Главная
Где
Форум
Поход по Хибинам с 10-тимесячной Ирисой, август 2001 г

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru

Ольга Бояршинова

В поход хотелось пойти. Очень. Два года без гор что-нибудь, да значат. Только как же пойдешь, когда 10-тимесячный Ирёнок не согласен оставаться без мамы даже на 3 часа и к тому же кормится грудью? Вот так мы её и взяли с собой (к ужасу бабушек). Почему в Хибины? Во-первых, из-за простоты заброски - мотаться с детенышем по многочисленным поездам, автобусам и маршруткам мне не хотелось. К тому же в случае чего всегда можно выбраться к доброжелательно настроенному населению максимум за двадня. Да и достаточное количество простых перевалов для нашей группы было немаловажным. Так что несмотря на то, что никто из нас там летом еще не был (а может и благодаря этому) мы выбрали именно Хибины. Меня правда несколько пугали обещанные очевидцами комары и мошка, но зря — их количество было близко к нулю, лишь на одной ночевке мы их вообще заметили и то, несмотря на наличие большого количества разнообразных реппелентов, мы ими не пользовались.

Состав группы

Ко всему хорошему, нам никак не удавалось найти добровольцев, желающих пойти с нами в поход. Единственный, кого удалось увлечь этой идеей, был наш друг Витя. Он пытался сагитировать также свою жену, и даже взял на нее билеты, но, увы,без особого успеха. В итоге наша немногочисленная группа состояла всего из четырех человек — меня (завхоз, вдохновитель и жена руководителя), Тошки (руководитель), Вити (фотограф красивых ручейков по заказу не поехавшей жены) и Ирисы.

10 августа. Сборы и отъезд

Поезд наш "Москва-Мурманск" уходил в двенадцатом часу ночи. Весь день мы паковали шмотки, стараясь взять как можно меньше и все упихать в рюкзаки. Как водится, поместилось все, а рюкзаки были набиты доверху. Поскольку с Витей мы встречались уже на вокзале, а большая часть общественного снаряжения (веревка, каны, газ и пр.) была у нас, да и личных вещей по понятным причинам у нас было побольше, то выползли из дома мы как вьючные ишаки. Хорошо еще до электрички нас проводили мои родители! Электричку пришлось ждать полчаса и Ирик, почему-то ужасно веселый, носился по платформе, хотя по идее она в это время обычно спит. Но в вагоне она все-таки уснула... На подъезде к Москве мы судорожно соображали, как же нам теперь со спящей Ирисой и кучей вещей выбираться. В итоге так и не проснувшегося ребенка засунули в кенгу. Да, не хотелось бы мне, чтобы в самом походе у меня был такой рюкзак! Судя по виду Тошки, ему тоже не хотелось бы. Радости добавляла еще и огромная сума с продуктами в поезд. Не помню как мы все-таки доползли до выхода из метро, где нас поджидали Витя и Еленка с рюкзаком и странного вида сумкой. Как выяснилось, сумка - это и.о. чехла для фотоаппарата — такой огромный чемодан, который в итоге весь поход проехал в рюкзаке, набитый, кажется, продуктами. И вот мы погрузились в поезд и поехали! Ура!

11 августа. Поезд

Весь день мы ехали в поезде. Билеты у нас были в купейный вагон — целое купе (из-за того, что Еленкин билет Витя так и не сдал). Ируська занимала большую часть нашей с ней полки, совершенно вытеснив меня с нее. А Тошка пытался создать из рюкзаков некое подобие продолжения полки для меня. Еще мы дошивали Ируське ботинки — не успели дома. Но веселее всех развлекался, конечно Витя. В качестве походной кружки в этот поход Витя решил взять красную кружку Нескафе. А что — большая, удобная, легкая. Но, как выяснилось, кружка обладала одним недостатком. И выяснилось в поезде. Кружка не переносила кипяток. А проводники нам попались добросовестные — вода в титане была никак не холоднее 98 градусов. В итоге, Витина кружка, увы, приказала долго жить. На всех остановках, бедный Витя выскакивал из поезда и принимался обшаривать все киоски, а иногда даже ближайшие магазины, в поисках новой кружки. Каждый раз он заскакивал в отходящий поезд, рискуя оставить нас без половины мужской силы, но без кружки. Хорошо хоть сам заскакивал! Отчаявшись найти готовую кружку, Витя решил сделать ее сам. На очередной остановке, он купил алюминиевую банку с напитком "Маунтин Дью", кривясь, выпил его (не пропадать же) и принялся за дело. Дело было утомительное — отодрать верхнюю часть банки и приклеить к ней ручку от развалившейся нескафе. Кружка в итоге получилась ну очень специфическая — и на вид, и на прочность, и на содержание алюминиевых стружек в чае. Весь поход потом мы ожидали, когда ж она развалится и потешались, над незадачливым Витей и его "Гордым Дью". Кружка поход благополучно пережила. Интересно, где она сейчас?

12 августа

В 6 утра мы прибыли на станцию Апатиты и стали поджидать рабочий поезд. Часа через два он прибыл и мы поехали на нем. Как выяснилось, поезд этот останавливается у каждого столба, поэтому, ориентируясь по карте, мы вышли как раз примерно у того, столба, у которого нам нужно, успешно избежав длительной прогулки вдоль железной дороги и перехода через Гольцовку. Продравшись сквозь мокрые кусты, мы доползли до Гольцовки и остановились на перепаковку-переодевания-ориентирование. 9.20 — в путь, вверх по Гольцовке! Глаза разбегаются от черники, поэтому идем мы недолго - мимо просто нельзя пройти! Чернику активно лопают все, включая Ирису, которая даже рвет ее сама с кустов. Слегка насытившись мы топаем все дальше вверх. Тропа становится труднее — круче, с корнями и валежником. Этот валежник мы заодно собираем — на дрова. Поскольку обед у нас назначен наверху, где дров может и не быть. Наконец, мы выходим на плато — уставшие, голодные, но зато с большим запасом дров и грибов. Слегка отходим от тропы и останавливаемся на обед. Разжигаем костер. Разжигаем костер. Костерррр рррраззжжигаем, елки-палки! Спички, почему-то не хотят наши дрова поджигать. И охотничьи спички тоже. И сухое горючее, между прочем, тоже! Да это такие дрова, которые даже газовая горелка не смогла поджечь! Да, придется нам обойтись без костра. Ну ничего, и газа хватит. На обед у нас сырный супчик, который никто из участников не пробовал варить из высушенных продуктов. Из сырых — пробовала, я. Сушеный сыр, закинутый в кипящую воду моментально превращается в одну большую сырную соплю, опускается на дно и начинает пригорать. Мы его усиленно отдираем от кастрюли, а потом делим поровну и заливаем водичкой. Да, не очень-то похоже на сырный суп. И жареные грибы тоже какие-то сыроватые... Нет уж, лучше мы в следующий раз грибной суп сварим, а сыр так съедим!

Покончив с обедом, мы отправились дальше. Правда Ириса решила, что она-то еще и не закончила обед, пришлось остановиться ее подкормить. Ируська уснула, а мы отправились дальше, любуясь на Имандру, которая все больше и больше показывалась из-за горизонта (правда, Имандра была у нас за спиной, так что полюбоваться на нее можно было только обернувшись). Так мы и дошли до ущелья Аку-аку. Ущелье очень странное — огромные отвесные стены, и никакого ручья внизу, мало того, на карте обозначен ручей, который пересекает ущелье перпендикулярно. Тошка все фотографирует, и даже Витя в конце концов не выдержал, снял рюкзак и достал свой фотоаппарат. Ириса проснулась, но до ночевки уже недалеко, мы не останавливаемся, а чтобы Ируська не скучала, я пытаюсь учить ее говорить "Аку-аку". На ночевку мы останавливаемся около озера — там удобные площадки, да и поздно уже, учитывая ранний подъем. К тому же надо еще придумать, как проходить мимо озера, занимающего весь низ ущелья.

Палатку мы взяли одну на всех — и двухместную. Если все вещи оставить под тентом мы в нее вполне помещаемся — в тесноте, да не тащить! А спальников взяли два двухместных, предполагая, что в одном будем спать мы с Ирисой, а в другом — Витя и Тошка. Но увидев Витин "двухместный спальник" я крайне удивилась: "На сколько же это человек?" "Это он уже ушитый" — сообщили мне. В итоге в этом спальнике мы разместились втроем, заодно решив проблему не класть девушек с краю. Как следует поужинать нам не удалось. Т.е. мне не удалось. Ириска начала дико вопить и никак не могла успокоиться. Как выяснилось — просто устала и переутомилась, я уложила ее спать и она благополучно уснула, а вот мне пришлось есть холодную гречку. С отвратительным покупным сублимясом, напоминающим не то корм для собак, не то клей, не то еще какую несъедобную гадость. Мужики его ели весь поход, а я не прониклась. И во все последующие походы сушила мясо сама, настоящее, в духовке.

13 августа

С утра шел дождь. Мы неспешно приготовили завтрак в месте оставшемся в тамбуре от всех наших вещей, кое-как разместив горелку между ботинками. В итоге в тамбуре у нас образовался страшный бардак и найти чего-нибудь было непросто. И когда я решила выйти в кусты, найти свою обувь не смогла и воспользовалась первой попавшейся. Первыми попались Витины ботинки, размера, этак 46 (а у меня-то 36!). В них я болталась, как в посылочных ящиках, и несколько раз даже вывалилась совсем. Так что теперь точно знаю, насколько неудобны ботинки этой фирмы (учитывая спор Тоши и Вити об удобности их новеньких буржуйских ботинок, это было весьма актуально).

К двенадцати часам мы собрали рюкзаки, не вылезая из палатки, несмотря на тесноту. А дождь все идет. Сколько же можно сидеть в палатке? Да и Ириса бесится. Решили идти под дождем. Я долго думала, как же передвигаться под дождем. Как бы надеть плащ и какой конструкции, чтоб он как следует закрывал и меня, и кенгурушку с Иренком, и чтоб ей под плащом было чем дышать. Так ничего и не придумала, зато додумалась — взяла в поход зонтик. Как выяснилось, такой же бесполезный груз, как и Витин чехол. Идти с зонтом в одной руке и альпенштоком в другой оказалось совершенно неудобно. К тому же он все время цеплялся за все кусты. В итоге я решила, что ребенок у меня и так достаточно непромокаемый — и убрала зонт в рюкзак. Моя непромокаемость была куда более сомнительна — и действительно, вымокла вся до нитки.

Разведав дорогу на ту сторону озера мы обнаружили 3 варианта: прямо по воде (неохота сушить потом обувь), по полочке над озером (хорошая полочка, но с рюкзаками и главное — с ребенком — стремно) и по тропе сильно вверх. Мы остановились на последнем варианте — и прошли там без особых проблем.

За 2 часа ходу мы до шли до упоминавшегося перпендикулярного ручья — и вымокли напрочь (из-за дождя, в смысле). А тут он как раз и кончился. Поэтому мы решили остановиться на просушку, а на самом деле — на полудневку. Нашли дров (на этот раз более горючих), развесили вещички, отогрелись на солнышке, а заодно сварили черничный компот, пожарили оладушки, а Витя нафотографировал красивых ручейков.

14 августа

Мы встали и постарались собраться пораньше, поскольку на сегодня был запланирован перевал, а до него еще идти и идти. Да и после перевала на ночевку не сразу встанешь. С утра было холодно, но чем дальше, тем становилось все теплее и теплее, так что на каждом привале мы раздевались и переодевали Иренку. Да и дорога вверх весьма способствовала раздеванию. Вскоре на горизонте вновь показалась Имандра. Вдоль дорожки, как водится, росло множество грибов, которые мы собирали, а Ириса их радостно везла — в каждой руке — по большущему подосиновику. На одном из переходов (и, конечно, по закону подлости одном из самых крутых) Витя вдруг вспомнил, что оставил на предыдущем привале компот. Свой любимый компотик! И побежал вниз. Даже рюкзака не снял. Так что растянулась наша немногочисленная команда изрядно. Зато пока мужики меня догоняли, мне удалось, наконец, угомонить Ируську — до того она ни в какую не соглашалась спать — и весьма устала. На перевале (Юмъекорр) мы слопали шоколадку — а Ириса проспала и ей ничего не досталось — и пошли вниз. Шли и радовались, что в эту сторону идем — поднимались хорошо по скалам и спускаемся тоже приятно, по сыпухе. А как было бы противно наоборот!

Ириса тем временем проснулась и потребовала есть. Потому мы остановились на обед - и сварили, наконец, грибы. Погода портилась, стало так холодно, что я надела на Ирису варежки. Так что с обеда мы поспешили уйти побыстрее. Дальше дорога наша шла вниз к ручью Меридиональный, а потом поворачивала под очень острым углом вверх по нему. Поэтому мне пришла в голову "гениальная" мысль - ну зачем нам полтора км топать вниз, а потом столько же наверх, когда можно спокойно срезать по азимуту - тут всего-то метров триста. Ну или пятьсот...

Так мы и сделали. Кажется, остальная часть нашей компании потом долго склоняла мое имя на все лады. А мне так понравилось. Почти. По крайней мере места там были дивные, очень красивые. Наверное, там почти что не ступала нога человека (ибо какой идиот туда еще пойдет). Низенькие сосенки, травища, кусты - и очень-очень своеобразное место. В конце концов несмотря на все неблагоприятные прогнозы скептически настроенных товарищей мы все-таки вылезли на Меридиональный и пошли по нему вверх. Вскоре Антон сказал, что по его мнению пора искать место для ночевки. Я тут же увидела вполне подходящее симпатичное место. Но

Тошка порешил, что пора-то пора, но не так же прямо сразу. И мы пошли дальше, разглядывая окрестности на предмет подходящей стоянки (одна Ириса по обыкновению разглядывала ручеек, нравились они ей). Но за полчаса ничего подходящего мы так и не нашли, да и дальше местность особых надежд не подавала. Так что вернулись мы к тем самым ночевкам, от которых начали их искать. От добра добра не ищут, в общем. Хорошо еще пеший поход, в водном против течения не наплаваешься!

15 августа

С утра мы резво собрались и до 10 утра уже были готовы выйти. Но тут как всегда некстати начался дождик. Наученные горьким опытом второго дня мы в момент вытащили и раскинули палатку и загрузились в нее вместе с рюкзаками. Однако погода нас пугала - дождь покапал пять минут и кончился. Мы свернули палатку и вышли наверх - к перевалу Ферсмана. Вернее сначала нам надо было преодолеть ручей Меридианальный. В верховьях он распадается на какое-то совершенно бесчисленное количество ручейков, петляющих между заросшими мохом камнями. В общем, ничего опасного, но несколько утомительно. Зато Витя и тут нашел себе занятие! Наконец, мы перебрались и начали сам подъем. Погода, надо

сказать, была так себе. Тучи какие-то на небе, ветер боковой. И этот ветер постоянно трепал мои волосы, так что те лезли мне в глаза. В конце концов мне это так надоело, что я попросила Тошку срочно отрезать мне челку - невозможно больше. На что Антон тут же достал нож и срезал мне волосы - ну не под корень, но близко к тому. На мое счастье ничего похожего на зеркало в ближайшие дни мне не попадалось, но и когда попалось - зрелище было еще весьма жалкое. Перевал Ферсмана - 1б, самый сложный из запланированных нами на этот поход. Потому мы к нему очень тщательно готовились - даже взяли веревку, обвязу и некоторое количество железа. Впрочем, они не понадобились. Основную часть пути мы передвигались обычным манером, и лишь последний участок сперва прошел Тошка с моим рюкзаком и все разведал, а потом вернулся и мы пошли все вместе, а Ирису я повесила за спину. Идти там и так было неуютно - весьма крутой склон слева вниз и не слишком широкая полка, а с Ирисой спереди я и вовсе не прошла бы - несколько высоких ступенек явно не предназначены для кенгуру.

И вот мы на перевале! Перевал широченный, я даже не сразу нашла тур с записками, их было аж две штуки. Их мы забрали себе и написали новую. Ириса перевал опять проспала - уснула как раз на последнем участке. И даже перекладывание из кенгурушки не разбудило ее. Погода тем временем меняется и не в лучшую сторону. Вернее тучи спускаются все ниже. Так что и мы тоже поспешили начать спуск и их опередить. Спуск был тяжелый - довольно крутой скально-осыпной и не всегда понятно, куда идти. Ириса спала очень долго, поэтому даже на привалах мне не удавалось снять рюкзак. Все устали ужасно. Так что на первой же попавшейся после перевала стоянке мы и остановились - в самом начале мелколесья. На перевале Витя подобрал себе палку - и сделал себе тоже альпеншток - привезти его с собой, как мы, он поленился. Вечером все-таки пошел дождь.

17 августа

После вчерашнего дня все были уставшие и поднимались очень неспешно. И хотя Ириса вроде как проснулась в восемь до девяти никто был не в силах пошевелиться. Наконец, мы вылезли из палатки и принялись готовить завтрак и собирать вещи. Попутно мы наблюдали весьма любопытную картину: со стороны долины Малой Белой поднялись облака и один за другим поплыли к нам. Сначала маленькие беленькие, потом побольше, и еще побольше и под конец - огромная тучища! Пошел дождь. Впрочем, мы еще и не собрались. Пережидаем. Дождь был недолгий, туча не смогла преодолеть перевал и отправилась в обратный путь. И мы решили последовать за ней и сделать короткий переходик до озера Хемингуэя.

Деревья постепенно становились все выше и выше, так что вскоре мы оказались в настоящем лесу. Ириса увлеченно лопала сухофрукты, периодически роняя их на дорожку и теряя. Но добрый папа делился с ней новыми. После вчерашнего дня шлось как-то так себе. Утешало только то, что далеко идти мы не собирались.

Наконец, мы дошли почти совсем до озера. Ириса беспокоилась и совсем меня закусала, поэтому, чтобы отдохнуть, я отдала ее папе и пошла поискать озеро и/или место для ночевки. В том же направлении ушел и Витя. Так что вскоре я нашла и то, и другое и отправилась на побережье.А куда уж Витя отправился - я не знаю. В итоге Антон нас потерял и долго ругал потом (особенно меня, поскольку наш кусачий ребенок

как следует цапнул его за палец). Разозлившись, он даже не стал слушать мои данные разведки и отправился на берег озера сам. В итоге мы решили стоять прямо на побережье, несмотря на мои опасения по поводу сильного ветра.

Еще при подготовке к походу я решила, что надо будет искупаться в озере Хемингуэя. Вернее, мы все в нем собирались купаться. Правда погода что-то не особо располагала... Ну ничего, не в первый раз. Так что я быстренько разделась, зашла по камушкам поглубже, прыгнула в воду - леденющая! - и побыстрей выпрыгнула обратно. Даже одеваться не стала - побежала в палатку. А тут погода совсем испортилась, ветер разбушевался и дождь пошел, так что мужики купаться не пошли - нашли подходящую отмазку. Одна я, как дурочка...

18 августа

Весь день погода была отвратительная. Ветер дул такой кошмарный, что я опасалась не только за целостность палатки, но и за то, как бы мы подобно Элли не улетели в сторону дома Гингемы. Периодически к тому же лил дождь и заливался к нам в палатку через вентиляцию. В общем, ужас что было. Сидели в палатке и обсуждали дальнейшие планы.

19 августа

Погода, увы, не изменилась к лучшему. Такая же примерно и осталась. А в палатке сидеть грустно. Да и время-то идет (вместе с отпуском). Так что решили мы выходить в люди вниз по долине Малой Белой. Шли мы очень резво, по мне так слишком резво, я даже наругалась на всех за это. Перешли вброд Малую Белую - то еще развлечение, мне так страшно было. И поскакали вниз, вниз и вниз. На подходе к цивилизации я обнаружила, что с Ирисы свалилась одна пинетка и потому лапа у нее ледяная.

И вот мы на станции Хибины. Кода там наш рабочий поезд ожидается? Так, так - сегодня он не ожидается, сегодня воскресенье. А возвращаться обратно в лес как-то уже и не хочется. Однако, нам повезло, вскоре пришел автобус, который увез нас в Апатиты. Правда, не к ж/д вокзалу, но ничего. Правда, местное население не захотело нам объяснять, как идти к нему пешком, считая, что мы до него не дойдем, пришлось нам ждать какой-то автобус и ехать на нем. И очень они удивлялись - ну зачем же мы к ним приехали - не курорт ведь, вроде. Типа, нашли куда приехать. На вокзале мы без проблем купили себе обратные билеты (если не считать проблемой ужасно тормозную тетю в кассе). А билеты там покупали кроме нас еще две группы туристов. Они нас как увидели так сразу и узнали: "Это та самая Ириса, которая проспала перевал Ферсмана?" Как выяснилось, они шли его вслед за нами и видели нашу записку, в которой в составе группы была указана Ириса 10,5 месяцев, а в настроении группы, что она спит. Им наша записка так понравилась, что они ее даже снимать не стали!

Вот, вроде и все. Написала и думаю - что-то одна сплошная непогода получилась, можно подумать, какой-то совсем ужасный поход был. А вовсе нет, я помню, мне очень понравилось!

Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  11:18 26/12 2004