turchild.ru Мы едем, едем, едем...
Архив форума
 
 ПомощьПомощь   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация    ВходВход 
 
  Имя:  
  Пароль: 
  Запомнить       

   Список форумов -> Весенний слет туристят 2009
Начать новую тему   Ответить на тему Ботаническая экскурсия Хемуля - обсуждение На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Пт Апр 10, 2009 19:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне показалось, интересная книжка с рецептами http://www.skitalets.ru/books/dikorast_rast/index.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оля



Зарегистрирован: 10.12.2004
Сообщения: 467

СообщениеДобавлено: Пт Апр 10, 2009 21:15    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

gabriel, мне кажется, что у вас очень громоздкий план. На несколько часов WinkЯ так думаю, что детям захочется не только на ботанической мастерской побывать.
Правильно я поняла, что вы хотите провести только две экскурсии, в 11 и 13?
И я бы говорила детям, что нельзя есть ничего, кроме того, что ты точно знаешь, что оно съедобное.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Сб Апр 11, 2009 0:12    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пожалуй, Вы правы. Может быть, запараллелить приготовление еды и экскурсию... Я думаю, что где-то на час экскурсия и час выполнение заданий и пробование растений. Или это много?
Время я написала, подсмотрев, как пишут в других мастерских, и придя к выводу, что утренних, вроде бы, меньше. Если у нас действительно будет много народу, то можно, например, каждые 2 часа с 11 до 19.
Группы, наверное, тоже стоит ограничить человек по 10, может быть, Галка Морозова что-то про это скажет. Если будет аншлаг, можно будет провести 2 экскурсии параллельно. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Галка Морозова



Зарегистрирован: 08.04.2009
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Сб Апр 11, 2009 16:35    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Всем привет!
Идея с гербарием меня как-то не греет, причем без здравой аргументации.

Идея с принесением листочков нравится мне по нескольким причинам.
1. Если просить детей найти какое-нибудь конкретное растение, то это будет или очень просто (если таких растений в лесу много), или слишком сложно, ведь найти не самое распространенное растение не очень просто, глаз нужно иметь нацеленный. Тогда тем, кто не найдет - будет обидно. А если есть задача собрать как можно больше видов и назвать их потом, то рады будут и те, кто нашел три и знатоки, которые найдут 15 (такие встречаются).
2. Соревновательный момент "Как можно больше" - хороший стимул.
3. Найдут больше - смогут больше запомнить.

Мне кажется, экскурсия, особенно для маленьких детей, должна быть меньше - полчаса или минут сорок, если сорок минут, то с доходом до места. Больше информации все равно не запомнят или устанут. Лучше пусть останется ощущение того, что еще много интересного не узнали. (Маленькие дети для меня - это вплоть до 3-4 класса). Если нас действительно наберется много народу, то можно сделать старт экскурсий каждый час (или полчаса). И да, человек 10 на экскурсии - это предел. Можно ли две экскурсии параллельно, зависит от количества ведущих.

Я-таки веду работу по производству альбомчиков, да? Это полезно будет в любом раскладе.

Искать там что-то надо бы не на майские (многое еще не вылезет или не расцветет), а в предыдущие выходные. Я в предыдущие выходные не могу железно, зато могу доехать туда числа 20-21 и сориентироваться на месте. Если вдруг еще такие есть, можно вместе.

Вот предполагаемый список того, что там можно найти.

Съедобные растения, которые детям на самоопределение:
• Земляника
• Смородина
• Малина
• Костяника
• Брусника
• Ежевика
• Черемуха
• Черника
• Крапива
• Щавель
• Лебеда
• Звездчатка средняя, мокрица
• Чистяк весенний
• Свербига восточная
• Манжетка обыкновенная
• Гравилат речной, городской
• Селезеночник обыкновенный
• Кислица
• Сныть обыкновенная
• Борщевик обыкновенный
• Медуница
• Черноголовка крупноцветковая
• Будра плющевидная
• Яснотка обыкновенная
• Подорожник
• Цикорий
• Лопух большой
• Тысячелистник
• Мать-и-мачеха
• Белокопытник
• Осот
• Одуванчик
• Орляк
• Зверобой
• Мята
• Таволга вязолистая
• Горец птичий
Красивые или съедобные, но редкие, на экскурсию:
    Горец змеиный
    Купена многоцветковая
    Майник двулистый
    Седмичник обыкновенный
    Аир болотный
    Калужница болотная
    Лунник
    Лапчатка
    Герань лесная
    Звездчатка дубравная
    Кошачья лапка
    Вереск
    Донник
    Очанка
    Фиалка
    Хвощ

Ядовитые, на экскурсию:
    Ландыш майский
    Бузина обыкновенная
    Жимолость
    Волчеягодник
    Копытень европейский
    Лютики какие найдутся



Есть ли идеи, как обмениваться фотографиями? через форум, ИМХО, неудобно.

А теперь о грустном. У нас взрослых, способных делать салат и собирать что скажут, есть некоторое количество. А вот взрослых, способных провести экскурсию - двое. Я один из них. Есть вероятность примерно процентов 80, что у меня 23 экзамен, и меня не будет. А второй ботаник тоже про себя еще не знает. Потому мы и с заявкой в помощники тормозим. Crying or Very sad

Мы не шифруемся, мы хорошие! Embarassed
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Вс Апр 12, 2009 1:07    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А определять будут по альбомчикам?
Ок. Мне гербарий нравится в основном тем, что имеет отношение к Муми - троллям, ведь Хемули - коллекционеры. Ну, пусть наш будет колллекционер фотографий.
Я Вам в личку свою почту написала. С удовольствием съезжу с Вами посмотреть на место и его обитателей.
Про помощников немножко жаль. У меня маленький ребенок, и мы с ним будем первый раз в лесу, так что я очень обрадовалась, что будет много оргов на мастерской.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
С.Елена



Зарегистрирован: 01.04.2009
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Вс Апр 12, 2009 13:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я тоже могла бы записаться в помощники, но пока не известно время, мне трудно спланировать.
Что все-таки решаем с раздаточным материалом?
Подумала тут про гербарий, пришла к выводу что логичнее было бы сделать гербарий с растениями - 1 экземпляр, тогда странички с фотографиями недостающих Хемулю растениями, по которым дети будут искать эти самые растения, лучше вписываются в общий сценарий экскурсии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Вс Апр 12, 2009 14:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А какое время Вам удобно?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
С.Елена



Зарегистрирован: 01.04.2009
Сообщения: 14

СообщениеДобавлено: Пн Апр 13, 2009 21:04    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

не очень рано. и с 15 до 16 я на КП Снусмумрика.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nika



Зарегистрирован: 14.02.2006
Сообщения: 38

СообщениеДобавлено: Вт Апр 14, 2009 11:17    Заголовок сообщения: первый помощник! Ответить с цитатой

привет!
я бы хотела вести экскурсию.
прочитала обсуждение, возникли вопросы.

1. на какой возраст мы рассчитываем? предлагаю сделать градацию: дошкольники и школьники. задания должны быть разными.
Я готова попробовать написать текст экскурсии для дошкольников. А кто-нибудь из биологов-экологов - для школьников. Все-таки с примерным текстом на руках будет легче, правда?
Текст пишем обширный, а после разведки выбрасываем все отсутствующее.
Заодно сами много чего узнаем Ж)

2. Еще мысль посетила. Для школьников можно устроить наполовину самостоятельную экскурсию.
Наметить растения, о которых хотели бы рассказать. Огородить их (как землянику на даче) - так и растения эти не затопчем до конца мастерской. И детям будет сразу видно, на что смотреть.

Около каждого экземпляра повесить опознавательный знак. И прикрепить описание. Описание очень краткое - как называется, съедобное, изображение цветка, например.

Нарисовать план экскурсии. План должен быть простым. Лучше меньше растений, но близко. Ориентирование будет на других мастерских Ж)
Группам школьников выдаваем план. Они по плану сами обходят, читают, рассматривают.
Заодно собирают гербарий (листочки) тех растений, который знают. Огороженные рвать нельзя.

Возвращаются.
Показывают гербарий. Рассказывают о найденных растениях. считаем количество растений в гербарии.
Стоит как-то прибавлять еще очки за подробность описания?

Потом проводим блиц опрос об экскурсии (что видели, как называется, как цветет, кто опыляет, какие ягоды-плоды-семена, съедобное, что именно можно есть, чем лечить, вечнозеленое, живут ли в нем-на нем птицы-грызуны-зайцы-насекомые итд. Блиц нужно сформировать от простых вопросов к сложным. Группе давать например 5 минут. на сколько вопросов успеют ответить.)

Для маленьких тоже проводим блиц опрос по экскурсии.
Таким образом получаем не просто экскурсию, а еще одно соревнование, что интересно. И решаем проблему экскурсоводов для школьников Ж)

3. 40 минут экскурсия - это не много? а ответы на вопросы, а щи попробовать? что могут сказать участвовавшие - сколько примерно должна занимать одна мастерская?
Еще нужно учесть, что если мы хотим, например, чтобы экскурсия длилась 30 минут, то текста должно быть на 15 минут. правильно? Что говорит ваш опыт?

4. Нужно определиться с болотными растениями. если они там будут и мы их используем, то, наверное, стоит предупредить надеть сапоги?

5. Кстати, если у нас есть план и описание на месте, мы можем даже отправить и кого-нибудь из родителей проводить экскурсию. Если будет наплыв желающих.

6. Во! А сколько по опыту деток участвует в каждой мастерской? Прикинуть бы на сколько рассчитывать групп. А по сколько человек в группе: дошкольников и школьников?

к сожалению, я не смогу ехать в разведку "железно" (С). Но постараюсь приехать в пятницу перед слетом, чтобы помочь.
Ну и наверное пожелание ко всем нам, помощникам, - делиться ссылками с красивыми картинками и хорошим описанием! И личными знаниями!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nika



Зарегистрирован: 14.02.2006
Сообщения: 38

СообщениеДобавлено: Вт Апр 14, 2009 11:19    Заголовок сообщения: вдогонку Ответить с цитатой

пришло в голову, что если принять пункт 2, то одни соревнования получаются. И никакой экскурсии для школьников. А хотелось бы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Murmashka



Зарегистрирован: 30.09.2005
Сообщения: 787

СообщениеДобавлено: Вт Апр 14, 2009 19:16    Заголовок сообщения: Re: вдогонку Ответить с цитатой

nika - про огораживание растений и снабжение табличками - хорошая мысль! Также как и про написание текстов экскурсий для детей. Для дошкольников, наверное, лучше какой-нибудь сказочно-игровой сюжет придумать - например, чтобы какой-нибудь гном рассказывал Красной шапочке про разные растения... Или крошка Мю стащила у Хемуля альбом с растениями и т. п.
Скажите, а вы бывали на слетах туристят раньше? Я просто на всякий случай - чтобы вы не тешили себя иллюзиями по поводу организованности процесса Smile). Дети самого возраста будут приходить группами непредсказуемого размера в непредсказуемое время, все затопчут, половина сбежит с экскурсии и так далее. Главное - не пугаться Smile
А Виктория Ващенко - это вы?

nika писал(а):
пришло в голову, что если принять пункт 2, то одни соревнования получаются. И никакой экскурсии для школьников. А хотелось бы!

_________________
Удачи!
Маша, координатор слета
8-916-504-74-57
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nika



Зарегистрирован: 14.02.2006
Сообщения: 38

СообщениеДобавлено: Ср Апр 15, 2009 10:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ага, Виктория - это я.
Первый раз, наконец надеюсь дойти, если уж не получалось никак на машине доехать! Ж)
Я смотрю вон на других мастерских делят... дай, думаю, и мы поделимся Ж)
Глаза боятся - руки делают. Ж)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
nika



Зарегистрирован: 14.02.2006
Сообщения: 38

СообщениеДобавлено: Ср Апр 15, 2009 10:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

идея насчет воровства крошки мю - замечательна! спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Murmashka



Зарегистрирован: 30.09.2005
Сообщения: 787

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 15:14    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемые участники дискуссии!
Убедительная просьба ко всем, включая gabriel, записаться помощником на ботаническую мастерскую, указав в комментарии, когда вам удобно, и что вы подготовите. Это важно, чтобы вся контактная информация скапливалась в одном месте... (если у вас что-то изменится и вы не сможете поехать и т. д. и т.п. - то всегда можно исправить).
_________________
Удачи!
Маша, координатор слета
8-916-504-74-57


Последний раз редактировалось: Murmashka (Вт Апр 21, 2009 10:23), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Костя Лавров



Зарегистрирован: 24.07.2007
Сообщения: 88
Откуда: Москва, Юго-Запад

СообщениеДобавлено: Чт Апр 16, 2009 23:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорогие ботаники!
Ботаническая мастерская - это мечта! Сделайте это! Сам не помогу, не ботаник.

Мои орг предложения, как проводившего мастерские.

1) Чем проще план, тем лучше. На весеннем слёте детей много, бардак жуткий. Реально ведущих будет половина от заявивших желание, то есть раз два и...
План должен состоять из коротких одинаковых блоков, в которых ведущие взаимозаменяемы.

2) Рвать растения, ИМХО, ни в коём случае, чтоб дети знали, что надо беречь. Да и просто всё вырвете, и экскурсии надо будет водить всё дальше - мастерская развалится.

3) Надо выбрать несколько биотопов - например луг, лес, пойма, болото, обочина и т.д. Всё рядом с мастерской, туда и водить. Показывать растения, характерные для. Какие-то группы попадут в одни биотопы, какие-то в другие - у детей будет, чем поделиться Smile.

4) Заготовить карточки с названием растения, его рисунком, интересной и краткой информашкой о нём, из какого оно биотопа. Напечать их побольше.

5) ПО мере подхода 4-5 детей очередной ведущий ведёт их на небольшую экскурсию в один биотоп. Рассказывает, даёт поискать. Нашедшему даёт карточку этого растения. Не нашедшим тоже даёт какие-то карточки.

6) Я предлагаю делать на этой мастерской фотогербарий участников. Каждого ребёнка с карточкой сфотографирую, потом сделаем на сайте смешной гербарий детей.
_________________
Костя
моя страничка
http://fotki.yandex.ru/users/dasha296/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Костя Лавров



Зарегистрирован: 24.07.2007
Сообщения: 88
Откуда: Москва, Юго-Запад

СообщениеДобавлено: Пт Апр 17, 2009 22:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Костя Лавров писал(а):
Мои орг предложения, как проводившего мастерские.


Если понадобится, могу взять на себя распечатку карточек (но не составление их).
Ну и фотодетогербарий.
_________________
Костя
моя страничка
http://fotki.yandex.ru/users/dasha296/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Галка Морозова



Зарегистрирован: 08.04.2009
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Сб Апр 18, 2009 22:49    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошее:
1. У меня готов предварительный фотоальбом съедобных растений. Я попробую выложить его куда-нибудь и прислать ссылку (никогда пока этого не делала).
2. Мне нравится идея предварительного плана экскурсии и экскурсии для малышей в сказочной форме. Буду думать и свои наметки постараюсь выложить на следующей неделе.
3. Я хочу, чтобы кто-то прокомментировал список растений - искать и делать фото заранее легче. В любом случае, буду я или нет, и будет ли кто-нибудь из наших, я готова на предварительную разведку и сделать альбомы (даже если я не поеду, могу его передать с нашими или с кем-то встретиться)
Плохое: Я точно не смогу приехать 23. У меня экзамен, приеду только под самую ночь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Murmashka



Зарегистрирован: 30.09.2005
Сообщения: 787

СообщениеДобавлено: Сб Апр 18, 2009 23:01    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это печально... С другой стороны - в воскресенье можно будет повторить мастерскую для дошкольников, не успевших пройти в субботу (в воскресенье запланировано повторение мастерских). Правда, только на дошкольников - у школьников будет другая программа.
Галка Морозова писал(а):

Плохое: Я точно не смогу приехать 23. У меня экзамен, приеду только под самую ночь.

_________________
Удачи!
Маша, координатор слета
8-916-504-74-57
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Галка Морозова



Зарегистрирован: 08.04.2009
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Сб Апр 18, 2009 23:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну да, я готова работать в воскресенье с дошкольниками. А еще я, кажется, выложила файл с фотографиями, найденными в интернете. Его надо чтобы кто-нибудь еще просмотрел на предмет того, какие фотографии узнаваемы, а какие нет. Вот ссылка:

http://webfile.ru/3423936
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Вт Апр 21, 2009 1:54    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про фотографии:
Белокопытник похож на мать-и-мачеху.
Борщевик - может, поискать фотографию с целым растением
Горец непонятный
Зверобой, цикорий - классный, но я его не узнала Smile
Лебеда - плохо различима на картинке
Одуванчик не очень
смородина - лучше без ягод
Я поищу альтернативные фотографии этих растений, но, наверное, завтра.
Еще, про съедобные растения хотела спросить.
(под съедобностью я понимаю не лекарственное, а кулинарное применение)
Про борщевик - я бы рассказала про съедобность и борщевик сосновского, и советовала бы держаться подальше.
Будра плющевидная - Растение считается ядовитым, принимать с осторожностью (Фитотерапия, .1987). Хотя в других местах я встречала упоминания о том, что ее куда только не добавляют.
Зверобой и мать-и-мачеха - вроде несъедобные, хоть и лекарственные.
Про селезеночник - не знаю.
А Бузина точно ядовитая, а то ее тоже везде добавляют...
Сам процесс.
30 - 40 мин экскурсии - это где-то 10 растений максимум. я правильно понимаю?
Потом можно дать карточки с растением и попросить выполнить задание.
У меня придумались задания такого вида:
1. Почему мать-и-мачеха так называется?
2. Какого цвета цветок у ландыша? (дать черно-белую картинку)?
3. Чем крапива отличается от яснотки?
4. Найти четырехлепестковый клевер
5. Трехиголочную сосновую хвоинку
6. Как узнать возраст вон того дерева
7. Найти цветы сосны.
8. Опознать по черно-белой картинке
9. Продолжить ряд (привести логическую последовательность растений)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Вт Апр 21, 2009 1:57    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Murmashka писал(а):
Уважаемые участники дискуссии!
Убедительная просьба ко всем, включая gabriel, [url=]записаться помощником[/url] на ботаническую мастерскую, указав в комментарии, когда вам удобно, и что вы подготовите. Это важно, чтобы вся контактная информация скапливалась в одном месте... (если у вас что-то изменится и вы не сможете поехать и т. д. и т.п. - то всегда можно исправить).

сделала Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Натальюшка



Зарегистрирован: 16.03.2005
Сообщения: 225

СообщениеДобавлено: Вт Апр 21, 2009 7:34    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Галка Морозова писал(а):
Его надо чтобы кто-нибудь еще просмотрел на предмет того, какие фотографии узнаваемы, а какие нет.

Не смогла посмотреть, у меня не распаковывается архив. Можно кинуть в какое-нибудь общедоступное место, где сразу видны фото? Ну хотя бы Яндекс-фотки или http://photofile.ru или подобное?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Ср Апр 22, 2009 1:00    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Натальюшка писал(а):
Галка Морозова писал(а):
Его надо чтобы кто-нибудь еще просмотрел на предмет того, какие фотографии узнаваемы, а какие нет.

Не смогла посмотреть, у меня не распаковывается архив. Можно кинуть в какое-нибудь общедоступное место, где сразу видны фото? Ну хотя бы Яндекс-фотки или http://photofile.ru или подобное?

Надеюсь, автор не против, если против, уберу.
Вот я сюда положила http://photofile.name/users/hemul_turchaild/115353169/
Там заведен юзер hemul_turchaild с этим же паролем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
gabryel



Зарегистрирован: 13.03.2009
Сообщения: 43
Откуда: Лобня

СообщениеДобавлено: Ср Апр 22, 2009 1:13    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Попробовала в комментариях к фотографиям добавить описание растений. Будет виртуальная экскурсия. Smile
Вот еще хороший сайт. http://www.herba.msu.ru/russian/index.html Там есть в т.ч. черно-белые фотографии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Галка Морозова



Зарегистрирован: 08.04.2009
Сообщения: 10

СообщениеДобавлено: Ср Апр 29, 2009 23:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Прошу прощения за торможение - у меня компьютер подвис. Итак, сначала ответ.

Цитата:
Надеюсь, автор не против,


Не автор, но не против. Все фото не мои.

gabryel, спасибо! Вот это - деловой подход.

Белокопытник действительно похож на мать-и-мачеху, только больше намного. Надеюсь, там и того, и другого одновременно не будет.

Борщевик, горец, лебеда, одуванчик - согласна. Возможно, лучше самим поснимать, потому что я довольно долго искала и лучше, на мой вкус, не нашла. Но если найдете - я буду рада.

Согласна с тем, что борщевик в свободный поиск не надо - пожгутся. Только на экскурсию.

Про будру я нашла упоминание, что ее использовали как пряность . Сама не пробовала. После вашего ответа в другой книжке нашла упоминание о ядовитости. Значит, тоже в свободный поиск не надо - не будем ставить эксперименты на детях.
Со зверобоем мы много лет чай завариваем - причем и с продырявленным, и с пятнистым. Вроде все живы пока - и вкусно!
Мать-и мачеху мы едим - и в салаты и солим. Только кипятком надо отдать, чтобы не горчила.
Про селезеночник надо бы уточнить: сведения о его съедобности оттуда же, откуда сведения о съедобности будры. Если других упоминаний не будет, то лучше снять с самостоятельного поиска.

А еще у меня родились некоторые наметки сказочной экскурсии по лесу для малышей. Она сделана на основе упрощенной экскурсии, которую нам ботаники читают на биопрактике шестого класса. Читайте и расстреливайте!

1. Четыре яруса леса
2. Зачем деревьям стволы?
3. Зачем растениям цветы?
4. Зачем растениям листья?
5. Знакомимся с растениями.
6. Больно ли растениям, когда их срывают?
7. «Злые» и «добрые» растения

Еще можно про «хитрости» первоцветов (которые цветут раньше других), про «подземное ползанье» корневищ, про семена сосны и березы, которые годами ждут возможности прорасти.

Сказочное обоснование экскурсии таково: вокруг Муми-долины растет говорящий лес. Хемуль послал Муми-тролля в говорящий лес, чтобы тот нашел самые «добрые» растения для салата Муми-мамы. Муми-тролль приходит в лес и начинает спрашивать растения – по делу и не по делу. Судя по некоторым получившимся у меня вопросам, с ним кто-то из девочек: крошка Мю или Фрекен Снорк.

Вопросы:
• А как тут кого-то найти?
Какое-нибудь дерево отвечает, что лес многоэтажен: на первом этаже, самом верхнем, живут богачи – деревья. Их мало, но зато золота- света у них много. Их можно даже перечислить и показать, ведь лесообразующих деревьев первого яруса действительно породы три-четыре обычно. На втором этаже живут их помощники (кустарники и небольшие деревья) и наследники (подрост). На третьем – живут многочисленные травки (их много, и их имен дерево не знает), а на четвертом-последнем – бедняки-мхи, которым света почти не достается.
А еще рядом другой дом стоит – луг, одноэтажный. Там жильцов больше, но все они на одном этаже тесняться. Беднота – что с них взять! Скоро мы их дом сломаем, и свой построим.
• А зато у травок, которых ты не знаешь, красивые зеленые стебельки, а у тебя толстый и морщинистый ствол. Они красивее! (Фрекен Снорк)
Зато я богаче. У меня толстый прочный ствол, который может мои листья до света донести.
• А зачем тебе свет? (Муми-Тролль)
А мы, растения, светом питаемся. Из света мы силы для жизни получаем, из с помощью света из воздуха тело себе строим.
• Травки-муравки, а почему вы ствол не вырастите? Сразу ведь богаче станете? (Ф.С.)
Тяжело это очень. Ведь мы свое тело не только из воздуха строим, но и из воды. Представляете, сколько сил надо, чтобы для такого огромного существа на такую большую высоту поднять воду (тут бы найти данные, сколько воды в день потребляет дерево и перевести в понятные детям величины – столько-то ведер на такой-то этаж)
• Деревья, а вы «добрые» растения или «злые»? В салат, суп и чай пойдете? (М.Т.)
Мы добрые! (если есть съедобные, назвать). А еще из нас дома строить можно, корабли, мебель, топить печи и костры можно. Бумагу делать. Только кушать нас сложно – высоко дотягиваться. Вы уж с травами поговорите, они быстрее согласятся.
• Ой, травка, какие у тебя цветочки красивые! Это ты, как и я украшаешься, да? У меня бантик, а у тебя цветочки? (Ф.С.)
Нет, некогда мне украшаться, дело делать надо, детишек разводить. А для детишек должны быть папа и мама. Пусть я буду мама, а во-он тот цветочек – папа. Но мы же подойти друг к другу не можем. Вот мы и просим друзей-насекомых, чтобы они нам помогли. Взяли кусочек от папы, и принесли мне. А я уж из этого папиного кусочка и из своего детишек понаделаю.
• И что, насекомые просто так это делают? У них что, своих дел нет? (М.Т.)
Есть, конечно. Но мы их за это благодарим: нектаром поим, медом. Мы «добрые», помогаем друг другу.
• Ну если цветы не для красоты, то листья – уж точно. Смотри какие красивые, резные (к другой травке)
Это только вам, девочкам, все бы украшаться и украшаться. А нам, растениям, все время работать приходится. Листья – это наши рты и мастерские. Ими мы воздух кушаем и солнечный свет, в них же строительство новых идет. А вы заладили: Для красоты, для красоты!
• Травка, а ты добрая или злая? В салат или суп пойдешь?
Съедобная отвечает, что пойдет, добрая. А ядовитая отвечает, что ядовитая, и ее лучше не есть.
• (К ядовитой траве). Так ты, значит, злая?!
Нет, я не злая, я бережливая. Мне мои листики самой нужны. Смотрите, какая я маленькая, а вы большие: вы меня всю съедите. Поэтому листики на еду я вам не дам.
• Если не дашь, значит злая.
А я на еду листики не дам, а на лекарство дам. Если чуть-чуть листиков сорвете, из них лекарство сделать можно. И мне безопаснее, и вам польза. (сказать, от чего лекарство). Но только самим вам не справиться – чтобы лекарство сделать, целая лаборатория нужна. А если сами пробовать будете – погибнете! Вот, главное – предупредила.
• (к какой-нибудь травке, про которую ясно, что добрая) А тебе не больно, когда тебя срывают?
А это смотря как срывают. Если немного, то не больно. Стебелек от меня, стебелек от подружки, стебелек вон от той – и вам много, и нам не больно. Мы же разрешаем зверям себя есть! Мы новые листики и стебельки отращивать умеем. А вот если целиком сорвете, да еще и с корнем – то погубите. Без корня мы не умеем отрастать, и если у нас мало листиков-ртов останется- тоже.

Дальше идет разговор с травками, какие как называются, и какие насколько полезны. Травы могут обладать разным характером, одни на других жаловаться, третьи не желать разговаривать, пока царь-дерево (аспирирующее) не прикажет и т.д. Сколько времени хватит. Еще надо придумать историю про луг, но это на следующей неделе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему Страница 2 из 3
Список форумов -> Весенний слет туристят 2009
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Часовой пояс: GMT + 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group