turchild.ru Мы едем, едем, едем...
Архив форума
 
 ПомощьПомощь   ПоискПоиск   РегистрацияРегистрация    ВходВход 
 
  Имя:  
  Пароль: 
  Запомнить       

   Список форумов -> Отчёты о путешествиях
Начать новую тему   Ответить на тему Карелия, река Суна, 2013 год
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей Савушкин



Зарегистрирован: 02.06.2009
Сообщения: 49

СообщениеДобавлено: Чт Окт 10, 2013 23:17    Заголовок сообщения: Карелия, река Суна, 2013 год Ответить с цитатой

[color=black]Карелия, река Суна, июнь-июль 2013 год
[/color]
Маршрут:
оз. Чудозеро – р. Суна – оз. Поросозеро – р. Суна – оз. Пальвозеро - оз. Линдозеро – р. Суна –– р. Семча - оз. Викшозеро – плотина на Суне – канал Пионерный – пос. Гирвас – плотина Пальеозерской ГЭС – канал Пионерный – оз. Пальеозеро – остров Большой – р. Нива – оз. Кримозеро – пос. Белая Гора – пос. Тивдия.

Сроки: 23 июня – 7 июля 2013 года.
Протяженность: 175 км, 15 дней.

Описание маршрута и реки Суна

Река Суна вытекает из оз. Кивиярви, лежащего в отрогах Западно-Карельской возвышенности, и впадает в Кондопожскую губу Онежского озера. Высота на истоке равна 354 метра над уровнем моря, при впадении она составляет 33 метра над уровнем моря. Суна - вторая по длине река Карелии, ее длина равна 280 км.
На Суне расположены три знаменитых водопада: Гирвас (саам. «Бык-олень») высотой 14,8 м, Пор-Порог (саам. «Олень») высотой 16,8 м и Кивач (саам. «Олениха») высотой 10,7 м.. После отвода вод Суны на Кондопожскую ГЭС два первые водопада практически исчезли, а третий действует вполсилы
Берега Суны большей частью каменистые, но нередки и песчаные участки. Рельеф представляет собой морено-грядовую равнину с небольшим перепадом высот. Течение реки медленное, средняя ширина русла 50 м. Большинство порогов имеет сложность, не превышающую 2 к.с.. Некоторые, самые сложные, требуют предварительного просмотра. Остальные можно проходить с хода. При этом соблюдение техники безопасности обязательно. На Суне много озер. Это обстоятельство требует иметь запас времени на преодоление озерных участков в случае сильного ветра.
На маршруте всего два населенных пункта: пос. Поросозеро и дер. Линдозеро. Купить продукты можно только в пос. Поросозеро. При этом останавливаться вблизи поселка, ниже по течению, не рекомендуется, особенно на левом берегу. Часты случаи воровства местных жителей, подростков, прямо из тамбуров палаток. Следующий магазин есть в пос. Гирвас, где чаще всего сплав заканчивается.
Заброска из Петрозаводска в пос. Поросозеро или немного выше занимает 3-4 часа на машине. Из Гирваса в Петрозаводск ехать меньше по асфальтированной дороге.

Дневник похода

22 июня
Обычные заботы – впихнуть невпихуемое, или уложить в ограниченный объем рюкзаков все, что нужно, но так, чтобы при этом эти самые рюкзаки были не очень тяжелые. Наивные желания…
Рюкзаки подняли с легким скрипом, еще бы – забиты они были под завязку.
Доехали до вокзала на такси, сели в поезд. Только когда все вещи были распиханы по небольшому купе, стало ясно, что поход наконец-то начался.

23 июня
Утром приехали в Петрозаводск. Поезд №018 Москва-Петрозаводск, прибытие в 9.03 утра. Заказанную машину «Газель» с прицепом дождались ровно в 11.30, как и было договорено. Всего собралось 15 человек. Мы – четверо, из них двое детей. Москвичи – четверо, трое взрослых и один ребенок 13 лет. Новгородцы – 7 человек, 5 взрослых и двое детей. Вещи уложились в прицеп, в машину все едва вошли. Продукты закупили в магазине.
Заброска заняла почти весь день. Больше двух часов ехали по гладкому шоссе. Затем после Гирваса началась грунтовка, к удивлению, ближе к поселку Поросозеро опять перешедшую в асфальтированную дорогу. После Поросозера опять потянулась бесконечная грунтовка с подъемами и спусками. И наконец, после поворота на лесную дорогу, примерно через 2 км, уперлись в болото. Последние 100 метров весь груз тащили на себе.
Место, куда мы добрались, мягко говоря, разочаровало. Оно представляло собой небольшой кусок относительно ровного берега, глухой лес вокруг, тростник около берега и …комары. Хотя их количество было вполне переносимо, перспектива заночевать здесь очень даже не радовала. Однако учитывая время, а был уже вечер, решили все-таки ночевать.
Попутно с ужином, собрали байдарки. Но не все.
Удивительно, с течением времени, стоянка стала привлекательней. Даже все палатки уместились, вопреки всему, и комары ближе к ночи куда-то испарились.
На Чудозеро опустилась тихая белая карельская ночь. И только перебор струн гитары нарушал безмолвие.

24 июня
Утром встали все по-разному. Кто раньше, кто позже. Собирали оставшиеся несобранные байдарки. У остальных было не менее сложное дело. Они упаковывали вещи по гермам и загружали байдарки. Дело нелегкое, вещей и продуктов больше, чем реально может влезть в байдарку.
С большими усилиями этот процесс был вполне успешно завершен, на берегу ничего не осталось. Вышли после завтрака, и дошли до мыса на противоположном берегу Чудозера.
Здесь нашли отличную стоянку с пляжем. Остались на дневку.
Место очень красивое – среди сосен хаотично разбросаны огромные камни. Прямо как в японском саду. Недалеко видны два скалистых острова и один низкий. Кругом стоит тишина, озеро безмолвствует. Довольно тепло, комаров мало.
Вечер подарил великолепное зрелище – закат солнца на Чудозере. В течение длительного времени небо меняло свой цвет от бледно-розового до ярко-оранжевого с переходом в конце в сиреневый. Само озеро было неподвижно, без единой морщинки, как волшебное зеркало. На фоне этого зеркала выделялись контуры двух островков. Будто два динозавра заснули посреди озера нос к носу. Белая ночь вступила в свои права, наступила звенящая, обволакивающая тишина, проникая в самую глубину души.

25 июля
Утром собирались долго, хотя подъем был совсем не поздний. Мы вышли самые последние, никак не можем привыкнуть к такому количеству вещей и продуктов. Очень долго загружали лодку.
По озеру дошли до железнодорожного моста. Озеро красивое, лесное, берега слегка холмистые. Много болот и низких участков. После моста вошли в озеро Поросозеро. На берегу расположился одноименный поселок. Поселок большой, в нем есть магазин и железнодорожная станция направления Петрозаводск – Костомукша. На выходе из Поросозера Суна широкая, примерно 80 метров, но скоро становится узкой и стремительной. Появляются пороги, не очень сложные.
Первым был порог Пристанский, 1 к.с.. Порог несложный, валы небольшие, меньше 1 метра, но достаточно мощный. Длина 150 метров. Идти нужно по струе, держа нос лодки по течению. В конце порога большой просторный улов. Струя течения глубоко вдается в улов. Порог проходится без просмотра.
После улова есть небольшой перекатик и следующий улов, за которым в свою очередь начинается порог Валазьминский, более мощный, чем Пристанский, оцениваемый, как 2 к.с.. Большой перепад, мощные валы, в конце порога справа средняя бочка, а слева небольшая ступенька. Идти лучше по центральной струе. Через бочку лучше не сплавляться.
Пристанский порог все прошли спокойно. Однако в улове один экипаж расслабился, резко свернул со струи и был наказан за беспечность. Перевернулись. Лодку вытащили, опять загрузились, но по Валазьминскому порогу не пошли. Остановились на левом берегу, на небольшой высокой стоянке.
Мы прошли Пристанский порог спокойно, без происшествий.
На берегу нас радостно встретили …комары и слепни. Но и они были вынуждены уступить место, едва задымил костер. Вечер прошел спокойно: сушились, ужинали, ходили смотреть Валазьминский порог.
Дети бегали вниз-вверх по склону. Спать легли поздно под грохот воды.

26 июня
С раннего утра ожидал неприятный сюрприз. Из тамбура нашей палатки украли гермы с продуктами, рюкзак, топор, частично обувь и прочую мелочь. Нас предупреждали, что около поселка воруют, но мы остановились именно там, где не надо было. Сушили экстренно мокрые вещи из перевернувшейся байдарки.
Украли самые дорогие продукты: с/к колбасу, кофе, сахар, даже детское какао. На геркулес никто покушаться не стал, видно были не голодные. Пустые гермы нашли позже недалеко от лагеря, кроме одной, самой новой.
Сходили в поселок Поросозеро. Участкового не нашел. Позвонил по номеру 112, и по цепочке узнал телефон Соуярвского ОВД. Позвонил, к 13 часам приехал участковый и оформил дело. Принял заявление. На этом история закончилась, ничего утешительного он нам не пообещал. Зато предупредил об ответственности за дачу ложных показаний.
Чтобы закрыть эту неприятную тему, остается только оставить координаты стоянки.
1. Перед Валазьминским порогом на высоком левом берегу.
2. Есть подъезд на машине с грунтовки по лесной дороге.
3. От грунтовки до стоянки около 2-х километров по лесной дороге.
4. До поселка 5 километров по грунтовке.
Приезжают, как правило, рано утром. Скорее всего, воровством занимаются подростки на мопедах.
В крайнем случае, лучше остановиться на правом берегу, хотя там стоянка хуже, или пройти немного дальше. Во втором случае придется сразу после Пристанского порога идти через Валазьминский.
Вдобавок ко всем неприятностям, из левого баллона, раздувшегося от жары, выскочил шланг. Его вклеил Андрей, пока я объяснялся с участковым. Наконец лодку надули, загрузили и ушли с этого негостеприимного места.
Валазьминский порог прошли спокойно, по главной струе. Сразу стало легче. Затем был маленький перекат, а за ним начался Мельничный порог, 2 к.с..
Мощные валы, S-образный изгиб, в конце изгиба посреди русла торчит камень, который нужно обогнуть и уйти вправо. В байдарке появилась вода, просочилась под юбки…
Полегчало окончательно. Постепенно улетучилась горечь и досада, а злость смыли водяные валы порогов. Еще раз, послав мысленно всех воришек очень далеко, заставил себя забыть этот случай навсегда. Да здравствует настоящая жизнь!!!»
После порогов прошли насквозь все озеро Пальвозеро и встали перед вторым мысом. Дальше идет небольшой плес, и опять начинается русло Суны.
Встали на правом берегу на небольшой стоянке с пляжем. Вечером ребята поймали огромную щуку. Белая ночь незаметно наступила, а спать еще никто и не хотел.



27 июня
Встали довольно рано, но с выходом припозднились. Светило солнышко, было тепло, озеро лежало, как зеркало.
Наконец все-таки вышли. Пересекли широкий плес, и началась долгожданная река. Дул сильный встречный и порывистый ветер. «Щуку» разворачивало бортом к ветру. Руки сильно уставали. Когда вошли в реку (Суну), ветер продолжал дуть по-прежнему. Повыдергали все руки, пока не начались пороги.
Первым был порог Маркоткоски 2 к.с., вторым - порог Коссаниски 1 к.с., третьим – порог Корбикошки 1 к.с.. Все пороги простые, даже порог Маркоткоски. Валы небольшие, есть повороты в русле, появляются камни. А, в общем, особой сложности нет, можно идти без предварительного просмотра.
Пороги чередуются с длинными плесами, где гуляет сумасшедший ветер. Руки уже просто никакие от усталости. Под конец нахмурило, и покапал мелкий дождик. Мы одели дождевики. Мелкий дождик перешел в сильный ливень, сопровождаемый громом и молнией.
После третьего порога встали на стоянку на правом берегу. Стоянка не очень высокая, но в лесу. Здесь уже встали наши ребята, мы шли последние.
Под дождем поставили палатку, все вместе приготовили ужин и поели. Дождь немного прекратился, дал посидеть у костра, а затем полил с новой силой.
Река достаточно широкая, примерно 60 метров. Даже на порогах ветер сдувает байдарку, а точнее нашу «Щуку». А на плесах гребли так, что весла было жалко.

28 июня
Утром долго сушились. Вчера, после ливня с грозой и молнией, сухих вещей почти не осталось. Утро выдалось скорее пасмурным, чем солнечным. Однако дождя не было.
Некоторое время после выхода Суна лениво текла между болотистыми берегами. Но вот появился автомобильный мост, и характер реки резко поменялся. Появился уклон, река ожила, зашумела.
Начался порог со средними валами, но зато с камнями в русле. Перекат поворачивает то вправо, то влево.
Следом был порог поменьше первого, но так, же с коварными камнями. Лодку заливало, в перерывах мы сливали воду из юбок.
Последним был порог Лебикоски 1 к.с.. Протяженность около 2-х километров. Последовали мощные валы, обилие камней в русле. Лодку в очередной раз залило водой. Но впереди нас ждал улов и дельта реки. Берега болотистые, изрезанные. Идти лучше, четко придерживаясь левого низкого берега, заросшего тростником. Дельта выходит в озеро Линдозеро. На выходе в Линдозеро есть небольшая стоянка на правом берегу. Далее слева виднеется маленькое озерцо Дяньгаслампи, наполовину заросшее тростником.
Хотя по описанию серьезным должен быть только порог Лебикоски, все предыдущие пороги заслуживают не меньшего внимания. И по категории сложности я бы оценил пороги этого дня как 1-2 к.с. Идти можно без просмотра. Да какой там просмотр, на берег не всегда выйдешь. Серьезное отношение к порогам обязательно.
После выхода в озеро прошли правым берегом. Кругом видны одни лишь болотистые берега, много мелких островов, обрамленных тростниковыми зарослями. Картина приятная для глаз, но хотелось ступить на твердый берег. Остановились на островке с выдающейся в озеро песчаной косой. Пляж совершенно пустынный, есть небольшой пятачок для палатки…и кругом вода. В глубине остров зарос черникой, видели змею.
Группу не догнали, ночевали одни.

29 июня
Утром мы загорали на шикарном пляже в полном одиночестве. Красота!
Вчера немного ошиблись. После выхода в озеро Линдозеро мы ушли не влево к месту выхода Суны, а вправо к реке Нурмис. По этой речке и цепочке из озера Сяпчозеро, озера Торос и озера Мярандукса в Линдозеро можно попасть из озера Вендюрское. Это еще один вариант путешествия по Суне*. Встретили местных жителей, они нам показали наше местоположение и правильное направление движения.
Нашли небольшой островок по соседству с большим островом Горелый. Встали на стоянку. На озере разыгралась волна. Если пойдем, то замучаемся выгребать против ветра. И поздновато уже, почти половина седьмого вечера. Заночевали здесь, на островке.
На нашей стоянке есть даже стол, чего мы не видели с начала похода.

30 июня
С утра прохладно, ветрено и пасмурно. На озере плещут волны. Вдобавок, какое-то время громыхало, и висела черная туча. Даже немного покапало, но потом ветер разогнал тучи. Остались только серые облака, сквозь которые изредка проглядывает солнышко. Всю летающую и жалящую живность сдуло ветром. В этом есть единственный плюс.
Огромный минус в том, что мы не можем уйти с острова и дойти до места истока Суны из Линдозера. Ждем, когда стихнут волны. Скорее всего, придется ждать до вечера. Чаще всего на озерах бывает тихо вечером и ночью.

Вечер 30 июня – ночь 1 июля
Перед выходом поспали и перекусили. Вышли в 20.00. Собрались очень быстро. Ветер стих, озеро успокоилось, зашевелились комары.
За 1 час мимо острова Горелый дошли до полуострова и деревни Линдозеро, стоящей на берегу небольшого заливчика. В конце заливчика есть старый деревянный мост, за которым продолжается Суна.
Деревня мирно спала, когда мы прошли мимо, лишь стелился дымок над банями.
За мостом почти сразу начинается первый порог, без названия, 2 к.с.. Валы примерно 0,7 метра, длина порога 800 метров. Прошли чисто, даже вода не затекла под юбки. В конце порога на левом берегу есть мини-стоянка.
Следом был небольшой перекат, а потом начался второй, от моста, порог Шилмятойкоски, 2 к.с.. Его длина 500 метров, валы высокие, до 0,7 метра. Далее был порог простой, оцениваемый, скорее всего, как 1-2 к.с.. Это порог Ковеланлиете-Коски, длиной 200 метров.
В конце ходового дня, точнее ночи, были несложный перекат и порог Леполису, категория сложности 1 к.с. Порог Леполису очень мелкий, в русле много камней, плохо видимых с воды.
Порог Сухой, последний сегодня, тоже мелкий. Скорей всего по сложности тоже 1 к.с.. Но и одновременно коварный. Даже наша «Щука» часто скреблась о камни, которые почти не видно и нет возможности обойти. Огромные обливные камни тоже плохо видно из-за мощных струй. Два раза пришлось крутиться вокруг своей оси, чтобы как-то «обтечь» обливные валуны.
Ульянка проспала большую часть порогов, вся вымокла. Остальные были тоже не лучше. В общем, все были мокрые. На порогах мы еще попали под небольшую грозу и кратковременный дождик. Вода везде: сверху, снизу в реке и в лодке.
Закончили сплав за порогом Сухой на левом берегу. Стоянка огромная и высокая. Сверху очень красивый вид на разлившуюся здесь реку.
Быстро разгрузились, повесили сушиться все мокрое, переоделись. Поели горячего супчика.
Когда ложились спать, из-за леса медленно всходило солнышко. Ночь закончилась, начался новый день. Запели птицы, сумерки перешли в более светлое утро. На часах было уже 2-3 часа, ночи или утра, непонятно чего.

1 июля, утро
С утра светит солнце и дует сумасшедший ветер. Даже здесь на реке, правда разлившейся реке, ветер поднимает волны. А что сейчас твориться на озере, можно только представить.
Утром сушились, варили на завтрак гречку со сливками и топленым маслом, да еще и с черносливом. После ходовой ночи каша пошла на «ура». Внизу на болоте Димка нашел спелую чернику.
На стоянке в ряд вдоль берега выстроились огромные ходульные сосны. Так же есть высокая сосна с круглой кроной, на которую прибиты дощечки и памятные знаки всех проходивших здесь групп.
Ближе к вечеру, собрались, загрузились и стали ждать, когда стихнет ветер. Ушли около 17 часов, так и не дождавшись затишья.
Первую шиверу прошли, практически не замочив юбок. Она очень простая.
Вторая шивера, Каданлоама 2 к.с., была сложнее. Валы чуть меньше 1 метра, попадаются камни в русле. Сразу после шиверы Каданлоама был небольшой перекат.
Неожиданно начался порог с высокими валами. Тропы справа для просмотра мы не увидели. Но по высоте валов поняли, что это порог Длинный 2 к.с..
Первый участок был непростым, валы высотой 1 метр, валуны в русле, а главное – бочка справа при входе в порог. Длину первой части мы оценили в 400-450 метров, потом был улов, и стоянка на левом берегу. Далее порог стал меньше. Общая длина порога Длинный составляет около 1,5 км.
Впечатлил следующий крупный порог без названия, 2 к.с.. особенно в конце. Валы заставили байдарку поплясать.
Даже порог Ледяной, по описанию 1 к.с., в самом конце преподнес сюрприз – высокие валы и S-образный изгиб. На поворотах косые валы.
Ветер не утихал при прохождении порогов. Более того, он очень сильно мешал управлять лодкой. Река была широкая, берега низкие и болотистые.
Так мы въехали в широкий залив с каменистыми берегами и островами посередине. В заливе «Щуку» стало катастрофически сдувать. Надоело упираться рогом, поэтому решили найти стоянку до вечера. Нашли ее на левом берегу залива. Берег везде каменистый.
Пока разгружались, Димка разжег костер. Сварили рисовый суп с тушенкой. Нашли на берегу спелую чернику и сварили компот. Для ночевки стоянка не очень хорошая, какая-то неуютная.

Вечер 1 июля – ночь 2 июля
В 23 часа ветер немного стих. Загрузились в очередной раз и вышли. Дошли до устья реки Семча, она впадает в Суну с севера. По полноводной Суне, больше похожей на озеро, дошли до озера Викшозеро.
Викшозеро протянулось с севера на юг, от устья Суны до южной оконечности на расстояние 12 км. Фактически, Викшозеро является водохранилищем, образованным плотиной в Гирвасе. На север от устья Суны уходит озеро Лавалампи. Вместе они образуют единый водоем. Водохранилище узкое, но длинное. В случае сильного ветра на озере бывают высокие волны.
Суна протекает через Викшозеро и уходит на восток к поселку Гирвас. Даже ночью волны на озере были заметно больше, чем на реке. Все-таки, они были меньше, чем днем.
По озеру дошли до островов, которые лежат почти напротив выхода Суны из озера Викшозеро. Остановились на первом маленьком островке. Здесь небольшой пляж и пятачок для палатки. Спать легли сразу, как только разгрузились и обустроились. Было 2 часа ночи 2 июля.
Перед выходом в Викшозеро видели наших. Они расположились на высокой стоянке на левом берегу. Будить не стали, прошли мимо. Очень уж хорошо шли.

2 июля, утро
С утра пасмурно, изредка моросит дождик. Встал, сварил завтрак, поддул правый баллон. Он постоянно сдувается, наверное, через клапан.
Позавтракали, и тут полил более сильный дождь. Залезли в палатку, и стали готовится к выходу. Свернули спальники. Ветра уже нет, по крайней мере, он такой же, как и ночью.
Отдыхали до 17 часов, затем стали собираться. Пообедали и вышли с острова.
Волны ближе к берегу были не очень большие, но на середине уже увеличились в два раза, да еще с барашками. Лодку качало, как на порогах.
Пересекли по диагонали озеро, и подошли к левому берегу. Скорость стала больше, просто около берега спокойнее и лодку меньше сносит назад.
Прошли вдоль левого берега, все однообразно– скалы, сосны и мох. Не было ни стоянок, ни даже места для кратковременной остановки.
Влево открылся проход, волны резко стихли. На левом берегу стала видна деревня Кайкары. За ней был остров. Стоянок на нем не оказалось, как и на соседнем островке. Стоянку нашли на правом берегу залива, образованного плотиной Гирваса. Стоянка высокая, места на ней на 1-2 палатки, но довольно комфортная. С берега открывается панорама залива с островками, на скалистых берегах которых, каким-то чудом умудряющихся расти сосны. Сразу вспоминается название фильма: «И на камнях растут деревья».
Поужинали и легли спать. Уже поздно ночью, я еще не спал, мимо нас прошли москвичи: Рома, Максим, Аня и Вовка. Поздоровались и пошли искать стоянку, рядом с нами не встали.

3 июля
Ночью и утром было прохладно. Вода понемногу тоже стала остывать.
Утром вошли в канал Пионерный. Его протяженность 8 км. Канал Пионерный начинается слева от плотины, перегородившей Суну. За этой плотиной тянется сухое русло Суны, оно практически сухое. Расположенные ниже по течению пороги- водопады Гирвас («Бык-олень»), высота падения воды14,8 метра, и Пор-Порог («Олень»), высота падения воды 16,8 метра, прекратили свое существование после постройки этой плотины. Водопад Кивач (саам. «Олениха»), один из самых высоких в Европе, стал вдвое меньше. Его высота 10,7 метра, но мощность струи неизмеримо убавилась. Если раньше шум водопада был слышен за 4,5 км, то теперь его можно услышать только вблизи.
В канале, через 3 км, мы уперлись в плотину Пальеозерской ГЭС. Воды Суны были пущены по каналу Пионерный в озеро Пальеозеро. Сразу после плотины шумит мощный слив, похожий на порог 4-5 к.с. с бочкой. Далее Суна по новому руслу течет спокойно.
Обнос плотины Пальеозерской ГЭС очень длинный: 400-450 метров по шоссе и проселочной дороге, частично через поселок Гирвас. В 2-х километрах вправо от плотины есть 2 магазина.
Вещи нам помог перевезти местный житель на машине. Лодка в машину не вошла. Ее пришлось нести на руках. Наверное, со стороны это выглядело очень комично. Два сумасшедших посреди поселка с серьезными лицами тащат надувную лодку! Прямо, новый анекдот! Денег за перевоз с нас не взяли.
После Пальеозерской ГЭС канал течет в высоких песчаных берегах. Кругом сосновый и смешанный лес. Только перед самым озером берега становятся низкими.
Остановиться можно и до озера, но эти стоянки доступны для мопедов, мотоциклов и машин. Это не очень хорошо.
Стоянки есть на южном берегу озера Пальеозеро, в 2-х километрах от устья Суны (кан. Пионерный). Но там хорошие подъезды, все стоянки заняты автомобилистами. Очень грязно, все вытоптано, да и дров днем с огнем не найдешь.
Есть стоянка на северном мысу острова Большой. Именно туда мы и пошли после ужина на «автомобильном» берегу.

Вечер 3 июля – ночь 4 июля
Вышли после 1 часа ночи 4 июля. Дошли до стоянки примерно в 3.30 ночи. До острова Большой расстояние по карте составляет около 8 км. Ветра не было, волн тоже. Вода была почти, как зеркало, и только к утру, в конце марш-броска начал подниматься ветер. Вечернее розовое сияние стало ориентиром, дети спали. Впечатление получили необыкновенное – какая-то невесомость и легкость. Вечернее сиренево-розовое небо притягивает взгляд к себе, как магнит. Создается иллюзия того, что при желании можно доплыть до горизонта. Даже время перестает ощущаться, кажется, что плыть можно бесконечно. Своего рода способ медитации. Только под утро хочется спать, организм требует отдыха.
Стоянка на острове Большой не очень часто посещается туристами. Туристы здесь вообще редкие гости. Скорей всего стоянка рыбацкая. Естественная спокойная бухта. Заливчик усыпан валунами. Вход в бухту преграждает гряда камней и валунов. Сразу подойти к берегу нельзя, байдарку надо сначала разгрузить около валунов и только после этого провести к пляжу. Пройти между камнями тоже не получается. Именно провести за чалку, другого не дано. Даже «Щука», не самая широкая лодка, между камушками не пролезает.
Вышли по колено в воду, сняли часть мешков и после этого смогли провести лодку к пляжу. Дети проснулись только у самого берега. Если смотреть с воды, то правая часть берега лучше продувается. Здесь песок, растут сосны, вглубь острова уходит лес, преимущественно из тополя. Есть очаг из камней.
Левая часть бухты больше закрыта, продувается меньше. Лес лиственный.
По приходу на остров поставили палатку и сразу легли спать.

4 июля – утро и день
С утра светит солнышко, даже стало жарко. Но вода уже не такая теплая, как в начале похода.
Приходили в себя после бурной ночи. Выспались, не спеша позавтракали, а потом загорали и купались.
На этой стоянке раздолье для фотографа. Сюжетов с прозрачной водой, синим небом и камнями хоть отбавляй. По мере того, как меняется освещение, появляются все новые и до того времени неиспользованные ракурсы.
Ближе к вечеру пообедали – поужинали. В 10 вечера (22 часа) отошли от берега.

Вечер 4 июля – ночь 5 июля
Озеро сначала дало уйти от берега на довольно большое расстояние. Затем разыгрались волны. На ночь не очень похоже. Ночью на воде обычно бывает штиль или мелкая рябь. Нас сносило к правому берегу, хотя мы старались идти по азимуту 20 градусов. Там за мысом есть крохотный заливчик. Из него вытекает река Нива. По прямой расстояние составляет 9 км. Но это по прямой. По дуге получилось все 10 или больше.
Шли долго и утомительно, постоянно выравнивали лодку. Нас все-таки снесло к правому берегу, но это было уже недалеко от мыса. Упорно шли вдоль берега, борясь с волнами, пытавшимися выбросить лодку на камни. Берег низкий, заросший лесом и кустарником. Никаких следов пребывания человека не видно.
Наконец обогнули мыс. Волны сразу стихли. Прошли еще около 500 метров и увидели желтеющий песком пляжик. Среди удручающего пейзажа, в котором только лиственный лес, низкие берега и болота, это было, как луч солнца в темном царстве.
Причалили. Нас с восторгом встретили голодные комары. Их здесь просто целое море, и все крупные. В лес не войдешь, от одной мысли об этом становится плохо. Везде песок. Палатку поставили на мокром песке прямо у воды. Здесь немного сдувает комаров, и место поплотней. На часах было 2 часа 30 минут ночи.

5 июля
Утром встали позже обычного времени, но не катастрофически. Позволили себе роскошь – выспаться. После вчерашнего марш-броска руки не очень ощущаются, как-будто не свои. Место для стоянки вчера выбрали правильно, вокруг все только хуже. При этом оно не совсем хорошее. Ушли сразу после завтрака.
Река Нива спокойная, без препятствий, только под мостом есть быстрина.
Вошли в озеро Кримозеро. Оно вытянулось с севера на юг, узкое и длинное. Берега большей частью состоят из смешанного и лиственного леса, как правило, низкие. Вблизи правого берега проходит автомобильная дорога.
Остановились примерно посередине озера, если считать по длине. Стоянка на небольшом мысике в соснах. Хорошо продувается. Подъезд есть только с воды. Сегодня у нас прощальный костер, последняя нормальная стоянка в походе.
Димка нашел на берегу старую удочку, кто-то оставил. Был просто счастлив. Весь оставшийся вечер он ловил рыбу, даже поймал одну плотвичку.

6 июля
Сегодня была дневка. Выспались, после завтрака загорали и купались. Димка ловил рыбу. Поймал еще три плотвы, и вместе с первой этого улова хватило на уху.
Вечером позвонили водителю, который нас забрасывал. Договорились, что он приедет за нами в поселок Тивдию завтра к 16-16.30, к мосту. Таким образом, завтра будет ранний подъем и последний ходовой день до поселка Тивдия.

7 июля
Встали рано. Собрались тоже быстро.
Дошли до поселка Белая Гора. Он распознается по куполам небольшой церквушки на левом берегу – круглому и пирамидальному куполу часовни. На мысу стоят домики, в узкой части журчит несложный перекат (если идти из озера по левому берегу). После переката на правом берегу видны высокие отвесные скалы, сам берег порос смешанным лесом. Слева расположились дома поселка.
После Белой Горы почти сразу за кладбищем на левом берегу начинается поселок Тивдия. За станцией по разведению рыбы практически сразу начинается порог и виден мост. Порог можно назвать порогом Тивдия.
Забегая вперед, по сложности порог можно оценить, как 3-4 к.с.. Возможно даже 4 к.с., без всяких скидок. Первые валы высотой до 1,5 метра начинаются перед мостом. Через 50 метров после моста новый слив, мощные валы и бочка посередине. Пожалуй, после моста валы даже выше первых. Сливы довольно продолжительные. В середине порога есть еще слив с высокими валами до 1 метра, а так везде валы в общем невысокие. Порог длинный, во второй половине порога прижим к правому берегу. Длина порога около 1,5 км. Заканчивается порог шиверой и уловом, за которым начинается озеро Сандал.
Мы прошли первый слив перед мостом, прошли первые валы после моста, вошли в бочку. При выходе из бочки нас развернуло. Выправиться не успели, последние крупные валы опрокинули байдарку. Вынырнули благополучно, даже маленькая Ульяна 6 лет и повисли на лодке. Улька еще держалась и за маму. Второе весло подхватил Дима. Нас протащило течением около 1 км, на выходе из порога мы совместными усилиями подгребли к высокому правому берегу. Высадили Ульяну на берег, а сами, стоя по грудь в воде, перевернули байду. Достали кружку и вычерпали критическое количество воды. Опять загрузились и доплыли крайних банек, и дома на левом берегу. Шли против течения, благополучно причалили и выгрузились.
С окончанием порога окончился и весь маршрут. Мы планировали закончить перед мостом, но вышло еще круче. Апогеем похода стал порог 4 к.с. с оверкилем.
Сохли довольно долго, почти 2 часа. Как ни странно, в пороге потеряли только один тапочек и кепку. Подмок телефон, который жена почему-то вытащила из гермоупаковки. Все остальное уцелело, даже термос с чаем.

Рассуждения на берегу
Скорей всего, мы превысили допустимую сложность для «Щуки-4» без каркаса. На валах и в бочке байдарка почти складывалась. Кроме того, она еще длинная (6,2 м) и узкая
(0,8 м). Возможно «Щуку-4» надо делать шире для лучшей устойчивости.
С другой стороны, мы отработали критическую ситуацию в осложненном виде. Нас тащило течение и прибило не к пляжу, а к скалистому берегу. Значит, перевернуть байду обратно возможно, и вполне реально после этого еще пройти определенное время до хорошей стоянки. Хотя приятного было мало, мы стали опытнее и, надеюсь, умнее.

К 16.00 приехала предварительно заказанная машина. Мы загрузились и уехали в Петрозаводск. По приезду в город сразу купили билеты на поезд в Москву, поезд №017 Петрозаводск – Москва, отправлением в 20.08. Ночь с 7 на 8 июля провели уже в комфортабельном купе.
Оценивая маршрут, можно сказать, что он был интересным и не особенно сложным. Все пороги были 1-2 к.с., редко некоторые пороги осложнялись элементами 3 к.с. Порог Тивдия в счет не идет. Он не проходится на «Щуке-4» без каркаса, а с рейками мы не пробовали. Но, в общем, впечатления от похода благоприятные. Интересная река, дикие ненаселенные берега, белые ночи и красивые озера никого не оставят равнодушным.
И в который уже раз понимаешь глубокий смысл слов известной песни: долго Карелия
будет сниться,… и звать к себе обратно.

Перечень порогов

До озера Линдозеро:
После озера Линдозеро
1. Порог Пристанский 1 к.с.
2. Порог Валазьминский 2 к.с.
3. Порог Мельничный 2 к.с.
4. Порог Маркоткоски 2 к.с.
5. Порог Коссаниски 1 к.с.
6. Порог Корбикошки 1 к.с.
7. Порог без названия 1 к.с.
8. Порог без названия 1 к.с.
9. Порог Лебикоски 1-2 к.с.

После озера Линдозеро:
1. Порог без названия 1 к.с.
2. Порог без названия 1 к.с.
3. Порог Шилмятойкоски 1 кс.
4. Порог Ковеланлиете-Коски 2 к.с.
5. Перекат 1 к.с.
6. Порог Леполису 1 к.с.
7. Порог Сухой 1 к.с.
8. Шивера Каданлоама 2 к.с.
9. Порог Длинный 2 к.с.
10. Порог без названия 2 к.с.
11. Порог Ледяной 1 к.с.
12. Перекат н/к
13. Порог Тивдия 4 к.с.

*Пояснение к 29 июня: Маршрут: оз. Вендюрское – оз. Сяпчозеро – оз. Торос – оз. Мярандукса – река Нурмис – оз. Линдозеро – р. Суна - р. Семча - оз. Викшозеро – пос. Гирвас.
http://my.mail.ru/mail/s-savu/photo?album_id=329
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему Страница 1 из 1
Список форумов -> Отчёты о путешествиях

Часовой пояс: GMT + 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group