turchild.ru Мы едем, едем, едем...
Архив форума
 
 ПомощьПомощь   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация    ВходВход 
 
  Имя:  
  Пароль: 
  Запомнить       

   Список форумов -> Отчёты о путешествиях
Начать новую тему   Ответить на тему Поход на байдарках по Волге с детьми, 2010 год
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей Савушкин



Зарегистрирован: 02.06.2009
Сообщения: 49

СообщениеДобавлено: Ср Дек 01, 2010 19:54    Заголовок сообщения: Поход на байдарках по Волге с детьми, 2010 год Ответить с цитатой

Озеро Селигер - р. Селижаровка – р. Волга – г. Тверь


Маршрут:
г. Осташков – Селижаровский плес (оз. Селигер) – река Селижаровка –д. Нижние Котицы, 26 км – пос. Селижарово, 34 км. – д. Сытьково, 62 км, - г. Ржев, 69 км - г. Зубцов, 21 км, - д. Родня, 42 км, - г. Старица, 22 км, - д. Броды, 36 км – г. Тверь, 55 км.

Протяженность:
 367 км до Твери
 276 км до Старицы
 212 км до Зубцова

Численность группы: 12 человек, из них 4 ребенка.

Сроки: 12 июля – 26 июля 2010 года


12 июля

Отъезд из Москвы. Поезд № 604 Москва – Осташков. Отправление с Ленинградского вокзала в 20.20. В вагоне было жарко и душно.

13 июля

Приехали в Осташков в 7. 20. На рейсовом автобусе доехали до д. Нижние Рудины, заплатили 132 рубля за 12 человек, включая багаж!
Собирались в 300 м от автобусной остановки. Нашу и Сашину байдарку собирали сообща и долго. Прямо по пословице: русские могут собрать все – с помощью кувалды и какой-то матери.
Наконец, позавтракав, вышли на воду. Дошли до д. Рогожа , встали на противоположном берегу Селижаровского плеса. После обеда остались на ночь. Шли против ветра при небольшой волне. День получился довольно утомительный. Весь день было солнце, жарко и небольшой ветерок.

14 июля

Утром обнаружил дырочку в своей байдарке, в корме. А вчера натекло немного воды, вроде бы ниоткуда. Заклеил скотчем с двух сторон – ни капли в лодке, даже вечером.
Дошли до Нижних Котиц, удачно нашли исток Селижаровки, не блуждали. Начиная от д. Верхние Котицы, шли, придерживаясь правого берега. Можно было не обходить острова, но мы решили не рисковать. Слева от протоки в речку Селижаровку стоит домик-вагончик. Прошли мимо него и далее мимо рыболовных сетей. Вышли прямо к истоку Селижаровки. Обедали на полянке в самом начале Селижаровки.
Перед уходом наткнулся в воде на стекло, сильно порезал ногу. Обработали перекисью, забинтовали, Помогли сесть в байдарку. Нормально дошли до вечера, но вечером ничего делать не мог, только заклеил дырочку. Наверное, прокололи при сборке. В дальнейшем уже активнее двигался на берегу, но все равно до конца похода был, как инвалид. Огромное спасибо жене и всем ребятам.
Река Селижаровка – лесная река. Сосны, березки, поляны, заросшие травой, смотрят в реку под треск цикад плеск весел. А в остальном – тишина и покой, полная безмятежность. Про уставшие руки и затекшую пятую точку можно не вспоминать.
В Нижних Котицах есть мост, он низкий. Высоты от уровня воды до моста едва хватает, чтобы проплыть лежа. Пройти можно лишь с правого берега. На середине мост невозможно низкий. Течение под мостом слабое. Все прошли под мостом в лежачем положении, лишь некоторые частично разгрузили лодки за счет матросов.
На Селижаровке хороший уклон. Особенно после д. Уревы быстрое течение, река заметно петляет.
К 20.00 дошли до стоянки, примерно в часе хода от места, обозначенного на карте как «сараи». Там один домик, но людей не видно. На стоянке большая поляна, длинный стол, лавочки и дрова.

15 июля

Утром после завтрака остались на стоянке до обеда. Сварили уху и отдохнули после напряженного дня.
После обеда вышли. Дошли до слияния с Тихвиной. Течение было хорошее, а после д. Берники даже были перекатики, но совсем несложные.
В Селижарово закупили продукты и поплыли дальше. Остановились на ночь на вроде бы пустой стоянке. Вдруг повалили люди на вечернее купание. Оказалось, что недалеко стоит д. Подсосонье. Наконец толпа купающихся иссякла, и мы остались одни.
Ниже Селижарово Волга течет медленно, сонно среди берегов со смешанным лесом. На 40 км по левому берегу тянутся Свиные горы – череда холмов, ощетинившихся лесом, но выходы на берег плохие. Дно каменистое.

16 июля

После завтрака вышли. Течение было небольшое, река сама плавно несла байдарки мимо Свиных гор. Мест для выхода на берег было немного, не говоря уже о стоянках.
После автомобильного моста за д. Волково – Тростино, не обозначенного на карте, прошли два переката. Первый, довольно большой, был примерно 200 метров длинной, за ним следовал второй, поменьше, после впадения реки Большая Коша у маленькой деревушки, не подписанной на карте. Потом река успокоилась, но течение было хорошее.
За д. Волково на песчаной косе пообедали. Было очень жарко, спасаться можно было или в воде или в тени.
По берегам появились сосны березы, заменившие высокие ели и кустарники. Стоянку нашли на левом берегу после д. Повадино. Река резко повернула, на повороте образовался широкий разлив. У левого берега течение очень сильное, далеко в воду не войдешь, снесет. Стоянка в сосновом лесу, выходы не очень хорошие. Бьют два родника, у воды грязновато и высокий берег. Бенские пороги еще впереди.

17 июля

Через 30 минут после ухода со стоянки начались Бенские пороги. Волны были выше, чем раньше, но ненамного. Плеснуло водой на жену Марину, сидящую впереди. Байдарка зарылась в волну, но ничего страшного не произошло. Камни были затоплены, воды в этом году много.
Далее было еще много перекатов, но все они уступали Бенскому. Лишь после д. Михалево, (спросили у купающихся девчонок, деревню с воды не видно) был короткий перекат по силе струи схожий с Бенским.
После моста, построенного на месте парома, был хороший уклон, шустрое течение, дно и берега каменистые. Берега все заросли высокой травой, за которой стеной стояли ельник или березняк.
Была суббота, отдыхающих было много. С трудом нашли место для ночевки на правом, высоком берегу в березках. Рядом шумел перекат, на противоположном берегу виднелись домики деревни Рогово.
Едва устроились, приехали четыре машины. Но они были с детьми, все обошлось благополучно.
Сегодня в первый раз после перерыва в три дня искупался. Нога немного зажила и можно даже осторожно ходить босиком.

18 июля

Сегодня была дневка. С утра все расслабляются. Дима весь день сходил с ума и трепал нервы. Наконец дневка закончилась. Ура!!!

19 июля

Утром был ранний подъем и выход на маршрут. После пшенной каши с бутербродами, печенья и одной конфеты быстро спустили лодки на воду. Вещи собрали заранее.
Река сразу взяла нас в свой оборот. Весь день был хороший уклон и течение, как минимум, и небольшие перекаты, как максимум. Плюс к этому малонаселенные берега, почти не было деревень и соответственно людей.
Перед д. Мясцово на левом берегу остановились, чтобы отдохнуть. А потом подумали и устроили обед. И правильно сделали, после хороших мест для обеда было мало.
После обеда река стала шире, особенно после Тудовки, правого притока Волги. Но по-прежнему Волга сохранила свой лесной, таежный, немного таинственный и своенравный характер весь день. Лишь перекаты, которые в описании были серьезными, при высокой воде в этом году стали намного незаметнее и проще. Они шли без конца через небольшие промежутки спокойной воды и не давали расслабляться. Но этим то река и интересна!
На ночь остановились после острова примерно в районе д.Бобронниково, как потом определили по карте в сосновом лесу на левом берегу. Места безлюдные, но подъезд на машинах все-таки есть.
После хорошего ужина быстро легли спать. Завтра опять ранний подъем, да еще наше дежурство.

20 июля

Утром после завтрака Володя объявил, что они решили плыть до Ржева, а потом переброситься на другую речку. И потому они остаются еще, по крайней мере, на полдня. Со стоянки ушли в три байдарки. До Свеклино река неплохо несла. Были несложные перекаты, да и просто течение давало немного отдохнуть. Левый берег тянулся в виде гор, поросших соснами и изредка березками. Виднелись скальные известковые выходы.
После Свеклино берега остались высокими, но появились березовые рощи на левом берегу.
В устье р. Сишка на высоком холме стоит памятник-обелиск солдатам, погибшим в последней войне.
Обедали на коровьем пастбище, что, однако не помешало хорошо поесть. Перед обедом зашли в магазин в д. Волжское-Малахово.
Далее до Ржева тянулись не очень высокие берега. Был карьер, санаторий или лагерь и бесконечные дачи, дачи, дачи…
Река по-прежнему была быстрой, попадались участки с перекатами и быстринами.
В самом Ржеве река уже устала, но после железнодорожного моста опять появились перекаты и быстрины.
В Ржеве зашли в магазин, чалились под автомобильным мостом у Краеведческого музея.
Когда прошли Ржев, остановились в березовой роще за д. Горшково на левом берегу. Дров маловато, но в остальном неплохо. Есть даже родник с ключевой водой. Уже было поздно и солнце закатывалось за горизонт После ужина еще немного посидели у костра. Саша завтра собирается доплыть до Зубцова и сойти.
До обещанных в описании устья р.Бойня и сосновой рощи так и не дошли.

21 июля

Утром встали рано. После завтрака быстро дошли до р. Бойня. Потом долго ждали сосновую рощу на правом берегу, но так и не заметили. Одни ракиты, ольха, березы и поросшие травой луга. Лишь перед самым Зубцовым на левом берегу, а не на правом, была сосновая аллейка. Но подходов к воде не было никаких.
Река будто устала, медленно и лениво несла свои воды. И только у д. Порожки, что перед Зубцовым, был маленький перекат, больше похожий на быстрину. Но и он иссяк перед мостом в Зубцове. Стоянок почти не было, все берега заросли травой.
В Зубцове мы пообедали прямо на берегу. Саша остался разбирать байдарку, а мы поплыли дальше.
Ниже Зубцова река довольно быстро текла в высоких берегах с сосновым лесом. Но постепенно обленилась и успокоилась.
Начиная от Зубцова и до д. Михальки сначала по левому, а затем по правому берегу работала мощная строительная техника, строили новую дорогу и элитные поселки. На месте лесных полян устраивали английские парки со стриженой травкой, прудами и лавочками.
Проходя мимо д. Борки, увидели «братьев по разуму», туристов-водников. Они сплавлялись по Тудовке от пос. Молодой Туд, но река сильно обмелела, высохла, и обнажились камни. Они три дня несли байды на руках, но все равно продрались не один раз.
После устья р. Держа(д. Устье) прошли немного и встали на ночь. Стоянка была далеко от берега на опушке соснового леса, у берега камешки, а чуть дальше песок. После купания и ужина легли спать, все устали за предыдущий день.
Весь день река мелкая, местами близко к поверхности подводные камни, ширина около 100-120 метров.

22 июля

После раннего завтрака встали на воду. Еще сонная река медленно текла по широкой
долине. С правого берега лес отошел от реки примерно на 50-100 метров. А по левому лес
тянулся стеной. То сосны, то березы, иногда ракиты сменяли друг друга. Видели стада
коров, которых вывели на пастбище. Так дошли до деревень Данилова Слобода -
Дягунино. В д. Дягунино есть разрушенная часовня без купола. Жара стояла ужасная, все
устали. Обед сделали на левом берегу в березках.
После обеда дошли до д. Родня, около пяти километров греб Димка.
После Родни начались Старицкие ворота. Долина реки сузилась до 80 м, а лес подступил к воде вплотную, исключая небольшие полянки. Река текла не очень быстро, но течение было неплохое. В одном месте был перекат. По правому берегу очень мелко, по левому глубже. Стояла тишина, нарушаемая только плеском волн и пеньем птиц. Незаметно прошли больше половины Старицких ворот до д. Молоково (лев). Начали искать стоянку и нашли ее рядом с д. Федурново (лев). Сильно устали, прошли за день около 38 км. Ужинали под стрекот кузнечиков. Стоянка на поляне у самой воды.

23 июля

Утром наблюдал необыкновенно красивый восход солнца. Солнышко еще не вышло, но его лучи уже выглядывали из-за гребня правого берега, подсвечивая край неба в розовый цвет. Левая половина неба оставалась голубой. По реке стелился густой туман. Два темных берега, ощетинившись верхушками деревьев, сходились у самой воды. Как-будто два огромных медведя пришли на водопой и тут неожиданно встретились, уставившись друг на друга. Постепенно солнце поднималось, становилось светлее, небо из розового стало светло-голубым. Скользящие лучи перекрасили «загривки медведей» в желтоватый цвет. На воде высвечивался узкий коридор, осока постепенно перестала быть темной массой и приобретала привычные формы и необыкновенно яркий зеленый оттенок, а левый берег стал вдруг зеленовато-желто-красным.
Встали рано, после завтрака вышли. Дошли до Старицы. Сразу за автомостом открылся вид на Спасо-Успенский монастырь. Он сверкал белыми башенками и крепостными стенами.
У монастыря мы попрощались с Лешей. Они остались в Старице, чтобы уехать в Москву. Мы поплыли дальше в одиночестве.
Сначала Волга текла медленно, но после д. Холохольня зажурчал несложный перекат, затем быстрина, потом еще перекат и еще одна быстрина. Берега были очень красивые – сосновый лес, высокие склоны.
В д. Улитино (прав.) был несложный, но коварный перекат. Он очень мелкий и начинается резко. Идти лучше посередине, там, где глубже.
После Улитино был еще один перекат, его проходить лучше справа, слева мелковато.
Перед д. Воеводино опять перекат. Ничего сложного, довольно глубоко, шли по струе. После Воеводино, буквально перед стоянкой, тоже был перекат-быстрина с волнами и без камней, прошли по центру.
Вообще, сегодня речка не давала скучать – то перекаты, то быстрины. Солнце жарило немилосердно, часто купались. Остановились на ночевку за Воеводино на левом берегу. Прошли по моим подсчетам около 36 км.

24 июля

Утром встали рано, но вышли поздновато. Долго собирались.
Река текла не очень быстро, были небольшие перекаты и быстрины. Островки оживляли реку, ширина которой достигала 120 метров.
Перекаты были после д. Якшино, глубокие и без камней и после д. Кошино с заметными валами. Но они опасности не представляли. Сложнее были мелкие перекатики, неожиданно появлявшиеся посреди глубокой реки. Тут уже появлялись камни надводные и подводные. Шли там, где позволяла осадка лодки.
После Кошино, ниже деревни на 200-300 м на левом берегу, набрали воды в железистом источнике. В самой деревне удачно сходили в магазин-автолавку.
Далее, у Чапаевской горы – высокого глинистого склона на правом берегу, его высота около 25 м, перед д. Моркино – Городище был несложный перекат, а потом река совсем успокоилась. Долго шли и искали стоянку, было много отдыхающих.
Остановились на левом берегу, напротив пос. Дачный у самой воды на небольшом пятачке. Готовили на костре. Дрова нашел внизу, весь склон с соснами зарос крапивой. А перед этим весь левый берег заняла какая-то турбаза с домиками.
Мелкие и вредные пиявки живут в прибрежной полосе воды в иле. Они очень быстро присасываются к ногам, отодрать их непросто.


25 июля

С утра облачно и встречный ветер. Шли по левому берегу. Чуть дальше заливчика(лев.) есть развалины д. Хвастово. Здесь в октябре 1941 года переправлялась 29-я армия Калининского фронта. Как немые свидетели тех боев, остались развалины церкви с мемориальными досками, вставленными в окна, с рассказом о Хвастовской переправе 1941 года, малоизвестной странице в истории Великой Отечественной войны. Тут погибло и утонуло по некоторым подсчетам больше 1000 солдат.
Далее еще одна достопримечательность. В устье р. Тьма на левом берегу установлен крест в напоминание о том, что 1013 году на этом месте стоял монастырь «Никола на Столпце», от которого пошло распространение христианства по Тверской земле.
Пообедав в устье Тьмы, мы дошли почти до Твери, впереди в 1 км уже виднелся автомобильный мост. Здесь остановились на ночь на левом берегу. В пределах видимости стоит д. Дмитровское.

26 июля

Встали рано, вышли тоже рано, при встречном ветре. К 12 часам дошли до устья реки Тьмака, что в черте города Тверь. На правом берегу, на пляже разобрали байдарку. К 16.00 выбрались на улицу со всем имуществом.
Нашли такси: две машины аж за 300 руб.! На железнодорожный вокзал успели вовремя. Купили билеты на поезд «Сапсан» на 17.58 и успели немного отдохнуть от жары. В 19.20 были уже в Москве.

Маршрут получился напряженным. При достаточно большом расстоянии ощущался недостаток времени. Спешили домой к дочке Ульянке, оставшейся с бабушкой.
Но Волга останется Волгой. Перекаты и леса, утренние туманы и жаркий полдень, запахи воды, трав и новые впечатления за каждым поворотом слились в единое целое ощущение, имя которому Волга.


Хвастовская переправа, историческая справка

Сегодня название «Хвастовская переправа» часто употребляется для привязки к боевым действиям. На левом берегу это деревня Хвастово, на правом — села Некрасово и Даниловское, деревня Талутино, другие населенные пункты вдоль Волги и Старицкого шоссе. События, развернувшиеся здесь, были, пожалуй, самым трагическим эпизодом в начавшемся наступлении войск Калининского фронта, созданного несколькими днями раньше.
Красноярцы вместе с другими соединениями Калининского фронта только, что успешно завершили разгром частей 1-й танковой дивизии и 900-й моторизованной бригады 3-й танковой группы вермахта. И теперь 119-й дивизии ставят новую задачу: форсировать Волгу. Переправлявшиеся с 21 октября на правый берег Волги части 246-й и 119-й стрелковых дивизий создали плацдарм, с которого советские войска должны были окружить Калинин с запада. Воины 246-й дивизии захватили село Даниловское на шоссе Калинин — Старица. В ожесточенных боях Даниловское шесть раз переходило из рук в руки.
А красноярцы захватили Талутино, где размещались немецкие штаб и продовольственный склад, и пять суток держали оборону. Им пришлось бы туго, не подоспей на выручку 46-я кавалерийская дивизия, при этом кавалеристы воевали в пешем строю.
Под постоянным обстрелом, бомбежками, прижатые к Волге, практически в полуокружении наши воины отражали натиск превосходящих сил противника, который гнал сюда резервы. Наши пытались закрепиться и расширить плацдарм, но силы были слишком неравны, а резервы советской 29-й армии иссякали. И 30 октября по приказу командования советские войска вновь вернулись на левый берег по Хвастовской переправе.
В ходе боев и двух переправ наши дивизии понесли большие потери. Так, по оперативным сводкам и списку безвозвратных потерь личного состава, 246-я дивизия 24 — 28 октября потеряла убитыми и ранеными 739 человек. Более 120 человек пропали без вести в районе: Даниловское, Дешевкино, Хребтово, Красново.
Воспоминания комиссара.
Из воспоминаний бывшего комиссара 119-й дивизии С.С. Пшеничного: «Авиация противника все время висела над рекой. Переправляться можно было только ночью. В ночь на 30 октября дивизия получила приказ выйти из боя... Движение через Волгу шло до самого рассвета. Прикрывавшие выход соединений части вели непрерывный бой. Всю ночь на переправе находился командующий фронтом. Когда наши последние подразделения перешли на левый берег Волги, раздался сильный взрыв: мост взлетел на воздух».
На левом берегу у бывшей переправы установлен крест. Считается, что здесь погибло свыше тысячи красноармейцев и командиров. Многие утонули в ледяной воде.

Фотографии по сноске: http://foto.mail.ru/mail/s-savu/132/?page=1
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему Страница 1 из 1
Список форумов -> Отчёты о путешествиях

Часовой пояс: GMT + 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group