turchild.ru Мы едем, едем, едем...
Архив форума
 
 ПомощьПомощь   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация    ВходВход 
 
  Имя:  
  Пароль: 
  Запомнить       

   Список форумов -> Отчёты о путешествиях
Начать новую тему   Ответить на тему Река Великая, Псковская область. Июль-август 2015 года
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей Савушкин



Зарегистрирован: 02.06.2009
Сообщения: 49

СообщениеДобавлено: Сб Сен 12, 2015 21:41    Заголовок сообщения: Река Великая, Псковская область. Июль-август 2015 года Ответить с цитатой

Велика река Великая.
Отчет о походе по реке Великой, Псковская область, июль – август 2015 года.

Маршрут: оз. Хвойновец – оз. Хвойно – оз.Ченое (др. вариант названия Черное) – оз. Лукое – р. Великая – д. Новая – оз. Верято – Копылковская ГЭС – оз. Высоцкое – д. Поддубье (разруш. плотина) – д. Устье – оз. Яссы – р. Великая – оз. Зверино (т/б «Алоль») – р. Великая – оз. Езерище – оз. Мутце - р. Великая – д. Усохи – устье р. Алоля(прав.) - д. Ходыки – д. Яковлево – д. Желуды – д. Шершни (обнос плотины) – д. Зенцово – д. Заверняйка – д. Шильское (плотина Шильской ГЭС, обнос) – г. Опочка – д. Коровкино –– устье р. Кудка (прав.) – устье р. Шесть (прав.) – устье р. Исса (лев.) - д. Рождество – устье реки Сороть – р. Сороть – д. Тригорское – мост, а/м дороги на Пушкинские горы.
Расстояние: 253,2 км
Сроки: 19 июня – 4 августа 2015 года
Состав группы: 1.Семья Кошкиных: Павел, Мария, Марина.
2.Семья Савушкиных: Сергей, Марина, Дмитрий, Ульяна.
3. Семья Киммель: Борис, Ольга, Наталья, Лев.
4. Родионов Игорь.
Дети в возрасте 8, 11,12, 20 лет.
Лодки: «Щука-4» - 2 шт., «Щука-3» - 1 шт., «Каньон-2» - 1 шт.
Дневник похода
19 июля
Отъезд из Москвы. Поезд N663 с Рижского вокзала, отправление в 19.45. Еще тепло, светит солнце.

20 июля
Поезд опоздал на 2 часа, сломался паровоз. Заказанный автобус долго ждать не пришлось. Едва выгрузились в Новосокольниках в 9 утра, почти сразу пошли перебрасывать вещи через мост на правую сторону. Машина там уже ждала. Заехали в магазин «Магнит», докупили продукты.
Потом, наконец, отъехали. Все время пасмурно, моросит дождь, прохладно.
Схема заброски: г. Новосокольники – трасса Москва-Рига на Пустошку – д. Рокачино – д. Лопатино – д. Сергеево – д. Копылок – д. Васильки – д. Криуха – д. Забеги – д. Ивахново – д. Красново – д. Торхи – мост между д. Юшково и д. Михеево.
При просмотре первого моста, после д. Торхи, река показалась ручейком. Вопреки всему там уже собиралась одна группа. Мы решили не ставить эксперимент над собой и лодками, и проехали немного дальше, еще 1,5-2 км. Рядом с мостом на д. Михеево нашлась поляна с выходом к озеру Хвойновец и к реке. Мост деревянный, что было для меня неожиданностью.
Дождь не кончался, а лишь немного стихал и вновь усиливался. Поставили лагерь, натянули тент. Пообедали. Конца дождю не видно. Подошла группа, которая собиралась под первым мостом. Все не просто мокрые, с них течет вода. Остановились на нашей поляне. По их словам, река узкая и мелкая. Дождь и не думает заканчиваться, байдарки так и не собирали. Паша вытащил свою байдарку и немного надул. На этом работа закончилась. Лодка осталась лежать под тентом, как кишка. Мест под тентом больше нет.
Все время холодно и мокро. Это мое личное ощущение. Дима, наоборот, в ударе: все время бегает, пилит дрова, ловит рыбу. Говорит, что ему жарко. В итоге оказалось, что он тоже насквозь мокрый, до последней нитки, а сапоги надо сушить не один день. В каждом сапоге по 0,5 литра воды.
Ближе к вечеру дождь ослаб, лишь немного моросило.
Стоянка в лиственном лесу, есть узкий проход к воде и небольшой пляж.

21 июля
Утром было пасмурно, даже несколько раз начинал моросить мелкий дождик. Затем появились дырки в облаках, через которые просвечивало голубое небо. Позднее облака разошлись, поредели, и выглянуло долгожданное солнце.
Сегодня мы дежурили, варили пшенную кашу с молоком.
После завтрака все собрали и надули байдарки, загрузились. Отошли от стоянки, которая уже порядком утомила.
Прошли озеро Хвойновец, плавно перетекшее в озеро Хвойно с лесистыми островами. Через узкую короткую протоку вошли в озеро Ченое. На другой карте оно обозначено, как Черное. На правом берегу протоки, в самом начале, есть поляна, пригодная для стоянки. На ней братская могила со времен Великой Отечественной войны. В могиле покоятся воины, павшие при штурме ближайшей высоты. Сама протока непростая, с изюминкой. Она узкая, извилистая, мелкая, есть небольшой перекат и коряги в русле. Через протоку построен пешеходный мостик.
На выходе из озера Ченое, около д. Озерная, наткнулись на пешеходный мост. Мост низкий настолько, что и при самом малом уровне воды он непроходим. К тому же, проход под мостом забит корягами и бревнами. Обнос неизбежен, всего 50 метров, тем не менее, разгружаться и загружать лодки вновь необходимо. Плюсом обноса является возможность пообедать на полянке, на правом берегу, около моста. Дальше ничего подобного нет.
А потом началась река Великая, не имеющая ничего схожего с таким громким названием. Великая здесь узкая и мелкая, ширина 10-15 метров. Весла едва не цепляются за берег. Глубины еле-еле хватает для прохода «Щуки», не более высоты лопасти весла. В русле много водорослей, кувшинок. Постоянно попадаются поваленные деревья и коряги. Течение быстрое, дно каменистое.
Лес по берегам просто сказочный. Высоченные деревья ольхи, березы. В подлеске чаще попадается папоротник. В воде у берега целый лес из хвоща, осоки, и тростника. Благо, что они не такие гиганты, как деревья. Временами кажется, что плывешь по доисторической реке. Того и гляди, на берег выйдет древний ящер или динозавр. Позже, когда река стала чуть шире, русло заросло настолько, что приходилось продираться через хвощ или осоку с риском заблудиться. Русло полностью заросло. Река петляет, только успевай поворачиваться.
После первого участка открытой реки прошли озеро Лукое, ничем не отличающееся от предыдущих озер. Те же лиственные берега и прозрачная, зеленоватая от водорослей вода.
Далее река стала немного шире, но осталась извилистой и труднопроходимой. На берегах лес без малейшего намека на стоянки, и даже выходов на берег нет.
Прошли д. Новое на левом берегу, сразу после нее Великая стала такой же нетронутой и дикой, как и прежде. Вечерело, а стоянка по-прежнему была фантастической мечтой. Наконец на правом берегу увидели выложенный бревнами, настил. Еще бы немного, и проскочили мимо. Вышли посмотреть. Оказалось, что здесь поляна, небольшая, но на холмике среди сосен. Остановились на ночь. Чуть дальше есть еще одна поляна, похожая на нашу.
Прошли за день 18 км.

22 июля
День начался пасмурной погодой и мелким дождиком. После завтрака уже было собрались выходить, но начался заметный дождь и задержал выход почти на час. Под мелкой моросью так и вышли.
Река производит впечатление первобытной и нетронутой цивилизацией. Высоченные ольхи с подмытыми корнями, уходящие кронами в небо, мелкая река, заросшая по берегам папоротником, хвощ в расширении долины по всей ширине русла. Ощущение полного отрыва от любой реальности. При этом имеющиеся в наличии огромное количество коряг и подтопленных деревьев, упавших в воду, каменистое дно, небольшие пороги и шустрое течение заснуть не давали.
Прошли левый приток Великой, реку Язница. Вопреки ожиданию, наша река стала вполовину уже, не более 2 метров. Еле протиснулись, особенно на «Щуках-4», показалось, что попали не в то русло.
Незадолго перед озером Верято в русле появились валуны, а непосредственно за километр до озера река течет сквозь осоку и густые заросли хвоща.
Озеро Верято открылось той частью, где из воды торчит несрубленный перед затоплением лес, уже мертвый. Озеро Верято фактически является водохранилищем. Оно образовалось после постройки в 1952 году Копылковской ГЭС. Все небольшие озера слились в одно большое. Площадь водохранилища составляет 23 кв.км, глубины от 9 до16 метров. С 1974 года Копылковская ГЭС законсервирована.
На стоянке у входа в озеро обедали и попутно сушились. У всех накопилось изрядное количество мокрой одежды. Дождей много, да и прохождение всех препятствий на реке не оставляет шансов остаться сухими.
После обеда шли по озеру, держась правого берега. Озеро Верято заворачивает вправо и заканчивается плотиной в Копылке. В верхней части озера берега высокие, на холмах сосны. Примерно на середине озера нашли стоянку на правом берегу. Она представляет собой небольшую террасу. На стоянке есть навес, стол и лавочки. До конца дня было, если не солнечно, но и без дождя. Временами проглядывало солнце.
По навигатору прошли за сегодняшний день 11,6 км, Но каких!

23 июля
С утра светит солнце. Все население лагеря высыпало на пляж. Расстояние до него всего несколько шагов. Все, или почти все, купались.
После завтрака прошли мимо островов, и подошли к д. Копылок. Узкий залив с правой стороны, в конце которого стоит плотина, плохо виден. Кругом одна зелень и вода. Лучше сразу идти вдоль правого берега. Это длиннее, но не промахнешься. Залив заканчивается прямо около плотины. Но лучше пройти немного влево, где вода подходит совсем близко к шоссе. До шоссе остается 80 метров, и потом для спуска байдарок еще около 60 метров. Всего 140-150 метров. Обе поляны находятся на левом берегу.
Оборудование снято, станция не работает. Шум воды слышен лишь непосредственно перед самой плотиной. В Копылке есть магазин, он находится на левом берегу в 150 метрах от места обноса.
Обнос совместили с обедом. Озеро Заволоцкое, которое начинается сразу после плотины, небольшое. Кругом лиственный лес и тростник. Выходы на берег отсутствуют. О стоянках вообще лучше не мечтать. Далее на северо-восток продолжается наша река Великая. Река поначалу мелкая, но затем становится глубокой, шириной около 20 метров, но заросшей тростником настолько, что проход не превышает 6-8 метров. Настоящий канал, а точнее лабиринт. Озеро Быстрое проходится вскользь, река сразу уходит на север. Входы и выходы из озера в реку и из реки в озеро малозаметны. Видно все только тогда, когда уткнешься носом лодки. Нужно ориентироваться по правому берегу. Река все время поворачивает вправо. Заблудится очень даже просто.
Прошли д. Высоцкое, что стоит на правом берегу Великой. Река опять приобрела лесной вид. Стала мельче, появились валуны, все русло заросло водорослями и осокой. Поворотов, мягко говоря, много. Только успевай. При этом на берегу нет ни малейшего намека на стоянки.
По пути от Копылка нас два раза мочил дождь, все небо затянуто тучами.
Стоянка нашлась неожиданно. На левом берегу, на холме, в елках. Первую стоянку мы прошли, она была занята. Вторая была вся наша. Причалить непросто, мест подхода к берегу всего два. И они короткие для Щук-четверок. Но наверху была сухая поляна со столом. Вокруг огромные ели.
К вечеру все были мокрые, будто и не сушились вовсе. Мелкий дождик не прекращался практически весь вечер. Натянули тенты, под ними можно хоть как-нибудь вздохнуть.
За день, по навигатору, прошли около 20 км.

24 июля
Утром облачно, но вышедшее солнце исправило положение. При этом не особенно жарко.
После выхода сразу начались повороты, река шириной около 15 метров, в русле много водорослей. Мелко, но для «Щук» глубины хватает.
Далее в русле появились валуны, уклон реки стал больше. Пошли перекаты с обилием камней и при малой глубине. Многие камни обливные, их практически не видно. Вода едва покрывает эти валуны, или они чуть-чуть выступают из воды. Пришлось постоянно маневрировать, обходить камни, что удавалось далеко не всегда. «Щука-4» - не самая поворотливая лодка, тем более, если в ней сидит четыре человека. Чем ближе к д. Поддубье, тем перекаты становятся сложнее. Река шире не стала, стал больше уклон, добавились многочисленные коряги. Да и поворотов стало не меньше. Для нашей лодки явно не хватало места.
Поначалу мы без особых трудностей проходили все препятствия, но по мере обмеления реки все чаще стали садиться на камни.
Непосредственно перед разрушенной плотиной в Поддубье течение сильное, камней стало больше, а русло сужается. Река обходит старую плотину. Нужно повернуть влево, иначе лодка сядет на камни. Затем струя выносит лодку прямо на низкий мост, под которым нужно пройти и ничего не задеть. Мы застряли на валунах, еле слезли, черпанули воды через борт. Глубина на повороте очень маленькая, чуть выше колена, река узкая, с трудом протиснули свою лодку в поворот. Потом смогли вырулить в тихий улов перед мостом, а оттуда уже зашли под мостик.
У некоторых экипажей появились дырки в днище. Комическая ситуация была в лодке у Бори. При прохождении плотины они потеряли…самого капитана. И он догонял свою лодку по берегу.
Паша Кошкин сломал алюминиевое весло. А говорят, что они не ломаются, а только гнутся.
В итоге, к обеду все были уставшие и мокрые. Было бы смешно, но двум экипажам необходимо клеить лодки.
Обедали вскоре после Поддубья, на левом берегу, на лугу. После обеда были еще коряги, камни и небольшие перекаты. На ночь остановились на стоянке после д. Бордино, когда до озера Яссы оставалось около двух километров.
Стоянка большая, в соснах, есть пляж и подъезд на машинах. Но стоянка неплохая. За день прошли около 15 км.

25 июля
Ночь была холодная, утром прохладно, но солнечно. После заклейки отметин камней и завтрака вышли.
Прошли только 20 минут и вышли на простор озера Яссы. Оно узкое, вытянулось с северо-запада на юго-восток. Река Великая вытекает в северо-западной части озера. Протока шустрая, вся заросшая тростником и осокой. Проход в траве узкий. Через протоку вышли в озеро Зверино. Озеро Зверино небольшое, в юго-восточной части его стоит т/б «Алоль». Рядом проходит автодорога Пустошка – Псков. На базе есть кафе, но набор продуктов ограничен. Круп и хлеба нет. Мы прикоснулись к цивилизации, съели дежурные мороженное и чипсы, и пошли дальше.
После турбазы река Великая пересекает шоссе и течет сквозь сосновые леса. Ширина реки здесь около 25 метров. В русле много водорослей, есть перекат с камнями. По берегам растут ольха, тростник, осока.
Встречается много стоянок. Чаще всего они автомобильные, да и заняты. Сказываются близость трассы и удобные подъезды.
Через 30 минут впали в озеро Езерище. Берега озера Езерище заросли тростником, есть две стоянки на западном и северо-восточном берегу. Выход из озера находится на северо-западном берегу.
По выходе из озера Езерище река течет через небольшое озеро Мутцы, и, наконец, устремляется вниз через сосновые леса. Стоянок попадется много, все на высоких берегах в сосновом бору. Мы хотели найти стоянку для дневки, но все стоянки были заняты. Суббота, люди отдыхают. Так продолжалось до д. Усохи. После в Великую впала река Алоля, ее правый приток. Наша река стала немного шире, но ненадолго.
Начался узкий «каньон» в высоких берегах. Река сузилась до 15 метров. Для этого, почти горного, участка характерны высокая скорость течения, бревна, валуны и коряги в русле и перекаты. Даже не отдельные перекаты, а шивера длиной около 5 км с подводными камнями и большими валунами в русле, небольшой глубиной и каменистым дном. Река сильно петляет, уклон приличный, образуются небольшие валы. Чаще всего глубины хватает для прохода наших лодок.
Когда мы шли, вечернее солнце светило в глаза, многие валуны рассмотреть было сложно.
Мы прошли примерно половину расстояния от д. Усохи до д. Ходыки. Стоянки пропали, хотя мы на них рассчитывали. Уже поздно, после 19 часов наткнулись на узкий выход на берег. Когда разгрузились, было уже 19.40. Стоянка около луговины в сосновой рощице.
Быстро зажгли костер, попили чай и кофе. Ожили. После ужина легли спать.
Сегодня мы прошли практически 25 км, новый рекорд похода.

26 июля
Утро началось с дождя, все же погода смилостивилась. Выглянуло солнце.
Выходили на реку долго. Спуск к реке узкий, спускали лодки и грузились по очереди. Наконец вышли. Река течет в узких высоких берегах, течение быстрое, но спокойное.
На первом же повороте случился непредвиденный случай. На повороте влево перевернулась лодка Бори и Оли. Поворот был резкий, под 90 градусов, течение прибило лодку к навалу деревьев. Байдарку стало затаскивать под бревна. Они накренились одновременно все, избегая бревен, лодка перевернулась. Оля и Борис с трудом вылезли из воды на бревна. Помог Паша, их байдарка шла следом. Мы подошли последние и помогали лишь вывести байдарку со стремнины. Все байдарки причалили к островку рядом с поворотом. Олю с Наташей сняли с бревен, Борис вылез сам. Выяснилось, что течением затащило под завал два весла. Паша с Борисом разбирали завал до тех пор, пока все весла под общий крик восторга не были выловлены. Пока пострадавшие сушились, снимали стресс, вычерпывая воду, остальные помогали.
Как на грех, из проходящей тучи полил сильнейший ливень, короткий по времени, но мощный. Выглянувшее вслед солнце высушило и вселило уверенность в том, что можно плыть дальше.
Уйдя с острова, мы догнали уплывшие вперед тучи, опять попали под ливень. Оделись, но все равно байдарки были полны воды.
На правом берегу нашлась стоянка. Оля настояла, и мы встали, сначала на обед, а затем остались на ночевку. Олю можно понять, ливень не прекращался, а они и без него все мокрые. Оперативно натянули тент, под ним пообедали.
Прошли за день всего 5 км, на протяжении которых были перекаты и пороги, в русле камни и коряги. Даже гремел гром, сверкали молнии. Что касается меня, то я бы пошел дальше после обеда. В такую погоду лучше плыть, чем сидеть весь день на берегу. Но остальные решили остаться. Как нарочно, погода после обеда улучшилась. Мы сидели, сушились и смотрели, как идут дальше другие группы.
Даже до д. Человница, до нее было недалеко, в этот день не дошли.

27 июля
Утро было прохладным и обильным на росу. Солнце осветило нашу стоянку довольно поздно. Но просушить вещи все равно было нельзя. Солнцем был освещен только берег, сама поляна прикрыта от солнечного света кронами деревьев. Попытка просушиться удалась только наполовину.
После выхода почти сразу начались перекаты. Вдобавок, появились не такие уж безобидные пороги, с валами и камнями в русле. Река сильно петляет. Препятствия закончились вскоре после д. Ходыки. Уклон стал меньше, почти неприметен, дно стало песчаным. Последние перекаты все лодки прошли без приключений.
Обедали перед д. Яковлево, на левом берегу, на песчаной косе. По случаю совпадения погоды и возможностей, купались. Течение быстрое, ширина реки около 25 метров.
После обеда берега стали низкими, чаще растут кустарники. Позднее, когда прошли реку Идрица, левый приток Великой, вошли в ненаселенную зону. Берега то низкие, с высокой травой, то поднимаются обрывами с соснами. И то, и другое плохо подходит для стоянки.
Шли до позднего вечера, ничего подходящего не было. И то, найденная стоянка, была скорее автомобильной. Причаливать неудобно, узко, высоко наверх идет крутая тропа. Поднимать байдарки очень неудобно. Но на холме нас ждали сосновый лес с подстилкой из мягкого мха и стоянка с уже заросшим кострищем. Здесь давно уже никто не ночевал.
Место ночевки находится примерно посередине между д. Речки и д. Дорбыши. Особых препятствий на реке нет, однако есть железки, торчащие из воды. Они опаснее всяких коряг. Выгрузились быстро и дружно. Все устали и хотели встать на ночевку.
Смешной случай произошел сегодня с Пашей. Их лодка проходила мимо какой-то большой коряги. Паша замешкался, зацепился и в один момент упал за борт. Только что сидел, и сразу оказался в воде. Было неглубоко, река спокойная, ничего страшного.
Сегодняшний день рекордный. По навигатору прошли 27 км. Прошли занятую стоянку на правом берегу сразу после д. Речки. Как говорится, не повезло.

28 июля
Утром жарили блины. Тесто получилось немного жидкое, в него добавили манки. Тесто настоялось, блины получились, как дома, с дырочками и очень вкусные.
Собирались долго. Место высокое, причал плохой. По реке дошли до водохранилища, образованного ГЭС в Шершнях. На входе в озеро на правом берегу есть хорошая стоянка в соснах.
Вплоть до плотины шли по глубокой воде. Водохранилище не очень широкое, но извилистое. Берега дремучие, стоянка есть только одна, на входе в озеро. Дальше идут только высокие берега, заболоченные луга и осока. На холмах сосны и лиственный лес.
Перед плотиной обедали.
ГЭС в Шершнях действующая, небольшая. Обнос по правому берегу по тропе меньше 80 метров. По другую сторону плотины есть крохотная поляна с пляжем на две байдарки.
После плотины на протяжении часа пути река бежит быстро. Она мелкая, в русле много водорослей, камней и коряг. Нас ждала целая серия перекатов и порогов. Камни едва видны, они добавляют сложности.
После быстрого участка продолжилась просто река, с быстрым течением, глубокая и извилистая. Стоянок нет. Точнее, был выкошенный луг около д. Казихи, но туда мы опоздали. Далее мы прошли еще приличный отрезок и встали на большой луговине. Выход плохой, байдарки поднимали на руках, по частично глинистому, частично песчаному, склону. В порядке очереди.
После кофе и ужина жизнь наладилась. И даже настойчивые комары не смогли испортить вечер. Тент натянули на веслах.
Сегодня прошли 18,8 км, по навигатору.

29 июля
Утро началось с кратковременного дождя. Затем ветерок раздул тучи, показалось солнце. Весь день было облачно и не особенно жарко.
Сегодня вышли раньше обычного. Дежурные встали раньше обычного времени.
Река скучная. Течения почти не чувствуется. На берегах то луга, то лиственные заросли. У воды растет высоченная трава, осока или хвощ. Выходов на берег почти нет.
Мы уже засыпали на ходу, когда появились первые перекаты. А когда перед д. Пьяново начались перекаты и пороги, очень даже ощутимые, скука сразу прошла. Пороги с извилинами и с валунами в русле, валуны для Псковской области даже большие. Полноценная 1 категория сложности.
Перед д. Заверняйка остановились на выкошенной поляне, местном пляже, на ночевку. Дождь уже второй раз за день намочил нас. Первый раз был на воде, а во второй мы уже поставили палатки и переждали мокрый шквал вполне комфортно. Поужинали рано.
Сегодня, по навигатору, прошли за день 18,3 км.

30 июля
Утром солнце многообещающе вышло, но затем в несколько заходов наползли тучи. Пролился приличный дождик, затем еще и еще раз. И лишь в середине дня прояснилось.
Завтрак готовили без дождя. Но и так дрова были мокрые, гореть не хотели. Возились долго.
После завтрака пережидали дождь. Затем, уже в середине дня, когда высветило солнце, и небо очистилось, быстро собрались и вышли. Было уже 15.30.
Первое время продолжались перекаты, затем было просто быстрое течение и хороший уклон местности. На берегах везде лес. Затем началось чувствоваться влияние водохранилища в Шильском. Река замедлилась, разлилась широко и привольно, вошла в зону болот с тростником и осокой. Ширина заметная, свободная вода до 30 метров, глубоко. Лишь правый берег остался высоким. Прошли деревни Васьково и Копотиловку. После последней деревни река повернула вправо и ушла от трассы Себеж – Псков. Недалеко, но стало намного тише.
При прохождении болот нас намочил дождь из проносившейся рядом тучки. После Копотиловки дождь закончился, но свое дело сделал. На стоянке вылезали мокрые и холодные.
Стоянка на левом берегу водохранилища Шильской ГЭС. Стоянка в соснах, хороший причал, только грязновато, надо убираться.
Этот вечер был последним совместным в походе. Завтра мы идем вперед до Опочки и еще дальше. Остальные остаются на дневку, а потом уезжают в Псков. Сегодня в последний раз сидели под гитару, пели песни под ярким светом полной луны.
За нынешний день прошли всего 14 км, шли мало.

31 июля
Утром было облачно, но затем облака раздуло. Чаще светит солнце, прохладно.
После завтрака прощались со своей группой. Нас проводили, помогли обнести плотину Шильской ГЭС. Обнос по левому берегу, длина обноса 180 метров. Есть небольшой пляж ниже плотины. Рядом расположена д. Шильское.
После плотины появилось течение и небольшие перекаты. В русле водоросли и валуны. Затем, вплоть до Опочки, течение замедлилось. Река широкая, еле движется. На берегах луга и лиственные перелески. Стоянок нет.
В Опочке три моста. Первый, автомобильный, стоит на входе в город. Второй автомобильный мост находится сразу после городища. Третий, капитальный пешеходный мост построен уже ближе к окраине города. Кроме этого, ниже третьего моста есть опоры старого разрушенного моста.
Городище – это холм, на котором в 1414 году была построена крепость Опочка, давшая начало городу. Великая здесь делает крутой поворот, края петли соединили, прорыли канал. Образовался остров, на котором и была построена крепость.
Про мосты сказано не случайно. Река в черте города мелкая, с валунами и водорослями, много островков. Течение шустрое. Существует вероятность нахождения в реке опасных предметов, все-таки город.
Есть несколько простых перекатов и два порога. Возможно, пороги искусственные. Первый порог, как и второй, шумят именно около опор мостов, в центре и уже на выходе из города. Да и так, река в городе сильно петляет. Сам город аккуратный, немного патриархальный.
По выходу из города остановились на обед на левом берегу, напротив д. Святотечь. Есть пляж. Обед был без костра, с чаем из термоса.
После обеда шли без остановки до автомобильного моста у д. Молоково. Сначала на левом берегу был красивый лес. Лес закончился, начались луга.
Река, в отличие от берега, скучать не давала. На Великой здесь много порогов и перекатов, течение спать не дает, часты повороты, много валунов и водорослей. Все время приходится лавировать.
После моста берега стали скучнее, луга с высоченной травой и отдельные деревья, но река, пожалуй, еще шустрее. Много поворотов, в русле валуны, много перекатов, есть даже несложные пороги.
К вечеру мы нашли стоянку на левом берегу, напротив д. Коровкино. Подход к стоянке через редкую осоку, берег не очень высокий. Расстояние до дороги Опочка – Псков по прямой чуть больше 500 метров. Ее не видно за зарослями, но хорошо слышно.
Едва успели поставить палатку, даже не закончили с установкой, полил дождь. Целый шквал воды. Намочил все, что мог, и через 15 минут прекратился. Установили тент на веслах, развели костер. Ужинали уже в сумерках, а канны я мыл при свете луны. Лодка полна воды, завтра надо вычерпывать.
Прошли за день около 31 км. Возможно, расчеты не очень точны. Они не по навигатору, а по карте М 1:2 км.

1 августа
Утро выдалось росистым и солнечным, даже потеплело.
Собирались долго, что-то сушили, что-то убирали в гермы.
После д. Коровкино река сначала была небыстрой. По прохождении д. Саппа появились два переката. Первый был самый интересный. В русле везде разбросаны гладкие валуны, много водорослей. После правого притока Великой, реки Кудка, все успокоилось. Начались луга и редкие группы деревьев. Задул ветер. Течение присутствует, но оно слабое. Обедали около д. Бельдюги, опять без костра.
После обеда дошли до устья реки Исса, правого притока Великой, остановились на ночь на правом берегу, напротив д. Рождество. Причал широкий, выход на берег пологий. На лугу выкошен пятачок, есть кострище. В 400 метрах впереди виден автомобильный мост.
Практически весь день шли среди лугов. Река извилистая, на поворотах много пляжей. Все время боролись с сильным ветром, особенно на поворотах.
Разгрузились быстро, поставили тент. После ужина сразу легли спать. Сегодня обошлось без дождя.
За день прошли 24,6 км.

2 августа
Утром вся трава в росе, весь день простояла хорошая погода. Не только солнечно, но еще и тепло.
После завтрака вышли, прошли под мостом. Дальше Великая сильно петляет, ширина 40-45 метров, дно песчаное. Часто бывает мелко. Течение есть, но река спокойная. На берегах луга и кустарники, большие группы деревьев редки. Встречаются пляжи на поворотах, но они упираются в луга с травой по пояс. Выйти с пляжа некуда. Постоянно дует ветер.
Не заметили, как дошли до урочища Лысая гора. Здесь уже появился лиственный лес. Прошли мост в д. Селихново.
После Селихново по берегам по-прежнему стоит лес, течение медленное. Вплоть до устья Сороти появились два переката с валунами, даже есть каменистый островок. Вода уже не такая чистая, как прежде.
Сороть – правый приток Великой. Чистая, медленная речка. Русло во многих местах заросло водорослями и осокой. Берега Сороти ничем не отличаются от берегов Великой. Участки лиственного леса, луга с высоченной травой и кустарники.
По Сороти шли вверх по течению. Видели цаплю и аиста, совсем близко и довольно долго. Аист царственным взглядом окинул нашу байдарку и нехотя улетел.
Прошли д. Тригорское и городище Воронич, началась территория Пушкинского заповедника. Закончили маршрут около моста через Сороть, шоссе идет к Пушкинским Горам. На левом берегу сделали последнюю остановку. Байдарку просушили и собрали еще вечером. На утро осталось лишь собрать рюкзаки. Ужин готовили на газовой горелке.
За день прошли 25, 2 км.

3 августа
Последний завтрак готовили на горелке. Традиционная гречка с молоком.
Из-за моросящего дождя рюкзаки собирали под мостом. Собрались быстро и вовремя. Машина тоже не опоздала. Машину вчера заказали по телефону.
По пути в Псков заехали в город Пушкинские горы. Когда-то поселение называлось Святые горы, оно стояло на холмах недалеко от реки Сороть. На одном из них был основан Святогорский Свято-Успенский монастырь, он очень древний. Здесь находится могила великого русского поэта. После смерти А.С. Пушкина поселение было переименовано в Пушкинские горы. Сам монастырь, деревни Михайловское и Тригорское, входят в Пушкинский заповедник. Заповедник основан в 1922 году, как литературно-мемориальный музей. А.С. Пушкин был здесь в ссылке, написал свои самые известные произведения, такие, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Цыганы», «Граф Нулин» всего около 100 произведений. Общая площадь заповедника около 700 гектаров. Воспользовались случаем, посетили могилу А.С. Пушкина. По приезде в Псков сходили на экскурсию в Псковский кремль.
Уехали на поезде N 010 ЧА Псков – Москва. Отправление из Пскова в 17.35. Других поездов нет.

4 августа
5.35 по московскому времени, Москва, Ленинградский вокзал. Выгружаемся первыми, затем идем в вагон N7 забирать байдарку из багажного отделения. На ст. Дно мы стояли 40 минут. Нас убедили отправить нашу байдарку в багаж, она никуда не умещалась. Квитанция стоит 144 рубля, это за 20 кг веса.
На такси доехали до дома.


Вот и закончилось путешествие. Еще немного покачивает, непривычно сидеть на диване, кажется, что наступила короткая передышка. Но, увы, это так.
Немного жалко, хотя прошли все, что хотели, и даже больше. От озера Хвойновец, где Великая больше похожа на большой ручей, до устья Сороти, где река уже начинает оправдывать свое название. Не покидает ощущение, что когда-нибудь мы вернемся в эти места. Туда, где лес похож на «парк юрского периода» и мерещатся динозавры, валуны не дают расслабиться, а через лес из хвоща приходится прорубаться.
И не получается забыть все «40 оттенков зеленого», которые окружают дикую, бесподобно красивую и таинственную реку Великую.
До скорого свидания великая река Великая!
Хронометраж маршрута
Дата Стоянка Пройденное
расстояние (в км) Комментарии
20 июля Ст.1 0 км вынужденная дневка, оз. Хвойновец
21 июля Ст.2 18 км после д. Новая
22 июля Ст.3 11,6 км оз. Верято
23 июля Ст.4 20 км после д. Высокое
24 июля Ст.5 15 км 730 м перед д. Устье
25 июля Ст.6 25 км перед д. Человница
26 июля Ст.7 5 км перед д. Человница
27 июля Ст.8 27 км после д. Речки
28 июля Ст.9 18,8 км перед д. Зенцово
29 июля Ст.10 18,3 км перед д. Заверняйка
30 июля Ст.11 14 км перед плотиной Шильской ГЭС
31 июля Ст.12 31 км д. Коровкино
1 августа Ст.13 24,6 км устье р. Исса, д. Рождество
2 августа Ст.14 25,2 км р. Сороть, мост после д. Тригорское
Всего за поход 253,6 км

Расходы на поход
1. Поезд N 661 РА Москва – Великие Луки с Рижского вокзала. Отправление 19.07.2015 в 19.45, прибытие на ст. Новосокольники 20.07.2015 в 9.24(поезд опоздал на 2 часа). Цена 4-х билетов 4115,70 руб.
2. Заброска, микроавтобус: 1200 руб.
3. Поезд N 010 ЧА Псков – Москва. Отправление из Пскова 3.08.2015 в 17.35. Прибытие в Москву на Ленинградский вокзал в 05.35. Цена 4-х билетов 14729 руб.
4. Выброска, машина от р. Сороть (заповедная зона, особый тариф): 2800 руб.
5. Продукты: около 4000 руб.
6. Такси от / до вокзала: 1800 руб.
Итого: 28644 руб.

Сноска на фотографии: https://my.mail.ru/mail/s-savu/photo/686
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему Страница 1 из 1
Список форумов -> Отчёты о путешествиях

Часовой пояс: GMT + 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group