Сергей Савушкин
Зарегистрирован: 02.06.2009 Сообщения: 49
|
Добавлено: Чт Июн 23, 2016 23:36 Заголовок сообщения: Весенний сплав по Нерли (Клязьминской) |
|
|
Май на Нерли
Поход на байдарках по реке Нерль, май 2016 года
Маршрут: мост около д.Охотино – ж/д мост, 12 км – Лучки, 30 км – Мирславль,40 – с. Петровский-Городище,45 км
Всего: 127 км
Сроки: 4 – 10 мая 2016 года
Состав группы: 1. Родионов Игорь
2. Савушкин Сергей
3.Савушкин Дмитрий
Байдарки: «Щука-4», «Каньон»
Дневник похода
4мая
Выехали из Москвы с Ярославского вокзала на электричке Москва-Александров отправлением в 10.23.Следующим этапом была электричка из Александрова в 13.40. В перерыве ходили в магазин, что рядом со станцией. Доехали до станции Итларь, ехали около1 часа. На машине добрались до моста через Нерль около д. Охотино. Машину не искали, они, по-видимому, дежурят около платформы. Заплатили 300 рублей. Таким образом, забросились на 10-12 км выше железнодорожного моста между станциями Итларь и Беклемишево.
Река Нерль встретила нас тишиной, щебетом птиц и великолепными соснами. Собирались около 2-х часов, наконец, отошли от берега. Как обычно, появилось невероятное чувство невесомости и восторга, оно охватило все и вся. Руки добрались до весла. Наступила весна, зима закончилась.
Шли недолго, менее 2-х часов. Остановились на левом берегу около д. Любильцево. Нахмурило, солнце зашло за тучки, изредка моросит мелкий дождь. И все-таки настроение праздничное, поход начался.
5 мая
Утро выдалось ветреное, прохладно, изредка моросит дождь. На реку выходили под дождем.
До железнодорожного моста река Нерль спокойна, берега то высокие с сосновым лесом, то низкие поляны. Из препятствий только коряги. До моста шли около1,5 часа. Под мостом есть перекат, несложный, но интересный. Далее часты участки реки с уклоном и каменистым дном, камнями в русле и перекатами или шиверами. Однако сложности они не представляют.
После д. Пречистое обедали. Потом шли до 19.30 , остановились, не дойдя до Лучков около 8 км, на правом берегу. Незадолго перед стоянкой прошли д. Чернокулово. А перед д. Чернокулово прошли низкий мост. Его можно не обносить, а провести байдарку около левого берега.
Вокруг ожила природа, зеленая дымка уже окутала прибрежные деревья, вверх полезла молодая травка, воздух был прозрачен и опьяняюще свеж.
На стоянку встали довольно поздно, ужинали уже при фонариках.
6 мая
«Кукушка, кукушка, сколько нам идти до Лучков?» - спросили мы, открыв глаза утром, еще лежа в палатке. Кукушка прокуковала шесть раз и умолкла. Значит, так тому и быть.
Вчера прошли небольшую деревню на правом берегу. Только утром разглядели на карте название, д.Чернокурово. Населенные пункты в атласе изображены светло-коричневым цветом, не сразу и различишь. Значит, устье реки Шоса еще не проходили.
Утро выдалось солнечным и теплым. Смогли просушиться. Спустя 30 минут после выхода увидели долгожданную речку Шоса, правый приток Нерли. От нее по карте около 6 км, значит, права была кукушка! В устье Шосы еще сохранились развалины небольшой ГЭС. Хотя сама речушка больше похожа на крупный ручей, чем на реку.
До Лучков проскочили за 1,5 часа. Весело зеленел лес, журчала вода, зеленой дымкой окутались прибрежные ракиты. Летали трясогузки и стрижи, по берегу деловито сновали кулики.
Вот показались крыши. Еще пара поворотов, и взору открылась деревня Лучки. Лучки занимают теперь оба берега Нерли. Магазин находится на правом берегу перед мостом, недалеко от часовни.
На берегу перекусили молоком и хлебом, и пошли дальше.
А дальше был автомобильный мост. Как водится, под мостом шумит перекат, а ниже моста река раздваивается на два рукава, обтекающих низкий островок. Идти лучше в правый рукав, более широкий. На рукаве тоже есть свой перекатик, после чего Нерль успокаивается. Лишь иногда встречаются быстрины и небольшие уклоны, и даже камни-валуны в русле. Сложного ничего нет.
К 19 часам подошли к плотине, обозначенной на карте, как мост. Встали за 400 метров до нее на левом берегу.
Реку Помша, левый приток Нерли, видели. Она неширокая, скорее похожа на ручей.
Вечером сварили макароны с тушенкой, ели уже в темноте, сразу легли спать.
Игорь ходил смотреть на плотину. Сказал, что там есть ступенчатый слив. Идти его сразу не будем, а утром просмотрим и решим, обносить или проходить.
7 мая
Утром проспали. Ночью было холодно. Прокрутившись ранним утро, затем согрелись и долго спали.
Первым ушел со стоянки Игорь. Он обнес разрушенную ГЭС. Мы подошли чуть позже. Осмотрели и решили идти. Немного вернулись назад, развернулись и вошли в струю. Слив из двух ступеней прошли чуть правее середины. Там струя полностью покрывает первую ступень, а вторую наполовину. В результате прошли чисто, едва чиркнув «хвостом» вторую ступень. Воды было много, поэтому наш план удался.
Дальше река успокоилась и текла в живописных берегах. Лес немного отодвинулся от русла, оставив довольно широкие террасы, на которых раскинулись луга.
Было тепло и солнечно. Незаметно прошли до устья реки Селекша, правого притока Нерли. Чуть ниже по течению стоит база отдыха, частная собственность.
Ниже базы никакой цивилизации до д. Быстри, своеобразного «пригорода» пос. Мирславль, не наблюдается.
За весь период сплава от обеда (13-14ч.) до вечера было всего три несложных переката. Последний перекат был перед устьем реки Ухтомы, левого притока Нерли. Возможно, это шивера, с валунами в русле. По прохождении шиверы вошли в Ухтому и поднялись вверх по течению до моста. Моста не было, его снесло половодьем. На правом берегу Ухтомы и нашли стоянку.
А еще нам сказали рыбаки, что ниже деревни есть очередная разрушенная ГЭС. Решили не напрягаться, плотину оставить на утро.
После ужина легли спать, вовсю пели соловьи. До конца маршрута, поселка Петровский, осталось 45 км.
8 мая
Утром дошли до д. Новая, расположенной двумя километрами ниже с. Мирславль. В Новой до сих пор стоят руины ГЭС. На станции четыре ступени, везде торчат колья и бревна. Решили не искушать судьбу и обнести плотину. Немного ниже деревни построен новый мост.
После обноса, по прохождении реки Желтушка, правого притока Нерли, остановились на обед на правом берегу в сосновом лесу. Забегая вперед, можно сказать, что это единственная хорошая стоянка между деревнями Новая и Лобцово. Во время обеда Димка поймал щуренка.
Потом долго шли, прошли с. Лобцово, автомобильный мост у д. Мальтино. После Мальтино надеялись быстро найти стоянку для ночлега, но не получилось. Мы шли, шли, а с двух берегов было только одно: вязкие берега, пустые террасы, леса очень мало, да и тот далеко от берега. Лишь ближе к 20 00 нашли удобный каменистый причал, но сама поляна оказалась очень высока. С большими усилиями затащили вещи, и лодки на высокий правый берег. Ели уже в темноте. Лес смешанный, березы и сосны.
Река стала шире, около 45-50 метров, течения почти нет или оно слабое. Грести тяжело и скучно. За весь день было всего две шиверы, и те небольшие. Леса отходят от реки, возникая отдельными массивами, часты совершенно голые террасы.
Понятно, что туристы на этом участке почти не появляются.
9 мая
Утром долго собирались и спускали лодки. Прошли после выхода 350 метров и увидели целых две стоянки. Особенно хороша была вторая стоянка, с каменистым причалом и невысоким берегом. Обидно, но время назад не вернешь.
После первого поворота река встала почти в буквальном смысле. Течение практически не чувствуется. Берега тоже скучные, поля с перелесками, ветер гуляет и дует в лицо.
Исключение составил небольшой участок реки между д. Вывозиха и д. Марково. Здесь на извилине реки, посередине русла, есть остров. Правая протока перегорожена, возможно, это опора разрушенного моста. На обоих рукава есть ощутимые на вид перекаты. Мы прошли левой протоке, с поворотом вправо. Правый проход был непредсказуем визуально из-за кольев.
Дальше опять началось, а точнее, продолжилось, «болото» со стоячей водой.
После Марково на повороте, на левом берегу есть база отдыха в сосновом лесу.
После базы, пройдя около километра, мы встали на ночевку в березовой роще на правом берегу Нерли. Дальше до поселка Петровский только поля. Идти осталось всего 1,5-2 км. Но это уже завтра.
В Петровском прорвало плотину, уровень воды в реке упал, как минимум на метр. Берег около кромки воды мягкий, сплошное месиво.
10 мая
Утром дошли последние 2 км до пос. Петровский-Городище, до храма. Здесь и закончили маршрут.
Сходили на ст. Петровская. Идти пешком по поселку 1,5-2 км. Новости были малоутешительны. Вокзал открыт с 5.35 до 11.35 и с 19 до 20.25 часов. Кассы открываются за один час до прибытия поезда. Вполне реальна ситуация, когда билетов не окажется, и придется ждать следующего дня. На Москву идет всего один поезд N 662 М Кинешма-Москва, на ст. Петровская он проходит в 22.36, стоянка 2 минуты. Есть повод для размышления.
Вмешался случай. На берегу познакомились с водителем, местным жителем. Он ехал на работу во Владимир и согласился нас взять с собой. Не просто так, конечно, а за 1500 рублей. Ехали через Суздаль, попутно посмотрели город.
Во Владимире мы успели на электричку Владимир-Москва, уходящую в 18.43. В Москву приехали в 21.30.
Попутно выяснилось, что по Нерли лучше идти не от ст. Итларь, а начинать выше. Можно доехать до Переяславля-Залесского, а оттуда до моста, расположенного выше д. Троицкое. В нижнем течении, начиная от Лучков, река уже достаточно широкая, течение ослабевает, леса становится меньше. Лучше начать выше и закончить сплав в Лучках. Из Лучков можно уехать в Юрьев-Польский, а оттуда во Владимир.
Сноска на фотографии: https://my.mail.ru/mail/s-savu/photo/751 |
|