Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Сергей Савушкин
Зарегистрирован: 02.06.2009 Сообщения: 49
|
Добавлено: Вс Ноя 27, 2016 2:13 Заголовок сообщения: Карелия, река Тарасйоки. Июль 2016 года |
|
|
Карелия, река Тарасйоки.
Июль 2016 года
Маршрут: оз. Чудоярви – река Тарасйоки – оз. Леукуньярви – оз. Муртсхакименьярви – оз. Варунлампи – оз. Сариярви – оз. Тарасъярви – оз. Кайтаярви – устье реки Ирсут – оз. Саариярви – оз. Женское – р. Тарасйоки – р. Суойоки – р. Шуя – оз. Шуясалма – мост дороги Суоярви-ст. Хаутаваара.
Расстояние: 101 км
Сроки: 16 июля – 29 июля 2016 года
Лодки: «Нева», «Щука-4»
Состав группы: 1. Экипаж (Гоев Юрий, . Абдулаева Гуля, дети: Варвара 7 лет)
2. Экипаж (Сергей, Евгения, дети: Мира 3 года, Есения 5 лет
3. Экипаж 3(мы; Сергей, Марина, дети: Дима 12 лет, Ульяна 9 лет)
Википедия
Тарасйоки (Торос-йоки, Торас-йоки) — река в России, протекает по территории Суоярвского района Карелии. Устье реки находится в 184 км по левому берегу реки Шуи. Длина реки — 72 км, площадь её водосборного бассейна — 1830 км?.[2]
Дневник похода
В этом году мы идем на загадочную и интригующую речку Тарасйоки, находящуюся в стороне от привычных водных маршрутов Карелии.
16 июля
Собирались целый день, вещей просто море, плюс большая сумка продуктов. Продукты брали сразу на весь поход. Получилось две сумки, часть продуктов еще уложили в рюкзак.
В машину еле впихнулись. Ульяна сидит на коленках у Марины.
На вокзал приехали в 20.00. Около 40 минут челноком, а затем на тележке с носильщиком, перенесли весь груз к вагону. В 21.00 отъехали. Поезд N 18 Москва – Петрозаводск, отправление 16 июля в 21.00. Вещи распихали в два купе-боковушки.
17 июля
Прибыли в Петрозаводск 17 июля 08.50. В 11.20 к перрону подошел поезд N 92, на нем приехал Юра Гоев с семьей. Погрузились в машину Газель с прицепом и отправились к месту заброски, забрав по пути третий экипаж из Санкт-Петербурга.
Конечной целью заброски было озеро Чудоярви, место впадения в него реки Тарасйоки, северный берег.
Романтика дальней заброски.… О ней можно много говорить, но почувствовать всю прелесть возможно только пройдя ее хотя бы один раз. Почувствовать дребезжание далеко не новой машины, взлеты и посадки на «американских» горках карельских грунтовок; сухость в горле и давящую тяжесть, когда от скорости и перепадов высот закладывает уши. И, наконец, ощутив радость от слов: Все, приехали», с которыми открывается необъятный водный простор и в уши давит, на этот раз не рев мотора, а оглушающая тишина лесного озера.
Выехав около 12 часов из Петрозаводска, в 18.45 мы добрались до места стапеля. Поляна была занята рыбаками. Мы расположились лагерем рядом, на пляже.
Сегодня мы дежурили. Варили макароны с тушенкой. Лодку собирать не стали, слишком устали. День был солнечный и немного прохладный.
18 июля
Проснулись под ритмичный шепот дождя. Все небо было обложено тучами, просветов никаких нет. Под мелким моросящим дождем мы собрали и надули нашу «Щуку». Все остальные собрали байдарки еще вчера. Собирались долго, в палатках. Палатки сняли в последнюю очередь. Исторический момент, наконец, наступил, мы вышли! Даже дождь ради такого случая на время прекратился.
Озеро Чудоярви встретило мелкой волной, слабым ветром и мелким моросящим дождиком. Кругом пустынная карельская тайга, полное безмолвие. После выхода из озера местность ничуть не изменилась, только река отличалась от озера. Она меньше по ширине, около 40 метров. Течение медленное, берега низкие.
Так мы шли долго и немного скучно от однообразности пейзажа. До тех пор, пока на горизонте не показались первые «бульки» порога и камни на берегу. Первый порог был длиной около 500 метров, извилистый, по берегу разбросаны валуны. Струя идет посередине русла. Особых сложностей нет, нужно только идти по струе и держать нос по курсу. Камней в русле нет, или почти нет. Порог можно классифицировать 1 к.с., называется он Обозначенный.
После порога был улов, затем продолжилась сонная часть реки. Потом река «проснулась». Последовали, один за одним, три переката. Все три по длине примерно 100 метров, легче, чем первый, но мельче. Есть камни в русле, особенно ощутимые для каркасных байдарок. Последний перекат настолько прост, что его можно назвать мелкой шиверой. Всего лишь небольшой уклон и сильная струя.
Затем мы вошли в озеро Юла-Маткалампи. По выходу из него, на протоке, встали на стоянку на левом берегу. Стоянка расположена на красивом холме. Открывается красивый вид на все окрестности.
Все время, пока шли, дождь лил, не переставая, временами усиливаясь. Все промокло кроме вещей в гермомешках. Мокрые и холодные мы пристали к берегу. Натянули тент, поставили лагерь. Костер разгорелся тоже не сразу.
После чая и ужина стало совсем хорошо, все ожили. Дождь до вечера так и не прекратился, но это уже не имело значения.
19 июля
Утром светило солнце! Погода смилостивилась и решила не испытывать нас на прочность. Светило через облака, неярко, особого тепла не чувствовалось. Но все-таки это было солнце, а не дождь. Пришло на мысль одно изречение. Лучше плохое солнце, чем хороший дождь.
После завтрака собрались на удивление быстро, успели даже просушить вещи
Вышли около 12 часов. После озера Ала-Маткалампи на реке Тарасйоки порог 1 к.с.. Технически ничего сложного, идти по струе, но валы до 0,5 метра, есть даже бочка. Может быть на 2 к.с. порог не тянет, но впечатляет.
После первого поворота идет небольшое озеро, названья на карте нет. На выходе из него шумит второй порог. Начинается он просто, валы небольшие. Струя идет посередине реки, порог имеет извилистый характер. С середины начинаются валы до 0,5 метра и бочка. Но самое главное в конце порога. А в конце стоит мост с 4-мя пролетами. После прохождения основной части нужно «вписаться» в пролет, и выскочив из него не налететь на камни. Можно идти в левый пролет, там прошел Юра, чиркнул камни, но все закончилось благополучно. Мы пошли в пролет, расположенный правее вписались, на выходе налетели на камни. Повернули влево, но сильная струя сразу развернула лодку поперек. Сели на камни. Сдергивали «Щуку» втроем, неудачно. Подоспел на помощь Юра, вместе сняли лодку с камней. Вошли в улов, черпанув немного воды.
После осмотра я пришел к выводу, что лучше было бы идти еще правее, в 4-й от левого берега пролет. Туда входит широкая струя, на выходе она поворачивает вправо, очень мощная. Нужно только уйти вправо, чтобы не налететь на огромный валун и каменистую отмель около него. Самое сложное в конце, это прохождение моста. Кстати, просмотреть порог сложно. Порог длинный, берега дикие, тропы нет.
После порога мы вошли в озеро Леукуньярви, прошли его. На выходе из озера прошли два несложных порога. Первый не так и прост, в середине бочка и приличные валы. Второй перекат простой.
Вошли опять в реку, на правом берегу нашли место для стоянки. Здесь еще не ступала нога человека, только лес, мох, и черника. Комары тоже есть. Относительно комаров я заметил одну вещь. То ли мне не до них, то ли привык. Но я их особенно не чувствую. Весь день была хорошая погода. Без особенного солнца, облачно, но без дождя.
20 июля
Рано утром небо было обложено тучами. Во время завтрака еще было хорошо, не капало. Когда позавтракали и наполовину собрались, заморосил дождик. Он все расходился и расходился, превратившись в мелкий, но осязаемый дождь. Пришлось отложить выход на неопределенное время. Пауза затягивалась. Наконец дождь стал совсем мелким. Мы сделали отчаянное усилие и вышли.
На воде морось почти перестала чувствоваться. Мы пошли по реке и озерам. Таким, как оз. Муртсхакименьярви, оз. Сариярви, затем шли по самой реке Тарасйоки, и вошли в озеро Иль-Тарасъярви. На протяжении всего дня было четыре локальных слива, все они были несложные, просто небольшая ступенька. Два из них были заметные, остальные представляли собой сливы с быстрым течением.
Перед озером Иль-Тарасъярви прошли порог 1 к.с., идти по центральной струе, камней нет, валы до 0,3 метра. Длина около 200 метров.
До озера Иль-Тарасъярви берега чаще высокие, есть места для потенциальных стоянок. Единственная реальная маленькая стояночка была на левом берегу, на мысу, на озере Сариярви, напротив вершины г. Варунваара, высота горы 279 метров. Но она совсем маленькая, на 2 палатки.
На озере Иль-Тарасъярви встали на довольно большой стоянке с песчаным пляжем, на северном берегу, справа. Здесь сосны, целый холм с черникой, за которым начинается болото. Стоянка хорошо продувается.
Сегодня ближе к вечеру варили суп. До вечера погода простояла без дождя.
21 июля
Сегодня дневка. Утром дежурные разбудили перед завтраком. Потом каждый занимался тем, чем хотел.
Рыбаки пошли ловить рыбу, кто-то просто сидел у костра. Появилась возможность погулять по берегу, пофотографировать природу, чем я и воспользовался.
Здесь интересная, живописная прибрежная полоса с камушками, песчаными пляжами, болотами и мхами. Многие валуны «разрисованы» лишайниками разных форм и цветов, оранжевым, красным, зеленым. И хотя небо было пепельно-серым, было завораживающе-красиво от ощущения дикой, нетронутой природы.
Сегодня варили грибы, собирали ягоды, сушились, спали и т.д..
День состоялся без дождя.
22 июля
Утром нас разбудило привычное уже серенькое прохладное состояние погоды.
После завтрака с пшенной кашей вышли. Пересекли наше озеро Иль-Тарасъярви, прошли отрезок реки, соединяющий наше озеро с озером Ала-Тарасъярви, обогнули мыс на левом берегу, и вошли в реку. При выходе из озера Ала-Тарасъярви сразу три слива. Первый простой, а следующие пороги были уже сложнее, почти 1 к.с., длиной около 80 метров.
Прошли озеро Кайтаярви с поселком Тойвола на левом берегу. В поселке есть магазин, но заходить в поселок не стали. Все продукты есть в наличии. На озере Кайтаярви был ветер, нашу «Щуку» немного сносило.
На выходе из озера Кайтаярви под автомобильным мостом есть порог 2 к.с.. Начинается он еще до моста, под мостом резкий слив с поворотом вправо, после которого слева небольшая бочка. Валы до 0,4-0,5 метра, есть две заметные ступеньки.
Потом до ж/д моста прошли еще семь несложных порогов, три из которых были 1 к.с., остальные намного проще. Несколько «единичек» прошли в паре с Димой, чем он был чрезвычайно горд.
Под железнодорожным мостом перекат 2 к.с.. В начале порога небольшая бочка, основная струя идет правее. Далее валы дл 0,4-0,5 метра, как минимум, две ощутимые ступеньки. Лодку точно залило, особенно Диму в носу. Длина порога около 300 метров. Потом прошли еще три порога от н/к до 1 к.с..
Остановились на повороте реки на север на правом берегу. Здесь болото, небольшая сосновая рощица. Вокруг море голубики, есть даже морошка. Место уже потоптанное, но совсем немного.
Остановились в 16 часов, дальше не пошли. Поблизости находится поселок Найстеньярви, лучше заночевать до него.
День был пасмурным, но без дождя.
23 июля
Утром в палатке было непривычно тепло. Над болотом уже испарялся туман, оживилась летучая и кусающаяся живность, мошки и комары.
После завтрака вышли. Сразу за поворотом локальный слив, порог 1 к.с.. Длина около 80 метров, струя сильная, идет по середине реки.
После первого порога был второй порог, 2 к.с., с поворотом вправо. Струя сильная, валы от 0,4-0,5 метра. В начале и середине порога косые валы. Заход в порог немного левее середины русла. Длина порога 200 метров.
После первых двух порогов были сливы, совсем простые и почти незаметные.
Прошли кусок реки и вошли в озеро, образовавшееся в устье реки Ирста, левого притока Тарасйоки. Потом вошли в озеро Саариярви, прошли мимо поселка Найстеньярви, обозначившегося подъемными кранами и тремя трубами на правом берегу.
В магазин сходить не удалось. По прямой путь до магазина около 300 метров. Но вокруг забора комбината идти долго. Решили не тратить время.
Через короткую протоку вошли в озеро Женское. В протоке перекат, простой, с ряжевыми стенками из вертикально поставленных бревен. Сложности перекат не представляет.
Озеро Женское очень живописное. Оно длинное, протяженностью около 9 км, с хаотично разбросанными лесистыми сосновыми островками. По левому берегу много песчаных пляжей, потенциальных стоянок. Вдоль всего правого берега, и дальше вдоль реки Тарасйоки, до впадения в реку Суойоки (Шуя), идет железная дорога. Ее слышно, но не видно.
Мы остановились на левом берегу, почти напротив станции Найстеньярви, в заливчике. Не путать с поселком Найстеньярви, расположенным выше по течению.
Сегодня в погоде прорыв. Сразу после выхода со стоянки выглянуло солнце, теплое и ласковое карельское солнце!
По приходу на стоянку мы даже купались. Вечер был тихий и теплый. Присутствие поселка практически не ощущается. Несколько раз был слышен шум поезда, машины и еле слышный лай собак. В остальном стоит мертвая тишина. На стоянке много грибов, черники и голубики.
24 июля
Сегодня дневка. После завтрака стало жарко. Плавали на дальние пляжи купаться и мыться. Сплавали и в магазин. Тропа к поселку есть от старой пристани на правом берегу, напротив нас. До вечера простояла теплая и солнечная погода.
Сегодня неожиданно стал травить правый баллон, очень заметно. Вечером попытался подклеить клапан, после чего баллон надул. Для проверки оставил до утра.
25 июля
Все утро провозились с баллоном. Чуть не сломали насос. В результате так и вышли с решением отложить решение проблемы до дневки. А там основательно проклеить клапан.
Когда вышли, на озере поднялся ветер. Шли по встречной волне до реки.
Вскоре после начала реки показался порог. Порог простой, длиной меньше 100 метров, 1 к.с.. Вскоре после него начался второй порог. Это порог Найстенькоски, 2 к.с..
Порог начинается с S-образного изгиба, заход слева, потом поворот направо, опять поворот налево. Здесь струя небольшая, валы маленькие, но в русле много камней, мелко.
Дальше нужно пройти под мостом. Нужно встать на основную струю, с левой стороны. Вход под мост через центральный створ, внимание, слева что-то непонятное, возможно камень. Потом идет сильная струя с поворотом вправо, высота валов от 0,5 метра. Заканчивается порог тихим уловом.
Мы прошли неплохо. До моста, на повороте, немного сели на камень, нас сняла сама струя. Мы развернулись вокруг оси и дальше пошли, как положено. Валы после моста огромные, было немного страшно.
После порога Найстенькоски река Тарасйоки становится широкой, много заливов, мелких озер, соединенных с руслом. Плыли, как в аэродинамической трубе, против ветра. Сносило.
На этом спокойном 8-км участке стоянок практически не было. Лишь после первого поворота от порога на правом берегу было место, похожее на стоянку.
После тихого участка нас ждал второй порог, большой, 2 к.с.. Длина порога 200 метров. После начала порога, первых 60-70 метров, где в русле небольшие валы и камни, нужно опять пройти под мостом. Проход под центральным створом, между двумя глыбами на выходе. В этом месте на мосту растет березка. Проход узкий, есть камни, лучше вписаться точно, иначе будет плохо. После моста спуск по центральной струе, примерно 100 метров, валы до 0,4-0,5 метра. Вход в улов. Все экипажи прошли чисто.
После порога 2 к.с. был еще несложный порог, после чего мы вошли в реку Суойоки (Шую). По правому берегу стоит поселок Суойоки.
Прошли Шуе меньше 1 км и встали на левом берегу, в заливчике, на стоянку. Стоянка высокая, основательная.
Наш правый баллон к моменту прихода заметно сдулся.
В устье Тарасйоки на реке остров. Обходить его лучше справа, со стороны поселка Суойоки. Слева на протоке, весьма узкой, непроходимый порог. Он мелкий, с хаотично нагроможденными валунами.
Сегодня рыбаки опять поймали две щуки. Варили мы и грибы, они попадаются
каждый день. Подосиновики, подберезовики, белые растут совсем рядом со стоянкой, ходить далеко не надо.
26 июля
Через 300 метров после поворота, почти сразу после ухода со стоянки, показался порог Медвежий. Он классифицируется, как порог 2 к.с.. На берегу сохранились старые окопы.
Ширина реки на пороге составляет около 80 метров, сразу вниз обрывается ступенька. По центру, ближе к левому берегу, большая бочка. Немного правее начинается плавная, но сильная, струя. Ниже валы на струе немного меньше 1 метра, в конце порога есть вторая бочка. Длина порога около 200 метров. По левому берегу идет тропа для осмотра.
Мы прошли порог неудачно, перевернулись в самом начале. Не успели подвернуть лодку по струе после первого сильного вала. Туристы из другой группы на катамаране поймали нас уже в конце порога и подвели к берегу. Хорошо, что детей в лодке не было, они остались на берегу. Вылив воду из лодки. Мы вернулись назад, к месту, где причалили все остальные, наши две «Невы». Было жарко, пока ходил фотографировать порог, высох. Оба наши экипажа порог прошли удачно.
Обсохнув, продолжили путь дальше. Прошли простой слив, и через один час подошли к порогу Древний мост, 1 к.с.. Здесь остались опоры и камни вокруг них. Сам порог представляет собой прямой слив, валы невысокие.
Следующий порог, порог Луки, с ударением на первый слог, 1 к.с.. На реке в русле небольшой остров. Идти надо в левый от острова рукав. Струя прямая, валы приличные, явно ощущается плавный поворот вправо.
Сразу после порога Луки встали на стоянку на правом берегу. Стоянка с пляжем и в соснах. Погромыхал гром, немного покапал дождь, подул ветер, и опять все стихло. Вышло солнце, гром ушел далеко от нас.
Возвращаясь к порогу Медвежий, можно сказать, что «Щука-4» не приспособлена для прохождения таких мощных порогов. В отличие от «Невы», она не прорезает вал, а прыгает по поверхности воды. Учитывая ее длину 6,2 метра и малую ширину, 0,85 метра, «Щуку-4» после большого вала сложно повернуть по струе. Отсюда и переворот. Нужна жесткая конструкция, чего у «Щуки» нет. Пороги, подобные Медвежьему, труднопроходимы на «Щуке-4». Это не их стихия, в чем мы убедились.
Порог Медвежий, хотя он и классифицируется, как порог 2 к.с., имеет расход воды на порядок выше, чем на реке Тарасйоки. Поэтому он реально сложнее 2 к.с..
27 июля
Сегодня дневка. Утром уже светило солнце, было жарко. И хотя днем был короткий дождик, настроение он не испортил и ничем не навредил.
Весь день клеил байдарку. Отклеился, и довольно сильно клапан на баллоне. Лодке уже 5 лет, похоже, это результат эксплуатации. Подклеил клапан. Потом выдержал нужное время, чтобы клей схватился. Далее подклеил все тот же клапан тонкой «тезой».
Вечером байдарку надули, оставили на ночь для проверки результата.
28 июня
Испытания временем прошли успешно. К утру байдарка ни капельки не сдулась.
Сразу после выхода, через 0,5 км, на реке порог Олененок, 1 к.с..Длина порога около 100 метров, заход и прохождение по основной струе. В самом начале небольшая бочка, во второй половине порога несколько сильных валов высотой до 0,4 метра. Остальные немного меньше.
После порога Олененок река продолжается виде плесов на расстоянии 10 км. По пути на обоих берегах довольно много стоянок.
После выхода из озера Шуясалма на правом берегу частное подворье, аккуратные деревянные домики.
Далее на реке мелкая S-образная шивера и порог Ступенька, 1 к.с..
Порог Ступенька длинный, до 100 метров, валы до 0,4 метра, особенно высокие в конце. Проход по струе.
Ниже порога опять разлив реки, а на правом берегу есть хорошая стоянка. Ели и сосны, стоянка высокая, причал в виде песчаного пляжа.
Испытание водой лодка тоже выдержала, баллон не спускает.
До моста через Шую, антистапеля, осталось около 2-х километров.
Вечером Димка поймал щуренка на поплавочную удочку, щуренок был крупный.
29 июля
Утро наступило под аккомпанемент мелкого дождя. Мы встали раньше всех, сегодня дежурим. Вылез Сережа, чтобы натянуть тент, про который вчера забыли. К моменту выхода со стоянки дождь затих. Свое дело он сделал, намочив все и вся.
Вскоре после выхода со стоянки показался порог. Длина около 100 метров, валы небольшие, прохождение по центральной струе.
Сегодня шли недолго, после порога очень скоро показался мост трассы Петербург-Суоярви. Это и был наш антистапель, конец похода. По левому берегу около моста поляны, стоянки чаще всего используются для стапеля или антистапеля.
Разбирались около двух часов. Просушить байдарки невозможно, периодически моросит мелкий дождик. Нашу байдарку просто сдул, протер и убрал в чехол. Сушить будем дома. Машина приехала к 15.20.. Водитель все тот же, только прицепа нет. С трудом все влезли.
И опять разматывается бесконечная лента дороги, то забираясь вверх, то срываясь резко вниз. Опять колотит по кабине дождь, да так, что дворники не справляются с потоком воды, бегущим по стеклу. Какое-то странное оцепенение овладело всем телом, как будто идет безмолвное прощание с Карелией. Прощание с тихими озерами, порожистыми реками, безмолвной тайгой, а так же со своими сомнениями и маленькими победами над собой. Надолго ли, или до следующего года, пока неясно.
Через два часа были в Петрозаводске. Билет купили на поезд N 17 Петрозаводск-Москва. На следующее утро в 9.57 были в Москве.
Дата Описание стоянки Порядковый номер ночевки
17 июля Северный берег оз. Чудоярви. Стапель. 1-я ночевка
18 июля Озеро Юла-Маткалампи, левый берег. 2-я ночевка
19 июля Река Тарасйоки, между озерами Леукуньярви и Сариярви, правый берег. 3-я ночевка
20-21 июля Озеро Иль Тарасъярви, мыс на северо-восточном берегу 4-я, 5-я ночевки, дневка
22 июля Река Тарасйоки, правый берег, после железнодорожного моста. 6-я ночевка
23-24 июля Озеро Женское, левый берег, напротив ж/д станции Найстеньярви. 7-я, 8-я ночевки, дневка
25 июля Река Шуя, сразу после устья реки Тарасйоки, левый берег. 9-я стоянка
26-27 июля Река Шуя, правый берег. Перед порогом Олененок. 10-я, 11-я ночевки, дневка
28 июля Река Шуя, после порога Ступенька, правый берег. 12-я ночевка
29 июля Мост Санкт-Петербург – Суоярви, перед пос. Хаутаваара. Антистапель, отъезд в Петрозаводск.
Сноска на фото: https://fotki.yandex.ru/users/s-savu/album/239640/? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Гуля Абдуллаева
Зарегистрирован: 17.02.2011 Сообщения: 29
|
Добавлено: Ср Дек 28, 2016 22:06 Заголовок сообщения: |
|
|
Спасибо за отчёт, Сергей. Прочитал, повспоминал, порадовался. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Гуля Абдуллаева
Зарегистрирован: 17.02.2011 Сообщения: 29
|
Добавлено: Ср Дек 28, 2016 22:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Предыдущее сообщение от меня - Юры из экипажа-1)).
Пять копеек от себя:
Пройдя без потерь очередной старый мост (не помню, какой по счёту), запарковал лодку и побежал на мост, чтобы отсемафорить остальным экипажам нормальный проход. Залез на мост, стою, жду, курю, опять курю, снова курю.... Потом вслух излагаю нечто вроде "да где ж их носит" и слышу ответ из-под моста "А мы здесь!" Оказалось, что экипаж Сергей-Евгения ушёл в непроходной пролёт моста в середине реки и зачалился там же (прямо под мостом).
Провели спасательную операцию: детей вытянули на мост спасконцом, лодку Сергей вывел вручную в нормальный проход (не высаживая матроса, со страховкой с моста). Лодка с родителями ушла дальше в шиверу, дети прошли по берегу, по дороге объедая разноягодные кусты. Семья воссоединилась метров через триста)) |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
|