Главная
Где
Форум
Пшадские водопады, май 2006

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru

Поезд и первый день

Наша группа на место добиралась двумя путями: мы и Саша Прокудин ехали на поезде, а все остальные (Саша и Миша с дочкой Машей 5 лет и Женя и Сережа со Славой почти 4 лет) летели на самолете. Ехали мы до Краснодара, чуть меньше суток. В вагоне - полно детей (поезд до Новороссийска, едут отдыхать) от полутора лет до этак 7. Так что компания была веселая, все то вместе то поврозь бегали по коридору, играли игрушками и т.д. Особенно Ириса сдружилась с мальчиком Даней из соседнего купе, она ему пела песню “мы едем-едем-едем” и рассказывала, как я пою в ней вместе “Петьку-забияку” “Наденьку-кусаку” и они вместе смеялись. И так раз 30 ;) А Данин маленький брат Владик все ходил смотреть на Надюху, как мы с ней гимнастику делаем и как она свой памперс расстегивает, у него памперс тоже был, так что его этот процесс очень интересовал ;) Еще одна девочка была видимо очень плохо видящая, по крайней мере она очень много все ощупывала, она тоже к Надюхе прибегала и ее обнимала, наверное, потому что на Надьке был очень яркий полосатый костюм. Поезд у нас был “с услугами” (других, когда мы покупали билеты уже не было), оказалось, что там кормили горячей едой вполне съедобной - супом, гречкой-рисом-картошкой с мясом-курицей и т.д. Кормили просто на убой - на выходе продуктов у нас было чуть ли не больше, чем на входе в поезд ;) Но в общем, даже неплохо, особенно на обратном пути нам это весьма полезно было.

С утра мы проснулись и стали перепаковывать вещи. Т.е. запаковывать газ и каны, переданные нам на вокзале и продукты поездные. Поругались с Сашей, который не хотел класть к себе в рюкзак мешок еды, мотивируя это тем, что у него места там нет. Ага - в моем 120-литровом рюкзаке, который я ему одолжила на поход! При том, что у него нет ни палатки, ни общественно снаряжения и из продуктов все необъемное - соль да сахар и всего 7 кг, а не 12, как у Тошки. Все, конечно, прекрасно, влезли, туда еще небольшого слона можно было без проблем впихнуть ;)

В Краснодаре - совсем лето! Всюду цветет сирень и каштаны! Мы нашли машину (вернее, она сама нас нашла). С виду она была явно со свалки, вся обшарпанная и ржавая шестерка, но с верхним багажником и как оказалось в прекрасном состоянии - резво бежала всю дорогу и даже бензином не воняла ;) На машинке мы доехали до Дербенской.

А оттуда уже побежали пешком вверх по речке Иль. Пробежать нам надо было совсем немного, т.к. остальная часть группы приезжала в этот день довольно позднов ечером и ходовых у них было не больше часа. Дорогу мы нашли довольно легко и Саша помчался по ней вверх, не обращая внимания ни на какие развилки (он и в карту-то не смотрел ;) Так что как нашли ее так и потеряли - пробежали мимо первого брода, т.е. мы-то на него посмотрели и побежали Сашу догонять, а потом не стали возвращаться и пошли другим путем. Но в конце концов вышли на нее опять.

Район вообще отличается большим количеством бродов. Обсуждая это на встрече группы перед походом я сразу сказала: “Понятно, значит надо брать босоножки”. Но дойдя до первого брода мы вычснили, что Саша идет вообще без сменной обуви. Первый брод он перешел в Тошкиных босоножках, остальные в этот день - босиком. А потом плюнул и бродил прямо в своей единственной обуви. Остальные ребята в нашей группе, впрочем, тоже оказались не столь хитрыми и взяли в качестве запасной обуви кроссовки, а они и сохнут дольше, и и на камнях держат хуже.

Мне хотелось в первый день дойти до Глухой поляны, не знаю уж, что это мне вдруг втемяшилось это в голову ;) Так что мы прошли даже одну хорошую стоянку, на которой вполне могли бы встать. Но выйдя на поляну, мы обнаружили, что на не столь уж хороша для ночевки, и мало того, на ней пасется корова! И так всегда ;) Но Тошка побегал по округе и нашел очень приятное местечко, где мы и встали. А было это всего-то полодиннадцатого ;)

День второй, бродовый

В этот день мы планировали пройти по реке Иль вверх, а когда дорога разветвится на две - по левой подняться под гору Белолистку и возможно перевались хребет Дерби. И если найдем - посмотреть Наташкины водопады, нвше описание оказалось весьма немногословным относительно их месторасположения: “по Сосновой щели можно дойти до Наташкиных водопадов”... А вот как долго до них идти - не сказано...

Прямо сразу после ночевки у нас был брод. Первый, но далеко не последний ;) Поначалу у каждого брода мы изрядно тормозили - переносили отдельно рюкзаки, отдельно детей (их мы переносили на руках - нам-то по колено-чуть выше, а мелким по пояс будет...) Однако, довольно скоро это всем надоело, тем более, что речка становилась все уже и уже и нести надо было все меняше и меньше.

Сначала броды мы считали. И ориентировались. Т.е. пытались. Наконечнец, подошло время нашей развилки. Только где же она? Наверное, что-то мы просчитались... Может она не до брода, а после? И не после этого, а после следующего? Развилку все-таки нашли, и по карте и по компасу очень похожую. Тропа бодро уходила вверх, и мы по ней. В общем, все прекрасно. Только вот что-то наша тропа дошла до ручья и закончилась... Сережа сбегал посмотреть вдоль по ручью и сказал, что дальше тропа проявляется, доходит до поляны и исчезает уже совсем. Постояли мы, почесали репу и решили обратно идти - видно не дошли мы еще до нашей тропы! (а заодно пообедали пока разведывали да думали - супчиками Гала-гальскими - такая замечательная вещь оказалось - даже Надюха их стабильно ела, хотя вообще в походе ела она отвратительно - даже гречку и геркулес, которые дома она наворачивает за милую душу!) Вернулись на основную дорогу, пошли по ней вверх, никаких развилок нет, и вообще ничего похожего. Неужто мы с такоц черепашьей скоростью идем, что до сих пор до этой развилки не дошли? Тогда нам наш маршрут даже близко не пройти! А речка становится все уже, количество бродов - все больше, мы уже сбились со счета, сколько их было.

В конце концов дотопали мы до стоянки группы из Днепропетровска, мы их повстречали еще до нашей лжеразвилки и несколько раз друг друга обгоняли во время привалов. Но пока мы исследовали ответвление они совсем убежали вперед. Днепролетчики объяснили нам, что идем мы совсем не как черепахи и сйчас как раз дошли аккурат до конца правой дороги, что они идут дальше на Митридат, но там очень круто и с детьми туда лучше не соваться, а идти обратно на ту развилку, куда мы и сворачивали - она правильная. А в 30 метрах от их стоянки - Наташкины водопады. На водопады мы сбегали - и честно говоря не впечатлились, слив такой небольшой и все, у нас у озера и то больше ;) Но по дороге туда зато мы увидели какую-то дорогу, которая шла вроде как в направлении к нашей дороге и срезала угол. Как нам показалось. И мы решили попробовать по ней пройти, хотя на карте ее не было. Дорога была чудная - вилась вверх такая солнечная и сосновая, сразу чувствуешь, что ты в горах! Однако, у нее имелся маленький недостаток - метров через 700 она уперлась в овраг и закончилась. Зато пока мы пытались найти ее продолжение Слава нашел совершенно чудную стояночку! Солнечную полочку с соснами и как раз местом под наши 3 палатки. Там мы и остановились на ночевку, благо время было уже подзднее. Около полянки была ее одна “дорога в нужном направлении” и мы решили исследовать ее и может быть попробовать пойти по ней.

Маша в тот день довольно рано ушла спать, а Ириса со Славой стали играть в охотников, они охотились на 2000 львов и 1 волка, вооружившись палкой, обожженной в костре и камнем. Еще они хотели уйти и развести свой костер, чтобы в него кинуть камень - он взорвется и волка убьет, просили спички, но мы им не дали. И уйти тоже не разрешили - еще не хватало в темноте одним по горам шляться. Но с этого дня началась охотничья эпопея и Ирисина дружба со Славой.

День третий, заблудший

С утречка Тошка сбегал посмотреть на “ужасные подъемы”, по которым мы не пройдем. Вернулся он часа через 1,5 и сообщил, что после первого подъема есть развилки и если пойти по левой дорожке, то по траверсу-по траверсу выходишь как раз к нужной нам дороге, ее видно. Только в конце изрядный сброс высоты. Мы собрались и отправились по новой неизвестной нашей карте дороге вслед за нашим Сусаниным.

Дорожка была маленькая и очень приятная - никаких бродов и грязищи по колено. Ириса попросила сделать ей сперва топор, а потом передумала и решила - пилу. Мы ей на первом привале и сделали пилу-цепь из двух палочек и веревки. Как выяснилось, пила нужна была ей для охоты - волка пилить ;) Вскоре мы и вправду дошли до дороги, идущей в нашем направлении, ура, и бодро пошли по ней вверх. Но недолго. Вскоре дорога эта плавно сошла на нет. И оказались мы в чистом поле посреди огромного склона оврага - вверх круто, вниз круто, вперед тоже не пройти, дороги нет и опять подъем. Стали мы думать, где мы и что ж нам делать. Я предлагала вверх идти вдоль по оврагу и выше его перейти. тем более, что покорпев над картой, я все-таки поняла, где мы находимся, это был предыдущий ручеек - Крестьянская щель. И по прямой наша дорога была оттуда совсем ближко, сли б не преграждавший нам путь овраг... Более осторожная часть группы, хотя и согласилась с тем, что нашла нас по карте я правильно, но вверх идти не захотела и решили мы идти вдоль оврага вниз (некоторые при этом надеялись его в итоге перейти, но я по этому поводу как раз скептически была настроена). И действительно, в итоге мы вышли обратно на дорогу, показавшуюся нам с утра нашей и свалили по ней до вчерашней дороги с бродами - перейти овраг нигде выше было невозможно. Ириса там какую-то часть пути прошла со Славой и его мамой Женей, они сочиняли песню про охотников и планировали дальнейшую охоту и ей это так понравилось, что потом она еще несколько дней хотела ходить только со Славой!

По дороге мы вернулись к нашему перекрестку и опять свернули на левую дорожку. Дойдя до поляны мы действительно нашли там продолжение дорожки, вполне заметно на самом деле, хотя и не такая разбитая накатанная колея, как до развилки. Не знаю уж, как Сережа ее не заметил... Такая симпатичная дорога в нужном направлении. И мы бодренько пошли вверх по ней. Но... Что за ерунда! Дорога опять сошла на нет! Мы остановились и стали ее искать. Сережа пошел вниз, а Тошка вверх. Дети тем временем играли в мотоциклы, мотоциклами служили родительские рюкзаки и они друг дргуа на них катали. А потом мы нашли огромный и очень красивый кусок каменной соли, весь излизанный какими-то зверями, показали его мелким и они тоже его решили полизать.

Вернувшись Сережа сказал, что вниз, в принципе, можно спуститься, там ручей, но ничего похожего на дорогу ему не встретилось. А Тошка сообщил, что можно подняться на гребень, наша дорога нарисована как раз по нему и что-то вроде тропинки там проглядывает, можно пойти по ней. Так мы и сделали, поднялись на гребень и пошли по нему. Но что за ерунда! Не пршло и 100 метров, как гребень закончился!!! Очень миленькой полянкой с кормушкой для оленей, большущими цветущими желтыми рододендронами и обрывами на все три стороны. Что-то не очень похоже это на нашу дорогу! Но рельеф характерный... В который раз изучив карту, мы даже поняли, где находимся ;) Не там, где надо ;) От нашей дороги нас отделяет всего-то один овраг. На этот раз мы решили совсем уж назад не возвращаться, а спуститься в овраг, пройти немного по нему и подняться по ручейку-притоку к нашей дороге наконец.

И нам это действительно удалось! В овраге мы пообедали, а Тошка пока мы готовили еду сходил на разведку и сообщил, что по гребешку между оврагом и ручейком-притоком можно подняться наверх и там - как это ни подозрительно - есть дорога в нужном нам направлении! Ура, ура, дорогу мы нашли! И вверх по ней пошли! И она даже не кончилась, зато дошли мы до внушительной развилки, на карте не обозначенной. Если учесть, что вскоре дорога должна была сворачивать как раз в направлении ответвления, нелегко было понять, по какой же дороге нам нужно идти... Женя предлагала продолжитьдвижение вперед, руководствуясь пессимистичными прогнозами - возвращаться легче будет если что, дорога шла практически без набора высоты. Но мы все решили сворачивать и лезть в гору. залезли, ага, именно в гору. Дошли до геологической буровой, где дорога и кончилась. Тьфу, опять топать назад! И что интересно - ни одной дороги на карте!

Дело шло к вечеру. Мы дошли до небольшого отрожка, пересекавшего нашу дорожку и поняли, где мы. Я сначала думала подняться еще под Белолистку, мне казалось, что там может быть хорошее место для ночевки, но посмотрев на высоту солнца над гребнем согласилась, что пора ставиться. две палатки мы поставили прямо на дороге и одну - чуть ниже на полочке. Надюха уснула и я положила ее спать в палатке, а сама стала готовить ужин. Дети бегали и играли, как будто и не ходили сегодня вверх-вниз вместе с нами. Маша тоже захотела играть с Ирисой в охотников - причем вдвоем, в итоге они все чуть не передрались по поводу того, кто ж из них охотник. Т.к. Машка сказала, что они с Ирисой охотники, а Слава не охотник, на что Ириса справедливо возмутилась, что Слава-то как раз охотник, а раз Маша так горорит, значит она сама не охотник и стали они бурно выяснять свои охотничьи отношения. Как раз около палатки, где спал Надюк. Я к ним подошла и сказала, что знаю, кого волки съедят. Охотники заинтересовались. А волки съедят тех охотников, которые переругались. Ируська поразмыслила и сказала: “Значит нас всех съедят, мы все переругались” После чего они стали дружно мириться мизинчиками и побежали охотиться уже все вместе.

После ужина я попробовала лечь спать к Надюхе, но она минут через 10 проснулась и потом играла полночи. Мы сидели у костра, ели кашу, играли с фонариком (если свет тикки от руки отражается, то он такой красный получается, а не синий) Потом я ее уложить попробовала - но не тут-то было! То Надюк решил сушку погрызть, в 2 ночи ей вздумалось покакать (самое время, ничего не скажешь). Пока мы разобрались с этим вопросом в неверном свете фонарика уже совсем познотень была и Надька все-таки уснула. И мне удалось, наконец, тоже. А вот Ириса засыпала прекрасно - как ложилась, так сразу и дрыхла и никакие Надины громкие возмущения ее ни раз не разбудили.

День четвертый, буреломный

Ночью было холодно, да и с утра тоже не жарко. Ириса в итоге пошла в флиске и куртке. Миша с Сережей с ранья сбегали посмотрели не кончается ли наша дорога в ближайшей окрестности ;) Но оказалось, что дорога это все-таки нужная и под Белолистку она, по крайней мере, подходит. И мы все побрели вверх по хорошему подъему.

Ириса все хотела идти со Славой и если мы копались на привале и выходили позже них - старалась его догнать. В один из таких моментов ее обогнал Саша Прокудин и даже сам не понял, какое ужасное горе принес ребенку. Ведь она расстроилась не потому, что Саша ходит быстрей ее, обогнал ее или пр, а потому что она догоняла Славу, а теперь сежду ней и Славой оказался Саша. “Мне нужен Слава!!!” - взвыла Ириса - “а не... Этот!” По счастью Саша вскоре обогнал и Славу тоже и Ирисин вой прекратился - можно было опять догонять Славу.

По дороге мы увидели замечательный водопадик, куда как побольше Наташкиного! Все, конечно, побежали его фотографировать. Под Белолисткой действительно была стояночка, а вот саму гору было не видно - лес и туман какой-то.

Мы отдохнули и пошли дальше. Я было пошла по дороге, но все мне закричали, что я иду не туда, это не дорога, а дорога идет совсем в другую сторону. В другую так в другую - и я пошла вслед за всеми. Вот только дорога какая-то подозрительная - по карте она должна идти по гребню и вверх, а мы топаем вниз... Знаем мы такие дороги, вчера не одну прошли! Теперь уже я всех остановила и призвала ориентироваться. Саша Прокудин заныл, что типа на приваале надо было ориентироваться. Ну уж нет, ориентироваться в этой местности надо постоянно! Мы с Сашкой в очередной раз изучили карту и действительно оказалось, что дорога идет не туда и на карте нашей не обозначена. Так что мы вернулись и пошли туда, куда изначально пошла я, хотя эта дорожка была куда менее нахожна, чем спускающаяся. Саша Прокудин помчался вперед и опять чуть не упилил не туда - спускаться с другой стороны (в карту-то он не смотрел, а туда тоже уходила необозначенная тропинка), еле успели его затормозить.

Нашу дорогу мы все-таки нашли, благо рельеф позволял довольно точно ориентироваться. Правда качество ее оставляло желать лучшего - периодически ее перегораживали поваленные кусты, а то и деревца и проходилось то подползать под ними, то перешагивать, то обходить. Мы лезли вверх, а вот туча что-то не очень, так что хоть нас и не поливала, но сыро было вокруг просто ужасно и видимость тоже оставляла желать лучшего.

Это, собственно, цветочки. Когда пошли ягодки -- стало не до съёмки

Дорога наша была явно наша, но становилась все хуже. В конце концов мы чуть не большую часть дороги обходили. А когда она подойдя почти под гребень перешла в траверс началось вообще что-то ужасное! Поперек дороги сплошь лежаи уже не только кусты, но и деревья и или было завалено просто все!

И конца и края этому не видно (туман), гребня не видно, можно ли пройти вперед непонятно, назад спускать не хочется, встать негде, холодно, сыро. Частично дорогу прошлось прорубать. Детей по рукам передавать - они через такой бурелом сами перелезть не могли, да и взрослые местами пробирались с большим трудом. Ползем еле-еле - те перерубить что, то по очереди проходить. И так стоя в тумане среди огромных поваленных стволов, Слава грустно и серьезно спрашивает у мамы: “Мам, а умирают только старенькие?”

Один участок мы кое-как прошли, один частично обошли, выбрались на дорогу стали детей одевать (холодрыга ж еще ко всему хорошему!), воду кипятить - горячим их кормить, а Тошка с Сережей побежали вверх на разведку. Оказалось, что до хребта - о счастье! - осталось всего полтора витка серпантина и там все это безобразие заканчивается. Дорога оставляет желать лучшего, но можно пролезть прямо в лоб - там повалено куда меньше деревьев. Я надела поверх Надьки пуховку, которую я брала, чтоб Надюк в ней спал, все теплые вещи на нее и так уже были надеты. В пуховке стало куда уютнее. Дети хотя поели и пододелись что-то не особо отгрелись, Маша просилась домой, Ириса сообщила, что она больше никогда-никогда не будет ходить в гору.

До гребня мы все-таки дошли, а дальше стало куда как повеселее - дорога вниз, поваленных деревьев нет, потеплее, даже туча куда-то более-менее рассасываться стала и посветлело. Ириса правда сначала все равно какая-то грустная и заторможенная шла, но мне удалось ее разговорить сначала о том, что мы будем делать на ночевке, палатку ставить, ужин готовить, а из сладкого она будет 2 конфеты и 1 пряник. А потом она и сама стала рассказывать сказку о шоколадном городе, а потом мы стали придумывать, какой торт в виде города будем сдеать ей на день рожденья, домики из кусков пирога, а на них гразурью окошки нарисованы, а купола церкви Ириса пердложила сделать из чупа-чупса. А пригласить на день рожденья она решила Славу и Галю, а вот Галину маму она опасалась приглашать - сказала, что боится, что Женя не позволит Гале есть столько сладкого ;) Еще Ириса сказала, что ей этот поход очень нравится тем, что мы каждый день шоколадки едим и конфеты еще ;) Шоколадки - конечно, с такими днями без шоколадок никак. а конфеты - это женя с Сережей свое сладкое в виде конфет взяли, все 2 или 3 кг, не помню, сколько я им поручила, да и Саша Прокудин тоже половину в виде шоколада.

Так мы спустились на замечательную обзорную площадочку, что вообще в нашем походе было редкостью - в основном за деревьями гор было почти не видно. А тут Главный Кавказский Хребет как на ладони, красота!

Дальше нам еще ужасно колючие кусты попортили дорогу. Но в целом мы спустились без приключений в долину, нашли там более-менее приличную стояночку у реки с водопадиком, Надя по обыкновению спать в палатку залегла. Дети быстро очухались и начали беситься на пенке. А мы размешивали карпюр, который у всех пользовался большим успехом, даже у Надюхи, когда она проснулась. А еще я с утра поняла, что то ли перепутала вес одного сыра, то я его на ужин тоже считала, но так или иначе, мы можем есть сыра в 2 раза больше, чем ели до того, поэтому пир у нас был еще и с сыром! Перед сном еще раз прикинули, что мы сможем за оставшееся время. то, что мы не попадем на Папай стало ясно еще вчера. А до водопадов добежать у нас вполне должно хватить времени. И полдня на них погулять.

День пятый, мокрый

Ночью был дождь и с утра все было мокрое - и деревья, и кусты, и конечно, палатки. Дорогу вдоль реки вообще развезло - проехавшиеся грузовики после дождя сделали ее малопригодной для передвижения пешеходов. Впрочем, к счастью, по ней нам идти надо было всего метров 500 ;) А потом по другой дорожке через броды, а там и вверх по тропе. Сегодян нам предстроит преодолеть Главный Кавказский хребет - не баран чихнул!

Помня предыдущие дни мы изо всех сил старались ориентироваться. И довольно успешно. По крайней мере знали, где находимся. Правда свернуть по началу все равно пытались не на нашу дорожку, а на какую-то неизвестную лесовозную, но т.к. вскоре она на нашу стала совсем уж непохожа, мы отказались от идеи идти по ней, вернулись и нашли настоящую тропу.

Тут дождь решил, что он вовсе и не кончился, а только начался. А Надюха нашла еще одно самое подходящее время покакать - ага, на переходе под дождем. Потом она уснуть хотела, но дождь ей мешал, как-то не особо ей понравилось спать, когда на тебя периодически капает. Хоть я ее и под куртку спрятала, и капюшон на нее надела - все равно капли дождя периодически на нее попадали. Мокрая тропинка уходила крутенько вверх. По дороге мы встретили какого-то мужика налегке и в кедах, он сказал, что дорога эта ведет к Пшадским водопадам и потом на Церковный хребет - не совсем туда, куда мы хотим, наша дорога должна ответвляться от этой после перевала. И еще - что обещают еще 3 дня дождей. Безрадостно - нам эти 3 дня нужно идти и идти, чтоб успеть на поезд, хоть каким путем...

Тропа была хорошая, набитая и даже промаркированная. Мы без особого труда (если подъем по мокрой дороге не считать, но после бурелома нам он был уже не страшен ;) поднялись на хребет. Там Дюк совсем устал и наверное проголодался, мы остановились на обед, а чтоб совсем не замерзнуть Тошка развел нам костер и мы у него грелись и сушились и от всех от одежды шел пар, как из чайника. Дождь как раз кончился. И мы согрелись. Только вот есть Надюха не стала, видно спать больше хотела, уснула.

Нужную дорожку мы так и не нашли и свалили в долину Красной речки к каким-то домикам. оказалось, что там организовали “приют” - можно за деньги переночевать в домиках. Интерес собачий - домики эти натуральные сараи с огромными щелями, печки или чего еще, чтоб согреться нет, зато есть панцирные кровати. Встать на ближайшую поляну можно только за 120 рублей с палатки и нельзя валить деревья даже сушины - только то, что само упало, а там его ой как немного! А мы-то сушиться и греться хотим! Нет уж, пойдем-ка мы туда, куда планировали, к речке Пшаде...

Местное население домиков понятно, чем греется - все были вдебезги пьяные. Убеждали нас, что к Пшаде мы с детьми не пройдем и надо нам у них переночевать, а потом идти на Церковный хребет. Но дорогу все-таки показали. Большая часть этой тропинки была совершенно замечательная и прекрасно проходимая. Где-то посреди пути мы сделали привал в очень смешном месте - среди большущих каменных плит. Люди там сделали что-то навроде домика, сложили печку из камней и поверху несколько бревен кинули, наверное,чтобы крышу натягивать. И я рядом - обрывы и вид на долину. Я в этом месте чуть рюкзак не упустила - скинула как-то неудачно (со спящей Надюхой это не очень удобно делать) и он покатился вниз. Мы с Надюхой, конечно, за ним не побежали и я думала уж, что он теперь своим ходом к Пшаде будет спускаться, но нет, он зацепился за большой камень и вниз не скатился. Детям очень понравилось сооружение, они по нему лазали и играли, что это - дом Морры (мы с Лисой на ночь читали “Шляпу волшебника”). Спуск к речке был довольно трудный - крутой и скользкий, особенно когда мы спустились в промоину с ручьем. Я с Надюхой даже сама пройти не могла, меня везде за руку мужики проводили. Тошка Лису в речку макнул. Но спустились мы успешно. И прямо напротив спуска нашли очень приятную полянку, развели на ней огромный костер в три бревна, погрелись, посушились и т.д.

А где-то через час спустилась туда еще одна группа из Москвы с детьми. У них детей быо еще больше и были они куда младще - двое кенгурят, где-то наверное 3 и 5 месяцев, полторасик, которого мама несла на плечах помимо рюкзака (т.е. между головой и плечами) и двое деток лет 4. Они тоже перевалили главный Кавказский хребет, но в отличие от нас они, пойдя по лесовозной дороге, не вернулись потом обратно и не стали искать тропу, а просто взяли и перевалили хребет вообще без дороги, а потом спустились по Красной речке тоже без дороги - не знаю, как им это удалось сделать, да еще и с детьми, около водопада там такие склоны, что я и без детей, рюкзака и вверх не смогла пролезть, но может они как-то верхом его обошли... Они планировали встать на нашу поляну, но пришлось им пойти на другую - чуть ниже по течению.

Сушились мы в этот день, конечно, грандиозно. Вещи на нас многие мокрые были, обувь вся, да еще и в рюкзаках промокли частично и спальники, и одежка. У нас Надькин спальник промок и вся моя одежда. И это были не единственные вещи промокшие в рюкзаках. Эх, надо новые непромокаемые мешочки шить, эти уже совсем никуда не годятся! У костра жизнь стала лучше и веселее. И даже суше ;)

День шестой, водопадный

Проснувшись наутро я была твердо намеряна бежать в Пшаду и как можно скорее. И вообще очень жалела, что мы вообще пошли в этот поход - холодрыга ужасная, дождь, мокро, тоже мне, юг называется. На детях у меня надета абсолютно вся теплая одежда, на мне тоже, кроме штанов (что их надевать, только мочить), ладно Ириса хоть идет и ей интересно, а Надюк бедный сидит себе в слинге, носа не высунешь, да и пошевелиться в трех теплых костюмах не так-то просто. А уж памперс поменять - вообще проблема. В общем пиля себя на чем свет стоит, сообщила я всем, что надо нам бежать отсюда. Особено учитывая 3 дня обещанных дождей.

Не сказать, что все обрадовались, но тоже были весьма расстроены холодными и мокрыми днями, мокрыми вещами и спальниками и прогнозом погоды. Впрочем, Надюк спал и я предложила всем пока быстрельно сбегать хоть на водопад глянуть, а я Дюка посторожу. Женя сходила к другой группе узнать, как к водопадам лучше пройти и вернувшись сказала, что водопады-то совсем близко - метров 200 от нашей ночевки! И мы решили сходить туда все, но без Надюхи. Сначала сразу побежали мы с Сашкой, Машкой и Мишей. 200 метров, правда оказалось до маленького ближнего водопада, а до самого большого - не меньше 500. Ручей очень красивый и скалы вокруг тоже. А водопад - просто сказка! Льется со скалы широкой струей, а внизу - чистейшая зеленовато-голубая ванна воды. Ну как тут можно не искупаться? Подумаешь, 10 градусов на дворе ;) И мы с Сашкой полезли. Вода леденючая... Но здорово! Насторение мое сразу резко улучшилось - ради такого водопада стоило идти в этот поход! Эх, потеплее б еще! Было б там градусов 25... Вообще бы не ушли ;) Но даже в пасмурные 10 - он прекрасен!

От водопада я быстренько побежала к Надюхе, она еще не проснулась (наконец-то дали ребенку выспаться - до часу ;), и все, кто оставался в лагере пошли теперь на водопад. Они правда никто не купались, когда они до водопада дошли дождик пошел, так что купаться им не захотелось. даже Сереже, который чуть не каждый вечер до этого в речках купался. А я тем временем обед приготовила и вещи собрала, да и Надюха все-таки проснулась.

А пока мы были на водопаде Ириса со Славой придумали новое развлечение - приготовление яда. Ириса готовила в пластиковой поллитровой бутылке, а Слава - в чашке своей мамы. Яд приготовляется из воды, растений (любых), грязи всякой и земли. Во время обеда Слава свлй яд потерял, а потом нашел чашку пустую. “А где то, что тут было?” “Я выпила” - ответила мама Женя, не подозревавшая о существовании яда (выпила она, конечно, чай, яд уже уничтожил кто-то к тому времени) “Ты что, это же яд!” - испугался Слава, решивший, что она и вправду выпила его смесь. “Значит я сейчас умру” - неудачно пошутила Женя. Бедный Слава, глаза у него стали как чашки, такие испуганные! Маму Женю мы быстренько напоили противоядием и она не умерла. Новый яд Слава больше не делал, а Ириса на всех привалах улучшала соства своего яда и тащила свою бутылку почти весь день. Оставила она ее только под конец, в каком-то сарайчике около дороги, там был темный лес и они опять решили, что это будет домик морры, яд положили ей под кровать, чтоб она его выпила и отравилась. Добрые дети!

Пообедав и еще немного покопавшись, мы все-таки собрались и пошли вниз, прямо вдоль русла, перебредая из стороны в стороны каждые 30 метров. Но русло - что Красной речки, что Пшады - оно стоит того, чтоб ходить прямо по нему. Оно просто волшебное. Сливы и водопадики, и каждый раз разные, большущие каменюки и маленькие скалки - все такое волшебное! На фотографиях такого не передать! Дождя, к счастью не было, такой нам подарок был, неоправдавшийся прогноз и мы шли и любовались. Еще бы времени побольше, чтоб остановливаться везде, где хочется и на сколько хочется. Правда, боюсь, мы б вообще застряли там на неделю-другую ;);)

Так дошли мы до домика Морры и спускающейся с хребта дороги - грязной и противной. По дороге сверху бежали наши соседи по последней ночевке. Мы догнали их около брода, они там остановились и пошли разведывать дорогу дальше7 Видя, как мы невозмутимо не сбавляя скорости подхватываем детей на руки и сходу переходим речку, они только руками развели и промолвили: “мы более теплолюбивы”. Чтобы избежать бродов, они обошли всю красоту по верху, поднявшись на хребет и спустившись потом! (а там изрядный набор высоты, потому мы их и догнали, они-то в нормальное время вышли, не то, что мы ;) И дальше, кажется, они планировали идти по одному берегу реки, без бродов. Поэтому и пошли разведывать дорогу. Не знаю, как им это удалось, но ночевали они не очень далеко от нас только с другой стороны реки - с той же, где мы и встретились.

А мы остановились выше дороги в лесочке. На дороге было ужасно много мошек, а леске получше, хотя тоже покусали. Вечером мы провели ревизию продуктов и поделили их, тогда мы еще думали, что дальше наша группа разделится, мы побежим в поселок и вниз, а ребята думали, как им провести оставшиеся у них 3 дня - то ли пройти через Новосадовский на Тхаб и спуститься по Плисецкой щели (отмели из-за очень крутого подъема на Тхаб и страза заблудиться без нас), то ли на Облего сбегать петельку. В итоге они так никуда и не побежали, правда, а спустились вместе с нами и уехали в Геленджик.

А ночью ужасно бузила Надюха (выспалась до часу-то...) Т.е. она не то, чтоб бузила сильно - просто не спала. Часов этак до 5. Или до 6...

День седьмой, неожиданный

Вспоминая последнюю часть вчерашнего пути, мы с Сашкой уже погоревали, что придется нам всю дорогу топать по колено в грязи и ничего-ничего интересного нас уже не ждет до самой Пшады (в смысле, поселка). Но вышло все совсем не так.

Первое, что мы увидели был дуб. Точнее - дубище! Огромный, развесистый, оду этому дубу можно написать не меньше, чем у Толстого в “Войне и мире”. Запечатлен на все фотоаппараты в разных ракурсах ;) Красивые деревья потом еще не раз попадались нам - смешные, стоящие на сногочисленных переплетающихся корнях, и просто большие-высокие. Но таких монументальных больше не было! И еще лианы - все деревья ими увиты от корней до самых кончиков ствол в зеленых листьях лианы, а другие стоят стеной, как живая изгородь, а то и оплетают кусты сверху таким живым ковром, только наступишь - провалишься, метра этак на два. Правда некоторые из этих живых изгородей вполне-таки себе из “колючей проволоки”, очень полезные, как говорит Ириса, чтобы дети с дороги не убегали.

Дорога плавно перешла в реку с бродом вдоль - метров на 200. Зато грязь с нее волшебным образом смылась - просто камешки остались. А вокруг - каньон! Ручейки-водопадики впадают, искрятся на солнышке, погода - просто чудо какая - теплынь (Надькина любимая!), небо голубое-голубое, вода прозрачная, сине-зеленая и опять - ванночки. ручейки, водопадики! Ах, так бы и шли по этому каньончику! да поезд зовет...

Каньон кончился - но сказочные подарки Пшады еще не закончились! Открылись просторы и вид на окрестные горы. А потом пошли обрывы - огромные, сверкающе-белые известняковые обрывы, скалы с хитрыми узорами и загогулинами. красота необыкновенная!

Залюбовавшись на окрестности я совсем позабыла об ориентировании (позор на мою голову!) только к обеду поняла, где мы находимся (и то, благодаря пасеке и лесничеству). На обеде дети стали усиленно топиться, Слава нырял в одежде, Ируську папа раздел и она бегала по воде и купалась. И даже в кои-то веки в удобное время покакавшую Надю я сполоснула в реке, а потом мочила ей ножки и болтала по воде. Чудо какая теплынь была и красота!

А еще мы проходили замечательные луга и полянки и глубокую до дна прозрачную заводь с вышкой. Все-таки чистота воды в Пшаде - это что-то необыкновенное! После обеда вскоре мы вышли в яблоневый сад, цветущий и восхитительно пахнущий. Мы хотели спуститься пониже, чтобы на следующий день успеть выброситься в Пшаду в более-менее приемлемое время - а то еще ж оттуда ехать и ехать! Но внизу началась дорога и со стоянками стало совсем плохо. Можно было бы встать на гальке у речки - но проехавший мимо Краз это желание быстро отбил. Еле-еле нашли мы стоянку в кустах на песочке, втиснули туда 3 палатки и поставили лагерь.

Дети, конечно, тут же стали строить дворцы и замки из песка, а также подбавлять песок в очередную порцию яда, которую они готовили весь день - Ириса опять поллитра, а Маша - целый литр! Чтоб удобнее было песок сыпать, они пытались выпросить у нас воронку - хитрые такие, но для яда мы им ее не дали - через ядовитую воронку продукты пересыпать потом...

День восьмой, последний, и поезд обратно

Ночь была теплая. Мы открыли тент, а Ириса все время совсем вылезала из спальника. С утра мы встали пораньше и изо всех сил старались не тормозить, чтоб выйти пораньше. Нам это даже более-менее удалось. Мы собрали пожитки и побежали вниз.

Дорога была не очень интересная, периодически по ней проезжали Кразы - пустые в горы и наполненные спиленными толстенными стволами обратно. Поэтому купаться как-то не очень хотелось - краз пересекал речку не меньшее количество раз, чем мы. Хотя было очень тепло, даже жарко.

На одной из стоянок мы нашли кучу больших виноградных улиток. Но Ириса что-то не особо проявила к ним интерес. Вообще она была грусная и очень жалела, что поход кончился и нам надо уезжать. И не она одна жалела! В Пшаде цвела сирень, тюльпаны и клубника. Мы нашли автобусную остановку и как раз в этот момент к ней подъехал автобус, мы вбежали в него и поехали по ужасно страшной дороге в Геленджик.

Какая жара была в Пшаде, такой холод стоял в Геленджике. С моря дул ледяной ветер. Мы быстренько надели штаны, флиски, куртки. И пошли на пляж. Т.е. на пляж пошла только наша часть группы - мы с Тошкой и детьми и Саша Прокудин, а остальные отправились искать жилье себе. Мы попрощали, но потом еще встретились - сначала на пляже, а потом перед самым отъездом, когда в машину грузились.

Я на удивление неплохо сориентировалась в Геленджике, хотя в городе на меня нередко нападает топографический кретинизм, да и 3 года назад, когда мы там были, кроме набередной, рынка и дороги между ними я ничего больше и не видела. И изменилось там все изрядно. Хотя и узнаваемо еще. Тем не менее пляж мы нашли и я даже нашла дорогу к рынку от него. Ириса очень обрадовалась морю, бегала по песку, скакала и веселилась. Тошка сходил на рынок за продуктами и мороженным (да,да, в такой холод мы решили поесть мороженное - именно им ведь я выманила Ирису из похода - тем что в городе мы сможем купить мороженное и съесть!) и заодно нашел кафе, в котором ела другая часть группы - они похвалили еду и цены и мы пошли туда тоже. Надюха ела в кафе картофельное пюре и была очень довольна. Ириса в горах явно одичала - взяла котлету рукой! наелись мы, согрелись - и опять пошли на пляж. Мы с Ируськой разделись и стали бегать в прибое по воде - бегать так тепло! И в море здорово! Ириса доросла, наконец, похоже, до моря, очень радовалась ему и хотела купаться. Т.е. не хотела, а даже слегка искупалась, а я вот только хотела, но поленилась купальник доставать, а потом еще посидела Надюку покормила и вовсе замерзла - купаться не пошла. Хорошо б съездить с Ируськой на море в этом году...

Замерзнув опять, мы покинули пляж и пошли уже к рынку искать машинку в Новороссийск, к поезду. Машин была целая толпа, мы успешно погрузились в какую-то иномарку с вместительным багажником, но как выяснилось ужасно вонючую, в последний раз попрощались с ребятами и поехали на вокзал. В машине дети поспали и потом долго не хотели укладываться спать, Ириса себе свет включала-выключала сама и играла там на верхней полке. А на следующий день она научилась еще и залезать туда сама. И стала тренироваться: залезет и кричит: “снимите меня, я опять залезу!” И так раз... много. Мы ей предложили самой научиться слезать, но она не захотела, сказала, что будет учиться столько же, сколько училась залезать, т.е. 5 лет. Но через 5 минут она уже сама слезала ;)

Ближе к Москве Ириса пошла знакомиться со всеми соседями, а потом приходила нам хвастать, с какими новыми людьми она познакомилась. Особенно смешно она с итальянцами знакомилась, сказала, что она очень неразборчиво говорят - еще бы, по-итальянски-то!

Надюк тоже в поезде был очень довольный, чуяла, вдать, что домой едет ;) Вообще она еще в Геленджике поняла, что мы вернулись в цивилизацию, по-моему ;) И обрадовалась - конечно, ей она привычнее

Так и кончился наш поход. Очень он был славный!

И отчет кончился, поздравляю, если кто смог дочитать его до конца ;)

Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  13:33 08/09 2006