Главная
Форум
Новый Год в Финляндии
26.12.2008 - 05.01.2009

Это архивная копия старого сайта turchild.ru, актуальный сайт доступен по адресу https://turchild.ru
Лёня Фишкис, Рита Красносельская

Идея встретить как-нибудь НГ в Финляндии обсуждалась неоднократно, особенно после Великого Скандинавского Автопутешествия. Когда осенью muru_mur обмолвился, что они с друзьями собираются на недельку зимних каникул в Финляндию и предложил присоединиться, мы радостно ухватились за идею и хорошую компанию. Отдельное спасибо Валере за бронирование коттеджей — они расположились на разных концах симпатичного озера, в 7 километрах от горнолыжного курорта. Мы на горных лыжах не катаемся, но решили, что погулять пешком и на беговых лыжах будет где. Также я мечтал попробовать хваленые подготовленные финские лыжням, а посмотрев на карту, решил, что в случае чего рядом с коттеджем (как почти во всей центральной Финляндии) огромная система озер, и мне будет где развернуться. Наивные мечты, как они хороши!

Проехав больше 1000 км к ССЗ от Москвы, мы обнаружили ровно столько же снега, сколько в Москве, тонкий и совершенно чистый лёд на озерах и холод. Я уже почти с мистическим ужасом смотрел на свои новенькие RCS: "Они испортили зиму в подмосковье, а теперь я привёз эту напасть в Суоми. Бедные финны!" - переживал я и лихорадочно соображал что делать. Очевидно, что нужно было обязательно обновить эти могущественные куски пластика. В первый день (28.12) Саша с Дианой и детьми поехали изучать горнолыжную трассу, а все наше семейство (кроме Марка) бодро встало на лыжи и двинулось исследовать окрестности: в лесу радостно зеленел мох, чуть припорошенный снежком, и торчали гранитные валуны для любителей кататься по траве на лыжах. Поля выглядели привлекательнее, но вот беда: их обрабатывают значительно аккуратнее, чем в подмосковье, и если небольшие сомнения в корректности хождения по чей-то частной собственности мучили нас не долго, то вот вспаханные гряды удовольствия не доставляли. Достаточно быстро мы поняли, что остаётся один вариант (зато какой!) - "грунтовки" Я взял в кавычки, потому что рука не поднимается назвать это архитектурное произведение грунтовкой (при отсутствии льда на 70 км/ч машину не трясет.) Широкие, ровные, чистые и почти без машин. Довольно быстро мы разделились: Туся с Борей убежали вперёд, а я ковылял с Яшей и Марком за спиной. Коньком Яша ходить не умеет, поэтому даже "грунтовка" ему не понравилась. Чтобы не мучить ребёнка я вернулся пораньше и совсем недалеко от дома обнаружил "дикое" поле, где нужно было кататься с Яковом. Я тоже устал, т.к. RCS-ы оказались слишком "скользкими" - стоило зацепиться за кусочек чуть с большим трением - падение гарантировано. За 50 метров до коттеджа была маленькая обледенелая горочка. Я чувствовал, что нужно быть аккуратнее, не разгонялся и ехал "плугом", но в конце всё-таки грохнулся мордой в снег грудью об лёд. RCS-ы кровожадно причмокнули, Марик немного поорал (он был сверху, так что не ударился совсем - скорее испугался), и я доплёлся до хаты. Кстати о хате: коттедж оказался гораздо вместительнее, чем можно было подумать (61 кв.м. на 4х взрослых и 6х детей) - малюсенькая прихожая-тамбур, огромная столовая-кухня-гостиная с камином и парой диванов, куда мы уложили старших детей, две маленькие комнатки для взрослых с младенцем и проход в "хоз. часть" (туалет, душ, сауна). Домик аккуратный, но достаточно "тонкий" с виду - видимо очень хорошо теплоизолирован, т.к. обогревается исключительно электрическими батареями. Для уюта можно топить камин, но стоит сделать неосторожное движение: выпустить немного дыма в комнату - начинает противно орать сигнализация. Сауна маленькая, но очень быстро нагревается (30 минут) - мы парились много и с удовольствием. Купание в проруби не состоялось, как я уже говорил, лёд был слишком тонкий. Фермер - хозяин коттеджа по-английски не говорил совсем, но очень красноречиво жестами объяснял, что будет "буль-буль" если ходить по льду.

Через какое-то время вернулись Туся с Борей - они проделали приличный кольцевой маршрут (16-17 км.) вокруг озера, на котором стоит наш коттедж, потом приехали с горки ребята - для горных лыж снег подсыпали, и кататься можно. На следующий день я уехал кататься один, надеясь, что вчерашние жертвы (бок продолжал ощутимо ныть) как-то изменят ситуацию. Немного потеплело, небо слегка затянуло. Километров через 15 ненапряжного конька бок отогрелся и я про него забыл. Всё-таки удивительные ощущения едешь один по дороге, вокруг чисто и красиво, но при этом всё время попадаются хуторки или отвилки к ним с указателями - ощутить себя "в глуши" невозможно. Пологая дорога по перемычке между озерами закончилась, пошёл рельеф. С горок спускаюсь очень осторожно - скорость упала. Ориентируюсь по 2х км., купленной Тусей в первом велопоходе в Финляндию. GPS тоже со мной, но бумажная карта заметно лучше. Любуюсь низким ярким солнцем над заснеженными сопками - пока оно выше сосен и я продолжаю удаляться от дома. Приходит другая, более грязная грунтовка. Прикидываю возможные варианты - очень хочется обратно на снежные дорожки. К обеду выкатываюсь к большому озеру: тут даже не лёд, а тоненькая корочка надели. Обедаю, понимаю, что на другие эксперименты времени уже нет и с сожалением прикидываю маршрут возврата: без большого куска "грязной" дороги никуда не денешься. Но туда ещё надо добраться. Как и положено, после обеда дорога идёт исключительно "в гору", а вместо снега всё больше лёд. Думать о том, что стало со скользящей поверхностью не хочется - базовый парафин от такого не спасает! Ну ладно, лишь бы погода наладилась. На закате выкатываюсь на уже знакомый перекрёсток и любуюсь закатом. Финишный бросок в лучших традициях группы Дмитриева и можно греться в сауне...

В Финляндии замечательные Национальные Парки, но кроме них есть ещё много интересных мест, обозначенных на карте, к которым или по которым ведут аккуратные тропки, а в самом красивом месте обычно расположен fire-place место, где можно пожарить сосиски на костре и полюбоваться красивым видом. Вот одно из таких мест мы и посетили 30 декабря. Начинался этот небольшой 4х километровый кольцевой маршрут с маленькой парковки и расчищенной дорожки, которая вскоре привела к хутору. Дальше пошла лыжня и тропинка, приведшая нас к озеру. По пути в сторону ушла маркированная тропка с какой-то табличкой на финском. Как потом мы поняли, это и был отмеченный маршрут, а лыжня с тропой просто выводила к чьим то частным домикам около озера — скорее всего, их сдают летом.. Полюбовавшись озером, нашли в окрестностях тропу со знакомыми маркерами и пошли дальше. Запомнились скалы с замерзшими сосульками-ручьями, наледи на ручейках, ну и красивый вид на окрестности с вершины холма, который и был целью прогулки. На вершине был не просто fire-place, а extended fire-place: закрытый домик с очагом и «буржуйкой» рядом, круговые скамьи-полати, покрытые каким-то ковриком. Как обычно, дровяной сарай с наколотыми дровами, сортир, помойка (аккуратная). Внутри домика топор, спички (сырые) и «бортовой журнал» (здесь был Вася) — группа туристов из 8 человек могла бы комфортно здесь переночевать, имя при себе только спальники. Скорее по традиции, чем из необходимости мы сожгли пару полешек и минут 20 посидели, а затем пошли спускаться вниз по буранке, которая, видимо, шла к этому месту от ближайшего хутора. На обратном пути заехали в небольшой городок Ханкасалми (Hankasalmi) и взяли в информационном центре то, что дали. Один из проспектов, в частности гласил : «В районе Ханкасалми проложены сотни километров лыжней. Подробную карту вы можете найти в путеводителе таком-то всего за 14 ойра!» Ну м.б. Я и заплатил бы, но как-то неспортивно. Лезу в рекламу горнолыжного курорта и где-то в середине обнаруживаю «»У нас есть освещённая лыжня длиной 3,8 км, а также выход на муниципальную лыжню длиной 46 км.» О! Это мой размерчик!

Радовался я рано — на следующий предновогодний день мы поехали все вместе на горку. Освещённая трасса была, но лыжни на ней не было, и выход на муниципальную лыжню тоже был, даже с табличкой, где была нарисована подробная схема этих лыжней, да только чуть припорошенные кустики красноречиво показывали отсутствие этих лыжней на местности — не сезон»!

Пошёл греться в кафе, пока дети осваивали горные лыжи. Вечером поехали все вместе встречать Новый Год к Кате с Валерой. Эта встреча Нового Года была тиха, мила и поразила тем, что я впервые ощутил себя самым пьющим в компании. Нет, спиртного никто не выпил ни капли (его и не было), но кажется только меня посетила мысль, что в принципе можно было бы чего-нибудь выпить!

Утром 1-го января поехали, как и планировали, в Нац. Парк. Погода замечательная: мороз, солнце, ясно. Ознакомившись с имеющимися дорожками: туда 2.3 км, туда 3.5, а туда 5.1 — смотрите не перетрудитесь, мы выбрали какой-то кольцевой маршрут и пошли гулять. В Нац. Парке, кстати, снега было достаточно для катания на лыжах, и мы встретили несколько человек, которые за этим и приехали, впрочем, я совсем не жалел, что пошли гулять пешком — Яшка гораздо лучше пока ходит ногами, чем на лыжах. Ближе к вечеру пришли назад к машине и переехали в другу часть парка, где обещали болота. Марк замерз и орал. Сначала мы даже хотели отказаться от второй части, но пересадив ко мне под куртку (аки слинг) убедились, что ребёнок согрелся и ему хорошо, поэтому пошли ещё небольшое колечко (2 км.) по болотной гати. Темнело, под луной ярко засветилась какая-то звезда или планета. Окрестный пейзаж вызывал неодолимое желание попугать детей чем-то, вроде собаки Баскервилей, но мы гс Тусей героически удержались и просто любовались этим шикарным болотом. Вернулись к машине в сумерках и довольные поехали назад, в коттедж. Да, на парковке около болота стоит здоровый столб из торфа, возможно вынутый откуда-то неподалеку.

Следующий день я собирался вновь покататься по грунтовкам, но всё не задавалось с самого начала: грунтовки после морозов стали слишком скользкими, температура была слишком низкая и т.п. Вдобавок я забыл вынуть из рюкзачка документы на машину и увёз их с собой. Туся поехала у меня их забирать и... уехала в кювет. Поскольку Туся попала под скорую помощь хотела разойтись подальше с машиной тех.помощи, то вытащили её почти сразу. Неожиданно ещё откуда-то приехало две машины с русскими мужиками и Логан был просто поставлен на дорогу. Выводы были сделаны следующие: 1) кюветы в Финляндии лучше, чем кюветы в Норвегии 2) Каждое путешествие на машине в Скандинавию содержит в себе заезд в кювет. Я, тем временем, бежал на лыжах назад, но на шоу не успел, - встретился с Тусей, когда он уже ехала своим ходом. Вечером мы собирались ещё съездить в обсерваторию — посмотреть на звездное небо, но погода почувствовала, что мы завтра уезжаем: небо затянуло, пошёл долгожданный снег — после такой наглой демонстрации Финской погоды своего отношения, нам ничего не оставалось, как поехать в гости на другой конец озера и дать образовавшейся куче детей хорошенько поиграть и перебеситься.

Утром мы достаточно быстро собрались и поехали в Россию. Саша с Дианой остались кататься на лыжах, Валера с Катей уехали в Хельсинки на семинар по айкидо, а мы хотели пораньше оказать в Лапенранте — побродить по магазинам, и не очень поздно приехать в Питер. Многие магазины были закрыты, но Тусе удалось купить парочку новых интересных игр. В Питере были около полуночи: спасибо Иве и Максу за гостеприимство. Отдохнув денёк и немного поглуляв по Питреу (очень холодно, в Эрмитаж не попали), поехали в Москву.

Технические подробности.

Ездили на своей машине (Renault Logan). Это наверное самый экономичный и разумный вариант для такого вида отдыха, т.к. добраться до коттеджа другим способом дороже и затруднительнее, а до ближайшего нормального магазина километров 15. Трассу в Питер Туся проходила одна с Марком и Яшей (я ехал на поезде), остальную дорогу вели по очереди. Суммарный пробег больше 3000 км. По свету реально проехать участок Тверь — Питер (старт из Москвы в 5.30) - оставшиеся куски не страшно ехать и ночью. По-прежнему рекомендуем кафе «Шанс» в п. Крестцы. На Выборгском шоссе хороших забегаловок не знаем — рядом с погран. зоной сносное кафе. Полной заправки в Клину на BP хватает до Питера. Как и в прошлый раз нам понравились заправки ПТК (Питерская Топливная Компания) — они есть между Чудовым и Петербургом. Многие пользуются заправкой Татнефть в погран. зоне, чтобы по-минимуму заливать бензин в Европе, но нам эта заправка не понравилась (в Финляндии честно заливались два раза - примерно 1 евро за литр 95). Если уж доливать бензин, то где-то недалеко от поворотов на Выборг есть заправка Лукойл (справа по трассе, по дороге из Питера).

Дороги в Финляндии чистят и подъезды к коттеджам тоже. Мы брали на всякий случай цепи (спасибо tikitavi !) - они могли пригодится в одном месте, но обошлись без них. Шипованная резина зимой является обязательным требованием для въезда в Финляндию.

В Питере "вписывались" (ещё раз спасибо shipe_totec !)

На пересечение границы у нас ушло примерно 2-2.5 часа, хотя пугали 4-мя.

Дважды основательно закупали в супермаркетах еду: в Лапенранте на пути туда, и в Ювяскуле на месте (можно в Ханкасалми). Что-то можно купить на заправках, но дороже, чем в супермаркетах.

Визы делали самостоятельно заранее: уже в ноябре сдать/забрать документы в Посольство Финляндии в Москве без психических и физических травм практически невозможно. Мы не успели вовремя забрать документы, поэтому договорились с фирмой, что они заберут (за 10 евро с паспорта). За полное оформление фирмы просят 120 — 130 евро за визу. Сбор в посольстве - 35 евро за визу. Если дети вписаны в паспорт, то их вписывают в визу к родителю и дополнительных денег не берут. Мед. страховка примерно 1500 (на неделю, на всю семью), если кататься на горных лыжах то больше. Зелёную карту можно сделать прямо по дороге, перед въездом в погран. зону - на неделю около 800 рублей.

Расходы :

Бензин - 150 евро

Визы - 70 евро + 20 евро фирме, чтобы забрали готовые паспорта

Страховки - 65 евро (машина+люди)

Еда - чуть меньше 300 евро (включая еду на трассе и новогодний ужин)

Связь - до 20 евро

Билеты на поезд - 30 евро (я с Борей в Питер ехал на поезде)

Коттедж - 500 евро (включая постельное белье и финальную уборку)

Прокат горных лыж - 64 евро

Кафе и проч - 30 евро

Итого 1250 евро на 11 дней на 5 человек.

------------------------------------

Игры и сувениры - 100 евро.

Тусин фотоальбом

P.S. Вопросы можно задавать на форуме или в ЖЖ

Спасибо за хостинг www.progressor.ru. Если у Вас есть предложения или замечания по сайту - пишите нам. Обновлено:  20:49 12/01 2009