таки выбираемся на нужную нам дорогу в сторону Busnieki. В отличие от трассы на Ригу, здесь практически нет машин. Оставляем слева симпатичное озеро — есть парковка, и м.б. Где-то можно встать, но мы не смогли закупить газ, поэтому стараемся найти кемпинг. Сворачиваем по указателю на кемпинг Jane и трясёмся по «стандартному» грейдеру в Liepene. Тут обнаруживается указатель на ещё один кемпинг (он тоже обозначен на нашей карте), но мы решаем проехать ещё 600 метров до Jane. Кемпинг полностью оправдывает наши ожидания: тихое место, современный service building, стиральная и сушильная машина, детская площадка, спортивная площадка. Немного далековато от моря (10 минут пешком), но зато густой прибрежный лес, где можно погулять. В общем, мне потом припоминали, что я не захотел делать здесь днёвку на следующий день.

 


 

27.07 Сегодня ожидается один из самых трудных участков: в кемпинге нам подтвердили, что до Колки неприятные грунты и их много (около 30 км.) Небольшой рельеф также не даёт расслабиться. На обозначенном начале грунтов нас ожидает сюрприз: 10 км идеального, недавно положенного асфальта. Дети устраивают гонки. Останавливаемся передохнуть недалеко от моста через Irbe, около указателя «пьяная ёлка» на грунтовке, ведущий в лес. Думаю, что там можно стоять с палаткой. Проехав мост, понимаем, что халява кончилась, радуемся, что грунтов всё-таки на 10 км. Меньше, чем нарисовано. Становится жарко, и мы заваливаемся на обед, немного не доезжая перекрёстка на Sliteres. Проезжающий навстречу велосипедист радует нас известием, что дальше будет ещё один кусочек хорошего асфальта, и действительно нам дают ещё километров 10 шикарной дороги. Появляются указатели на кемпинги в районе Kosrags. Мы всё-таки едем дальше - у Стаса серьёзные проблемы с колесом и, ему возможно, придётся выбираться на автобусе. Наконец, указатель на мыс Колка, довольные идём к морю — здесь купаться опасно для жизни (сильные течения), но и просто погулять по ветреному побережью в уже нежарком солнышке очень приятно. Кемпинг в самой Колке как-то не впечатлил, крутим до следующего. День оказался действительно тяжёлым, и мы бы с удовольствием встали пораньше, но никаких указателей на гостевые дома не попадается. Приезжаем в Мелнснилс, где должен быть кемпинг (на нашей карте его нет, но он есть на местных стендах и картах). Место отличное, но это скорее оборудованное место для стоянки, а не кемпинг. Один из отдыхающих (все на машинах) подходит и объясняет, что это кемпинг, платить надо хозяйке, у неё же можно взять воду. Хозяйки сейчас нет, но утром она будет. Хоть у нас мало газа, но уже поздно и все устали. Взвесив всё, остаёмся. Готовим на привезённой с собой воде. Дети уходят на пляж, благо он в 30 шагах от палаток.

 

P.S. Скорее всего, дорогу на Колку из Вентспилса полностью заасфальтируют уже в этом году. Кроме Колки, само побережье мне показалось скучноватым (правда кемпинг Jane один из лучших) Имеет ли смысл срезать этот кусок или ехать в Колку через Dundaga - не знаю.




28.07 Ночью гроза, утром — отличная погода. Купаемся. Быстро собираемся и уезжаем, не пытаясь найти хозяйку. Совесть не мучает. Проехав сколько-то, останавливаемся на осмотр обозначенного place of interest. Интересно, что раньше тоже были указатели (туда-то интересно), но на латвийском — понять стоит ли ехать по ужасным грейдерам или нет — невозможно, а здесь нормальный щит с описанием на английском (и идти не далеко)...

 

В городе с замечательным названием Roja (особенно эффектно выглядит въезд и выезд из города — стелы с огромными буквами) заходим в кафешку и устраиваем второй завтрак.

 

Перед Kaltene останавливаемся купаться на замечательном пляже. Следующая остановка на обед также с купанием. Здесь начинается региональный заповедник (купаться и ходить можно, ставить палатки, ездить на машинах и скутерах - нельзя) — на воде множество чаек и гусей. Вода на мелководье потрясающе тёплая — я не думал, что такое бывает в Балтике.

 

Кемпингов не видно, а вставать уже хочется. В Mersrags заходим в гостевой дом — там нет мест, рассказывают, что дальше будет ещё один гостевой дом, а потом кемпинг. Гостевой дом не впечатлил — палатки стоят где-то на огороде — едем в кемпинг. По пути проезжаем отворот на «голубых коров». Сунулись было на грейдер, но «стиральная доска» быстро отшибла охоту к посещению этой достопримечательности.

 

Наконец долгожданный кемпинг. Всё здорово, только кухни нет. Кафе дорогое, а газ у нас на исходе. Прокатившись на разведку в деревню, возвращаюсь с предложением всё-таки встать в кемпинге. Туся и Стас тоже склоняются к такому варианту. Дети немедленно находят компанию сверстников и исчезают. Ужинаем в кафе, потом гуляем по берегу — купаться уже не тянет. Решаем завтра дневать, Стас бронирует хостел в Риге (в кемпинге есть компьютеры с доступом в сеть).


 

29.07 Днёвка. Утром пасмурно, завтракаем на крытой веранде. За соседнем столиком — финны. Узнав, что у нас проблемы с газом, приносят большой баллон со словами « мы завтра уже уезжаем. Он не полный, но другого у нас нет». Благодарим наших спасителей — теперь газа точно хватит до Риги. Идём в соседний городок Enguro по замечательному сосновому лесу. Прохладно и ветрено, голубое небо с облачками и солнцем. После обеда идём собирать чернику: вначале дело идёт медленно, потом находим правильное место и быстро набираем пару литров. В море здесь так и не залезли — в воде много водорослей.

 



30.07 Едем в Юрмалу. Начиная с Plienciems периодически встречаются указатели на кемпинги. Дорога идёт недалеко от моря — здесь, возможно, неплохие места для купания. Останавливаемся на осмотр дендрария перед Ragaciems. Дендрарий не впечатлил, а вот пляж и купание — отличное — совершенно не хочется уходить. После Ragaciems наблюдаем ещё несколько парковок со стоящими палатками, потом начинается застройка и частная территория. После Bigaunciems неожиданно видим табличку Jurmala и в страхе ломимся через кусты к морю, в опасении, что дальше не получится искупаться. Напрасно, чуть дальше есть много цивилизованных выходов на пляж, а до самой Юрмалы, ещё ехать и ехать.

 

На окраине Юрмалы находим большой гипермаркет, где закупаемся. Я иду в спортивную лавку в поисках газа. «Газ? Для примуса? Есть!» Вот что значит разный контекст: я понял, что у них есть баллоны для горелок «Primus», а продавщица — все баллоны (campingas, например) считала «для примуса». Закупившись, едем в кемпинг. Вот это место, вот ворота с надписью camping Nemo... Постойте, а почему на дороге табличка «Camoing Nemo 7 km» ? Правильно — пошаговый кемпинг — привет ММБ! Сейчас здесь заброшенный парк развлечений, а кемпинг действительно переехал на 7 км. ближе к Риге. Не спеша едем, осматривая тихий курортный город. Вот и наш кемпинг. Народу много, кухни нет, но нам это уже не страшно. Выбираем местечко под палатку и идём на пляж. В наступающих сумерках купаемся. После ужина, уложив детей, идём гулять в город, но не доходим до «злачных мест» - всё тихо и закрыто. Возвращаемся к палатке. Это первый густонаселённый кемпинг (ничего удивительного — всё-таки Юрмала), на входе написано «No music», но весёлая компания недалеко от нас явно не собирается выполнять это правило в пол-одиннадцатого подхожу и вежливо (насколько позволяет мой корявый английский) прошу соблюдать тишину. Молодой латвиец (или литовец) тоже не блещет языком (возможно, этому мешает изрядное количество выпитого пива), с истинно русской интонацией предлагает мне выпить и потом обсудить этот вопрос — я отказываюсь. Объясняю, что дети хотят спать и спрашиваю, когда они собираются ложится. «В двенадцать». Про себя думаю, что это не самый худший вариант, но вслух говорю, что в одиннадцать надо выключить музыку. Парень начинает возмущаться, что сейчас только половина, но тут мне на помощь приходит девушка из этой компании. «Одиннадцать годится, никаких проблем». Мирно расстаемся, без 5 минут одиннадцать музыку выключают. Европа-с.

 



31.07 Утром пасмурно. Едем по тротуарам вдоль трассы в Ригу. После переезда по мосту через ж/д пути - развязка. Замечаю, что слева есть велодорожка (возможно, где-то есть и велосипедный переход ж/д без моста) и закладываю «клевер» в ту сторону — ехать по скоростной трассе не хочется, да и нельзя, скорее всего. Дорожка уходит в перпендикулярном направлении от трассы, но я уверен, что по ней можно попасть в Ригу. Первый же встречный велосипедист подтверждает эти предположения и объясняет, что велотрасса идёт до ж/д путей, а потом вдоль них. С удовольствием катим по велодорожке, минуя пригороды новой Риги. После очередной станции дорожка оставляет пути и выводит нас на одну из магистралей. Без проблем ориентируемся, и подкатываем к мосту через Даугаву. Замечаем слева крупны торговый центр, и заруливаем туда в поисках газа. Кроме газа, неожиданно затариваемся спальниками для детей (Беркутовские оказались так себе) и покупаем рюкзачок для Туси. Сначала мы пытались выяснить, нет ли правого и левого спальника одной модели. Менеджеры говорили по-русски, но упрямо мотали головой «мол, никак невозможно». Тогда мы заметили, что спальник Lafuma у них левый, а неизвестный мне бренд High Color – правый. Быстро поставленный эксперимент по состёгиванию оказался удачным и где-то за 1700 р. были куплены оба спальника.

 

Переезжаем мост, фотографируем, проезжаем по набережной в information center, берём подробную карту и едем в хостел. Тратим некоторое время на разгрузку велосипедов и затаскивание их внутрь. Funky Hostel расположен минутах в 15-20 ходьбы от исторического центра. Дружелюбный персонал, чистый и тихий (м.б. Последнее выполняется не всегда — просто народу было немного). Плюс ко всему — отличный вид из окна (см. фотографии).

Разгрузившись, получаем карточки доступа и идём гулять по городу. Изрядно нагулявшись, приползаем в хостел: дети усаживаются перед огромным телевизором, и их с трудом удается вытащить на ужин.

 

 



01.08 Сегодня у нас запланирован осмотр музеев (вчера старательно никуда не заходили). Первым на нашем пути оказался бесплатный военный музей. Бросаем там детей и Стаса, а сами идём пить кофе — даже в старом городе это стоит более-менее разумных денег. Музей зарубежного искусства разочаровывает, а музей истории я пропускаю. Пытаемся ещё зайти в медицинский музей, но он закрыт, несмотря на воскресенье и часы работы, указанные в путеводителе. Возвращаемся к хостелу и едем в зоопарк на трамвае. Безумно дорогие билеты, в довершение трамвай ломается, и нам предлагают пройти пешком «всего три остановки» до зоопарка. Зоопарк неплох, но Московский — богаче по разнообразию животных, зато здесь тихо и нет того огромного количества киосков с поп-корном и аттракционов...

 

В хостеле обсуждаем дальнейший маршрут: Туся хочет успеть в Таллинн, но для этого мы должны достаточно резво ехать, а что будет с погодой и рельефом — непонятно. Смотрю на визу — после заполнения карточки хостела в формате «год-месяц-день» дата окончания визы 09-08-10 прочитывается мной, как 10 августа. Отлично! У нас есть ещё один день и шансы на Таллинн растут. Узнаем о хостелах в Тарту, но что-то сходу нам не нравится то, что предлагает online бронирование. Выписываем четыре адреса с телефонами и решаем забронировтаь только хостел в Таллинне, а с Тарту разобраться на месте. В information center узнали, что до Сигулды нет велодорожки, и местные едут туда прям по трассе. Нам такой вариант не нравится, и мы планируем переброситься в Сигулду на электричке.

 



02.08 Прощаемся со Стасом и Тимуром. Марк долго не может понять, почему его товарищ не едет дальше - в компании ведь так здорово!

 

Неожиданно дешёвые билеты на электричку и трудности с посадкой: обычный вагон совершенно не годится для велосипедистов (это мы уже потом поняли), в ближний к нам хвостовой быстро забросилась пара бойких немецких пенсионеров с великами, попутно объясняя, что мол мест там больше нет. Надо было, конечно, спокойно туда же грузиться, но мы зачем-то пошли дальше, и не дошли, при этом, до головного вагона — потом перетаскивались уже внутри поезда.

 

Выгрузиться нам помогает местный велосипедист и ещё одна немецкая туристка (она вначале приняла нас за финнов). Благодарим, отходим к вокзалу, потом стартуем в сторону Турайдского замка — это крюк 5 км. (в одну сторону) от нашего маршрута, но пишут, что место интересное. Действительно, неплохо реконструированный замок, и усадьба при нём. К сожалению, в подземелье вход закрыт решёткой, и детям не удается испытать на себе кандалы. Чудесный вид на излучину Гауи с верха главной башни. Возвращаемся в Сигулду, преодолевая по пути крутой подъем из долины Гауды. Дальше наш путь по веломаршруту. Маркировки на местности практически нет, но по карте всё довольно ясно. Начинаются грунты и рельеф, жарко. Магазин обнаруживаем только в Ligatne. Здесь выход гранитных скал с одной стороны, и прудик с ручными лебедями с другой. По пути в Цесис заезжаем на обозначенный campsite у Гауи (здесь тоже большие выходы гранита). Туалета и мусорки не видно, только место под костёр. Нам всё равно дальше. Рельеф выматывает, старшие бубнят, Марк какой-то квёлый. Вот, наконец и Цесис. Замок будем смотреть завтра, сейчас закупиться и быстро искать кемпинг. К счастью, кемпинг там, где обозначено, и нас всё устраивает. Дети убежали на горку, а Марк совершенно никакой. «Перегрелся, наверное» - говорю я, - «Дай-ка мне его лоб» - отвечает Туся. Ну да, температура около 38.5. Никаких других проявлений нет, ребёнок соглашается есть арбуз и сладости, ставим парацетомольную свечку на ночь и откладываем решение до утра: если обычная простуда можно попробовать продолжить маршрут, а вот если это серьёзная зараза от клеща — придётся быстро эвакуироваться...

 



03.08 Утром ребёнок достаточно бодр. Решаем продолжить маршрут по асфальту (чтобы так не трясло), засовываем в трейлер спальник, чтобы Марку было удобнее спать и выезжаем обратно в город. Оставляем велосипеды на площади перед ратушей и пешком идём осматривать замок. При входе нам объясняют, что местами в башнях очень темно и выдают свечные фонарики - отличная идея. Детям (да и нам) очень нравится идти по темным лестницам старого замка, поднимая перед собой фонарик, чтобы разглядеть ступеньки под ногами. Замок несомненно стоит посещения: помимо высокой смотровой башни есть спуск в подземный этаж, где, как и положено, холодно и сыро даже в жару. Осмотрев замок, делаем крюк по городу и возвращаемся к велосипедам. На площади фонтан — струйки бьют прямо с уровня мостовой, и множество детей прыгает между ними и по ним. Все наши дети (включая Марка) присоединяются к весёлым играм с водой.

 

Покидаем Цесис, и едем в строну Smiltne. Жарко и рельеф. Трасса нагружена больше, чем хочется. После Priekuji транспорта заметно меньше, но я допускаю ошибку в ориентировании — укатываю по главной дороге по трассе Р30, в то время, как нам нужна Р28 — теряем полчаса на лишний спуск и подъем. В Рауну приезжаем вымотанные жарой и рельефом. К Smiltne выполаживается, и мы перестаем ползти. После Smiltne – разгоняемся, т. к. дорога скорее под горку. Километраж приближается к рекордному, жара спала, можно крутить и дальше до Валги, но тут начинает стонать Боря. Договариваемся встать в первом удобном месте. Километра через три указатель guesthouse Drovnieki 2 km. Решаемся съездить по указателю: вполне приятная грунтовка выводит нас сначала к одному хутору, а затем и к drovnieki Хозяин показывает место под палатку, рассказывает, где туалет и вода. Если б не вопли детей — изумительно тихое место. Марк окончательно выздоровел.

 

Кемпингов по пути я что-то не заметил — только на выезде из Smiltne был указатель сначала на кемпинг, а потом на guesthouse, где можно ставить палатки. Около моста через Гаую оборудованная стоянка - на знаю, можно ли там вставать с палаткой, но если б не гостевой дом, я думаю мы именно там бы и остановились.

 


 

04.08 По карте веломаршрутов Отепя находится заметно выше, чем остальные пункты. Хозяева тоже говорят, что в Эстонии нас ожидают горки, и мы с утра начинаем промывать детям (а заодно и себе) мозги Ужасным Рельефом, на который предстоит забраться. Рано выезжаем, любуемся Гауей, въезжаем в Валгу (Латвийскую). Закупаемся, меняем остатки латов на кроны, переезжаем границу (очень забавно — сразу вспоминается фильм «Закон есть закон!») и заходим в information center в Валке (Valka) Здесь покупаем 2.5 километровку южной Эстонии, берём региональную карту окрестностей Валки.

 

Выезжаем из Валки по отличной велодорожке. Маршоут Lat-Est уходит вскоре на запад, а мы хотим оказаться в Тарту более коротким путём и сворачиваем на восток в сторону Tsirgulina, а затем в Sangaste — здесь проходит другая ветка маршрута Lat-Est. Рельефа пока не видно и дети весело вкручивая, обсуждают, что до Отепя осталось всего ничего — каких-то 17 км. Вскоре после развилки трасс (новая — более восточная и старая — более короткая и рекомендованная для велосипедов) замечаем заманчиво блестящий пруд на территории гостевого дома. Подъезжаем, спрашиваем можно ли искупаться и сколько стоит. Если только купаться — бесплатно. Пруд хоть и маленький, но глубокий — с удовольствием освежаемся. Обещанного Ужасного Рельефа так и не получили — разве что кусочек от Sihva до Отепля. Мы поехали в объезд озера, чтобы найти обозначенный на карте campsite. Рядом со входом на тропинку — гостевой дом, но мы хотим посмотреть, что такое оборудованная стоянка в Эстонии. Небольшая лестница, гать, потом тропа приводят нас к какому-то месту со следами пикника — по карте это не то, но встать можно. Иду пешком по тропе дальше (с велосипедом неудобно, а уж с трейлером...) выхожу на «оперативный простор» - здесь лучше вход в воду и вид, но негде приткнуть палатку. Туся уходит к велосипедам, чтобы ставиться на первом увиденном месте, а я нахожу продолжение тропинки и метров через 150 всё-таки выхожу на то место, что обозначено в схемах, Стоянка отличная, но туалета и мусорки (как в Финляндии) нет. Вернувшись обнаруживаю почти поставленный лагерь и после милой семейной перепалки решаем не переносить уже, а сходить на найденное место искупаться (около нашей стоянки тоже можно зайти в воду, но не так приятно). Вечер великолепный.

 


 

05.08 Пасмурно. Въезжаем в Отепя, потом по трассе в Тарту. Велодорожка на карте и по указателям настойчиво призывает уйти на Запад. Туся жалуется на усталость и просит выезжать самой короткой дорогой. Возможно, здесь всё-таки нужно последовать велотрассе или уходить на трассу 3 через Еlva и там въезжать в Тарту. Дело не в нагруженности участка Отепя — Тарту, а в том, что посление 15 километров (начиная с Kambja) проходят по трассе E. Ехать там на велосипедах с детьми страшно (и скорее всего нельзя). Но это всё мы узнаем чуть позже, а пока едем по хорошему асфальту и небольшому рельефу (местами даже больше чем до Отепя). На перетоп останавливаемся у озера Pangodi – здесь campsite и последняя возможность уйти в Elvu. Едем дальше. Указатель на Ныо будоражит память — в Новый год 89/90 там проходила зимняя мат. школа, и Константинов водил нас в лыжный поход к остаткам конст.лагеря не помню уже где. Под дождём вылетаем на трассу 61 она же E какая-то. Машины несутся в устрашающей близи — едем по обочине (это мы грунтов хотели избежать, да). Как только появляется возможность (километров через 5-7) , уходим направо через железную дорогу и по параллельной дороге, а затем по велодорожке въезжаем в Тарту.

 

Дождь усиливается, кажется впервые включаем передние фонари. Едем в центр в поисках information center. По 2.5 км. Карте не удается нормально соорентироваться в городе, поэтому пытаюсь выяснить, куда ехать на почте. Там пугаются английского, но переход на русский тоже не дает эффекта (м.б. боятся в официальном учереждении им пользоваться). В итоге спрашиваю, где вокзал, почему-то считая, что information center тоже там (на самом деле, Info был совсем недалеко от нас) Объясняют, как ехать, я на какой-то остановке вижу карту, ориентируюсь и едем на вокзал, подкрепившись по пути шикарными плюшками и горячим чаем. Вот и вокзал, но что-то не видно ни information, ни указателей туда. Зато прямо перед нами хостел (один из тех, что я выписал) Воистину, что ни делается — всё к лучшему. Смотрим заведение: снаружи деревянный барак, а внутри — всё чисто и акуратно.

 

Распаковываемся, с удовольствием моемся под горячим душем, переодеваемся и идём гулять в город. В хостеле нет привычной уже общей комнаты с телевизором и компьютерами и вообще непривычно тихо — полное ощущение, что мы здесь одни. На большой кухне почему-то нет плиты — только микроволновка. Слегка удивились, но не переселяться же из-за этого — привокзальнаяч гостиница — очень удобна для наших планов. Оплатив сразу ещё одну ночь договариваемся, что наши вещи и велосипеды полежат в хостеле, пока мы будем ездить в Таллинн.




06.08 Чуть не проспали электричку, но успели! Завтракаем уже в вагоне. Через 3 часа приезжаем в Таллинн. Как и в Риге, решаем первый день нагуляться по старому городу, а второй посвятить музеям. В какие-то музеи всё-таки не удерживаемся и заглядываем. Желудки раздуты походом, и после небольшой прогулки все снова хотят есть. С опаской заглядываем в одну из симпатичных кафешек старого города. Не скажешь, что очень дёшево, но позволить себе явно можно. Долго гуляем, потом снова заваливаемся в кафе. Наконец выходим из старого города в сторону хостела. По прибытии выясняем, что 4 bed mixed dormitory это не общая комната с четырьмя кроватями, куда селят и мужчин и женщин (как я понял при бронировании на hostelworld), а 4 двухспальные кровати в расчете на 8 человек (т.е. наша только половина и .. ну сами понимаете). В брони, которая пришла в хостел было заветное слово couple (которого на сайте не было), которое всё объясняло. К чести персонала -проблему очень быстро решили: несмотря на переполненный хостел нашли нам как раз отдельную 4х местную комнату (две двухэтажные кровати). Хостел неплохо оборудован, но явно не для бывшего там количества людей: крохотная кухня, маленькие туалеты, зато огромный телевизор и аж три компьютера с доступом в сеть (и wifi конечно). Мы быстро поужинали, оттащили детей от телевизора, и уложив спать, полезли в сесть читать про кошмар в Москве.

 




07.08 Идём по музеям. Сначала через новый город в KUMU, здесь художественный музей. После неудачного посещения Рижского музея зарубежного искусства, идём с опаской, но здесь всё замечательно: новое современное здание, интересные экспозиции, детям — плюшки в кафе. Через парк гуляем в найденный Борей детский музей — как заметила Туся « платная Зелёная дверца». В путеводителях рекомендуется посетить стоящий рядом дворец, но нам туда не захотелось. Медленно движемся в сторону старого города и еле успеваем на органный концерт в церкви Нигилиста. В проходе поставлен большой экран, на который проецируется органист — меня только отвлекает, поэтому закрываю глаза. Наслаждение вскоре прерывается появлением разнообразных детей. Туся уходит их пасти, я пытаюсь вернуться к музыке — отчасти удаётся. В 16.30 выходим в сторону вокзала и около 20 оказываемся в Тарту.

 



 

08.08 Выезжаем знакомой дорогой из Тарту, потом сворачиваем по указателям на Roiu. Ещё один поворот по указателю на Aardla – теперь можно не ориентироваться — просто ехать по главной дороге. Нет и 10, а уже жарко. Дети замечают стоящий самолёт и мы останавливаемся — это авиамузей. Экспозиция маленькая, но дети уже бьют копытами в нетерпении. Для мелких — батут, взрослым — катапульта. В основном почему-то барышни рвутся в эту здоровую «рогатку», чтобы, огласив окрестность воплями, сделать пару кульбитов в воздухе.

 

Проезжаем городок с программистским названием Rebase. При въезде в округ Polva стоит магазинчик, а чуть дальше информационная схема. Закупаемся водой, соком и мороженным, потом идём к схеме и обнаруживаем сбоку детскую площадку с мусоркой, туалетом и отдельным объяснением, что здесь проходила старая почтовая дорога на Выру. Сейчас вдоль неё сделаны place of interest. Нас интересует музей сельской школы и озеро с пляжем. Несмотря на то, что основная дорога ушла восточнее, машин на «старой» дороге довольно много. Периодически попадаются значки RMK (это управление лесами в Эстонии) — либо начало пешеходной тропы, либо fire place. Смотрим музей, потом с трудом доползаем до озера и сразу бежим купаться. На озеро Paloyarvi есть два заезда: с севера и с юга. Мы заехали с севера и оказались на оборудованной стоянке, где кроме нас было ещё две семьи. Вход в воду не очень удобный, но чистый. С другой стороны — отличный песчаный пляж и.. человек 100, не меньше. Остаемся на сиесту здесь. Видно, что место убирают, но назвать его чистым можно с натяжкой — явно хватает тех, кто сорит. Через пару часов приехали ещё два эстонских парня, искупались и уехали. Перед отъездом вытащили из воды немного мусора: пластиковую бутылку и ещё что-то.

 

Хорошо отдохнув, едем в Polva. По пути в сельском магазине обнаруживаем интернет и вылезаем узнать про прогноз и последние новости. В Polva быстро закупаемся и едем дальше. Жара сменилась ураганным ветром — грохочет — явно скоро польёт. Пережидаем особо сильный порыв ветра на боковой грунтовке (в лесочке рядом в это время падает несколько сушин), едем в сторону Varska и ищем указатели на кемпинги или guesthouse. Указателей нет, поэтому сворачиваем на грунтовку в Soohara, по указателю на заповедник Vohandujoe — здесь по идее есть и гостевой дом, и оборудованное место. Километра через 3 действительно обнаруживаем указатель на гостевой дом — время позднее и мы решаем не искать других вариантов, благо просят совсем недорого. Удобств особых нет, но нам вполне хватает. Хозяева занимаются разведением экологически чистых овец: их шерсть идёт потом на продажу в Европу. Овец стригут руками, сено заготавливают без использования техники и т.п. Туся закупает у хозяйки лекарственных трав и немного шерсти для валяния детям.

 


 

09.08 Утром обсуждаем ехать ли в Россию сегодня или ещё денёк провести в Эстонии. Проверяю визы и обнаруживаю, что они сегодня заканчиваются — значит без вариантов надо пересекать границу сегодня. Быстро доезжаем до Вярски, тратим остатки крон и купаемся (если ехать из Полвы, то сразу за мостом направо там за домиками Hirvemäe Resort бесплатный пляж) Уточнив в information, что переход работает, едем в Saatse. Как и показано на карте вскоре начинается грейдер — медленно трясемся по нему, проезжая «саатский сапог» - формально едем по территории России. О близости границы изредка сообщают объявления. В районе сапога висит запрет пешеходам и остановкам. Иногда виден забор и следовая полоса. К Saatse у нас почти закончилась вода, а в магазине карточки не берут (вот удивительно) Кроны мы старательно потратили, но у Туси обнаруживается 1 евро, которым и расплачиваемся. Доезжаем до погран. пункта Saatse. Он описан в отчетах, как «калитка в Европу». Действительно, граница переходится здесь через натуральную калитку! Пункт работает с 9 до 17. Можно проходить пешком и с велосипедом. С эстонской стороны нет таможни, поэтому нельзя провозить большой груз (больше 23 кг. на человека, кажется) Никто не удивляется нашим велосипедам и не бежит измерять вес рюкзаков. Пограничник — эстонец вбивает данные паспортов в компьютер, его напарница — смотрит реалити-шоу. Марк пытался нарушить режим погран. Зоны, но был мной безжалостно пойман. Минут через 20 подходим к калитке, за которой виден российский «периметр». Строгая женщина просит документы, потом впускает. Сначала паспортный контроль, потом таможенный. Я уж не знаю от скуки или от чего, но таможенник потребовал открыть все рюкзаки, а потом отдельно стал расспрашивать про аптечку: не везём ли мы наркотические или сильнодействующие препараты. Я его уверил, что не везём и достал мешок с таблетками, в которых он покопался, а я терпеливо объяснял, что за препарат сейчас он держит. Зачем нужна была вся эта процедура, и какой от неё толк я так и не понял. Поулыбавшись, нас отпустили и вскоре мы подъехали к магазину в посёлке Крупп. Началась акклиматизация: перекус на близком озере с берегами, покрытыми ровным слоем мусора, проверка документов на КПП в погран. Зоне (2-3 км в сторону Пскова от Круппа), указатели погран.зоны стоят стразу за развилкой: Иваново болото — Гверстоны. В принципе, недалеко от этой развилки есть симпатичные места, где можно встать с палаткой, но формально это, скорее всего, нельзя.

Проезжаем развилку, потом Кучину гору и мост через Обдех. Начинается приятный лес, в который уходят грунтовки. Имея достаточный запас воды можно вставать здесь. У нас запас был, но мы почему-то надеялись встать на Чудском или Лисицком озере. Участок Чудского в районе Печек недоступен (санатории, дачи) около Личсицкого популярное место отдыха. Вода чистая, несмотря на кучи мусора по берегам, но чтобы ночевать в тишине лучше отъехать подальше в лес — вероятность дискотеки или пьяных воплей очень велика.


 

10.08 Чудесное утро, Не хочется, но надо ехать в Псков. Быстро доезжаем в Неелово, и на заправке покупаем на всякий случай атлас Псковской области, хотя уже склоняемся к варианту вернутся в Москву. Дальше едем по обочине трассы Псков -Печоры — в первом же возможном месте уходим на тротуар затем на улицы к вокзалу. Делаем отчетную фотографию, и идём в здание вокзала искать камеру хранения, окончательно решив уехать, как и планировали в Москву, а если там совсем плохо — смотаться оттуда на машине в Архангельск или ещё куда.

 

Гуляем по Пскову, вечером уезжаем. Вагон полупустой, при этом билетов в интернете практически нет...

 

Утром с опаской проезжаем Бологое и Тверь, но пока ничего страшного. Успокоенные прибываем в Москву.



Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  18:20 27/08 2010

Версия для печати